Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 23:20, курсовая работа
Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в регионах в целом имеет те же задачи, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи данного блока в значительной степени выполняются региональными органами по труду за счёт региональных фондов занятости, а в составе которых находится порядка 80% от сумм обязательных страховых взносов работодателей, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти.
Введение
Глава 1.
Особенности формирования и перспективы развития рынка труда
Основные задачи государственного регулирования на рынке труда
Глава 2
2.1 Политика занятости и регулирование рынка труда
2.2 Инструменты государственного регулирования
2.3 Основные факторы и тенденции формирования рынков труда РФ
Заключение
Список литературы
труда является:
во-первых, удовлетворение профессионально-экономических
экономически активного населения, включая социальную защиту и обеспечение
народного хозяйства нужными ему кадрами;
во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной
занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем
графике рабочего дня и т.п.
Так как рынок труда еще только формируется, его функционирование
невозможно без государственного регулирования. Главные, социально значимые
цели регулирования рынка труда - это снижение уровня безработицы,
поддержание оптимального соотношения между спросом и предложением рабочей
силы (а значит, и косвенное установление ее цены). Для достижения всех этих
целей требуется создание эффективно работающей инфраструктуры рынка труда.
Ее основными элементами на государственном уровне является: определение
минимально необходимых норм и нормативов функционирования рынка труда, его
общих границ. Государство обеспечивает унификацию системы социального и
трудового законодательства, определяет объем прав работодателей и
работников в сфере найма, возможность их участия в управлении
производством, пределы компетенции местных органов управления рынком труда
и т.д.
Помимо использования нормативов прямого действия, государство
осуществляет косвенное регулирование рынка труда через налоговую, кредитно-
денежную, амортизационную политику, а также с помощью других мер
общеэкономического характера, то есть можно говорить о решающей роли
государства в
формировании рынка труда.
2.4. Основные
факторы и тенденции
В России прослеживаются признаки качественно новой ситуации -
становления рынка труда. Это означает формирование такой системы
экономических отношений между работодателями и работниками, при которой
занятость и денежные доходы последних определяются, прежде всего,
конъюнктурой предложения труда и спроса на него.
Происходящие экономические реформы закономерно порождают спад
производства и безработицу. Однако, такой взгляд на рынок труда был бы
слишком упрощенным. На самом деле на него воздействует более сложный
комплекс факторов, среди которых можно выделить 3 блока: природно-
ресурсные; демографические; социально-экономические.
Не вызывает сомнений тот факт, что между обеспеченностью природными
ресурсами и занятостью существует прямая связь. Россия имеет возможность
полностью удовлетворять серьезные потребности своих предприятий и тем самым
положительно воздействовать на занятость. Однако, сложившаяся к настоящему
времени экономическая ситуация, пронизанная сложными и разнообразными
противоречиями и проблемами, не позволяет реализовывать имеющиеся
возможности экономики.
Действие второго фактора в настоящее время проявляется довольно слабо,
поскольку заметных изменений численности трудоспособного населения за
последние годы (1992-97г.г.) не произошло. Однако структурные подвижки в
составе населения обещает во второй половине 90-х годов некоторое
увеличение численности трудоспособного населения. В России существуют
собственные локальные зоны “демографического взрыва”; где темпы прироста
населения десятилетиями превышают темпы создания рабочих мест - Это,
главным образом, национальные республики Северного Кавказа. Кроме того, в
ближайшие годы Россия будет страной относительно массовой иммиграции,
причем проблемы социальной и трудовой адаптации мигрантов, в первую
очередь, зарегистрированных беженцев, будет стоять достаточно остро.
Основное влияние на рынок труда в России оказывают социально-
экономические факторы, среди которых можно выделить: спад производства,
структурные сдвиги в экономике; динамика форм собственности; инвестиционный
климат в стране; ситуация в сфере доходов.
Суть новой политики в
переходе от политики “полной занятости” к рыночной системе, которая
предполагает рациональное использование труда.
