Правовое регулирование рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в регионах в целом имеет те же задачи, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи данного блока в значительной степени выполняются региональными органами по труду за счёт региональных фондов занятости, а в составе которых находится порядка 80% от сумм обязательных страховых взносов работодателей, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти.

Содержание

Введение
Глава 1.
Особенности формирования и перспективы развития рынка труда
Основные задачи государственного регулирования на рынке труда

Глава 2
2.1 Политика занятости и регулирование рынка труда
2.2 Инструменты государственного регулирования
2.3 Основные факторы и тенденции формирования рынков труда РФ
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая сгу.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

эффективное использование  рабочих мест;

проведение взвешенной  миграционной  политики,  направленной  на  позитивное

территориальное  перемещение  населения,  обустройство   мигрантов,   защиту

российского рынка  труда;

развитие и  повышение  эффективности  программных  услуг,  реализуемых  через

государственную службу занятости населения и  направленных на  предотвращение

безработицы и  возвращение лиц, не имеющих работу, к активному труду [6].

      Кроме того, федеральными и региональными   органами  власти  развёрнута

большая работа по созданию действенного механизма  государственной  поддержки

по созданию новых рабочих мест.

      Целью  программы  является  проведение  активной  политики   занятости

посредством  изменения  структуры   занятости   населения   РФ   на   основе

формирования  эффективной  структуры  рабочих  мест  и  сохранения  кадрового

потенциала  в  регионах  и  перспективных  отраслях  российской  экономики.

Реализацию программы  предусматривается осуществить  в  два  этапа  в  период

1996-2000 годов.

      Первый этап реализации программы  в 1996-1997 годах  был  сориентирован

на создание  организационно  –  правовых  условий  для  проведения  политики

создания и  сохранения рабочих  мест.  Второй  этап  (1998-2000  годы)  –  на

конкретные  мероприятия,  связанные  с   разработкой   отраслевых   программ

создания рабочих  мест.

      В результате  проведённых   расчётов  получена  предварительная   оценка

общей потребности  в рабочих местах на 1997-2000 годы.

      Потребность  в  рабочих   местах  по   отраслям   народного   хозяйства

составляла, по оценке, 66,4 миллиона в 1996 году и увеличится к 2000году  до

67,0 миллионов.  Основными  факторами  роста   занятости  будет  возрастающая

потребность в  занятом населении в отраслях инфраструктуры и сферы  услуг.  В

региональном  разрезе  положительная  динамика  показателя   потребности   в

рабочих местах характерна для  всех  экономических  районов  (в  особенности

Северо - Кавказского  и Уральского,  где  данное  обстоятельство  обусловлено

относительно  высоким демографическим приростом  трудоспособного  населения),

кроме Дальневосточного.

      Одним из интереснейших теоретических  и практических вопросов  является

разработка  нового  инструмента  реализации  программ   –   так   называемой

Генеральной схемы  создания рабочих мест.

      В   состав   разработчиков   Генеральной    схемы    должны    входить

соответствующие  федеральные  органы  исполнительной  власти   (Министерство

труда, Министерство экономики, Госкомстат,  Министерство  образования,  ГКРП

России  и  другие  заинтересованные  министерства  и  ведомства)  и   органы

исполнительной  власти субъектов РФ.

      Генеральная  схема  создания   рабочих   мест   разработана   как   на

федеральном, так  и на региональных уровнях.

      В  понятийном  аппарате   Генеральной   схемы   используется   понятие

физического и  экономического рабочего места.

      Под  физическим  рабочим   местом  (ФРМ)   понимается,   как   правило,

определённая  зона,  предназначенная  для  производства  работ  или  услуг  и

оснащённая в  этих целях соответствующим набором  орудий труда.

      Однако, для нормального функционирования  рабочего  места  недостаточно

иметь только ФРМ, необходимо также наличие ряда экономических  условий  –  в

первую  очередь,  обладание  оборотными  средствами,  которые   способствуют

обеспечению ФРМ  предметами труда, энергией, информацией,  зарплатой  и  т.д.

Кроме   того,   воспроизводство   ФРМ   возможно    только    при    наличии

платёжеспособного спроса на продукцию или услуги,  производимые  при  помощи

ФРМ.

      Наличие  этих   важнейших   условий   и   обеспечивают   существование

экономического   рабочего   места,   возможность    продуктивной(общественно

полезной и  оплачиваемой) занятости населения. Именно  экономическое  рабочее

место (ЭРМ) является категорией, которой главным образом  оперирует  политика

занятости, а  потребность  экономики  в  рабочей  силе  определяется  числом

экономических рабочих   мест.   Население   тоже   предъявляет   спрос   на

экономические рабочие места, то есть на рабочие  места, которые  обеспечивают

гражданину необходимый  уровень дохода.

      ЭРМ – это занятость работника  на ФРМ, которая обеспечивает  ему уровень

дохода (зарплаты) не ниже соответствующего  (данному  региону)  прожиточного

минимума    при    соблюдении    установленных    законодательством     норм

продолжительности рабочего дня (рабочей недели).

      Таким образом,  в  рамках  Генеральной  схемы  создания  рабочих  мест

рассматриваются прежде всего экономические рабочие  места.

      В  контексте  всего  вышеизложенного   предлагается   такая   трактовка

Генеральной схемы: Генеральная  схема  создания  рабочих  мест  –  (матрица)

количественных  и  качественных  показателей  (индикаторов),  характеризующих

общие потребности  населения в рабочих местах в  определённый период  времени,

структуру имеющихся  рабочих мест в народном хозяйстве, а так же  необходимое

количество  дополнительных  рабочих  мест  для  удовлетворения   потребности

населения в  продуктивной занятости. Генеральная  схема является  инструментом

государственной политики занятости и призвана обеспечить координацию  усилий

государственных  органов  в   вопросах   создания   рабочих   мест   как   в

количественных, так и в качественных аспектах [23].

      Государственная политика занятости  неразрывно связана с регулированием

рынка труда.

      Задачи регулирования рынка   труда  находят  определённое  отражение  в

среднесрочной программе Правительства  РФ  на  1997-2000  годы  “Структурная

перестройка и  экономический рост”, “Программе  социальных  реформ  в  РФ  на

период  1996-2000  годов”,  “Комплексной  программе  мер   по   созданию   и

сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы”, “Федеральной  целевой  программе

содействия занятости  населения РФ на 1998-2000 годы”  и  других  документах.

Однако ситуация на рынке труда пока далека от стабилизации: система  рабочих

мест деградирует  в количественных  и  качественных  отношениях,  безработица

растёт, возможности  службы занятости по выплате пособий  и выполнению  других

возложенных на них задач ограничены по сравнению  с  первой  половиной  90-х

годов. Поэтому  вопрос об активизации регулирования  рынка труда  и  изменении

некоторых сложившихся  представлений  о  том,  кто  и  каким  образом  должен

осуществлять  такое регулирование, стоит достаточно остро.

      Стабилизация на рынке труда  требует изменения подхода к   регулированию

занятости  в  общегосударственном  масштабе.  Данная  задача   должна   быть

включена в  состав наивысших приоритетов хозяйственной  политики,  наравне  с

финансовой стабилизацией  и стабилизацией уровня производства. Для  этого,  в

первую очередь, необходимо введение  целевых  показателей уровня  занятости

(безработицы)  и числа  создаваемых  рабочих   мест  в  официальные  прогнозы,

бюджетные