Важная роль в этом процессе принадлежит государству, основным рычагом
усиления влияния которого в регулировании рынка труда становится активная
социальная политика. В ее центре - два тесно взаимосвязанных аспекта:
доходы и занятость. Рассматриваемая только как часть социальных программ,
политика занятости пробуксовывает. На самом деле это важнейшая
экономическая проблема, неразрывно связанная с инвестиционной политикой и
структурными изменениями.
В то же время реформирование социальной сферы невозможно осуществить
без параллельной реформы системы доходов. Низкий уровень цены рабочей силы
и заработной платы не способен выполнять присущие им воспроизводственные
функции. Такая заработная плата превратилась в форму социального пособия,
разрушающую экономику.
Поэтому назрела необходимость повышения цены труда.
Изучение институциональных факторов рынка труда традиционно
сопутствовало сменявшим друг друга макроэкономическим доктринам. Впрочем,
всегда находились специалисты, которые считали институциональные факторы -
несовершенство законодательства, структур собственности, соотношений между
крупными, средними и малыми предприятиями, организацию самого рынка труда
главными причинами возникающих проблем и диспропорций, в том числе
безработицы. В России крупнейшей институциональной перестройкой последних
лет стала приватизация. Доля занятых в частном секторе, согласно
Госкомстату РФ, в 1992-1997гг. увеличилась с 15,3% до 54,4% от общей
численности занятых в экономике. Обсуждение большинства политических,
социальных, экономических, юридических аспектов приватизации не входит в
задачи настоящей работы - кроме одного. Насколько правомерно предположение
о том, что приватизация должна вызвать массовую безработицу? Теоретическая
модель гипотезы о существенном и негативном влиянии приватизации на
занятость достаточно проста: в результате приватизации предприятий должны
повышаться организованность их работы, эффективность труда и вследствие
этих причин должен снижаться спрос на труд. Данная модель была бы приемлема
для жестко структурированного насыщенного рынка с ограниченным уровнем
спроса на все виды товаров в России, несмотря на ограничения спроса,
возникшие в результате инфляции и других кризисных факторов, рынки многих
товаров не полностью насыщены. Поэтому потенциально меньше
приватизированные предприятия могут расширять сбыт продукции и спрос на
труд. Не реализуются указанные возможности в результате общего кризиса, в
равной степени препятствующего нормальной деятельности как частных, так и
государственных предприятий. Кроме того, на многих приватизированных
предприятиях после формальной смены титула собственности не происходит
позитивных изменений в технологии, организации и эффективности труда.
В последнее время в
такая тенденция, как незаинтересованность предприятий в улучшении
качественного состава работающих. Такое улучшение считается задачей
будущего и поэтому уходит на второй план. На первом же месте стоит проблема
выживаемости, самосохранения.
Серьезное влияние на рынок
труда на всех уровнях
и переподготовка кадров. Требует своего разрешения обострившееся в
последнее время противоречие между формальным и реальным образованием.
Рынок труда и подготовка учебными заведениями специалистов не имеют почти
никакой взаимосвязи. В то же время современное предприятие ставит перед
выпускником учебного заведения, нанимаемым на работу, вопрос: что конкретно
он умеет делать?
Это предполагает наличие у него определенного опыта работы. Опыт
работы по специальности до получения диплома накопить трудно. Студент еще с
младших курсов вынужден устраиваться на работу, очень редко соответствующую
его будущей специальности, лишь ради заработка. Причем работать приходится
зачастую в дневное время, когда идут занятия, т.е., он работает за счет
учебы. Компенсировать упущенное он пытается уже после получения диплома,
ценой немалых затрат времени и денег, на многочисленных курсах, порой
сомнительной
репутации.
Проведенный анализ показал, что сохранение нынешних тенденций в
экономике в целом и на рынке труда, в частности, может привести к
перспективе увеличения масштабов, как явной, так и скрытой безработицы, не
говоря о других негативных факторах.
Поэтому необходима дальнейшая дифференциация политики занятости. В
частности, на республиканском уровне могут быть приняты специальные
программы (конверсия, беженцы и др.). Для большинства территориальных
единиц, входящих в состав республики могут быть использованы типовые
решения.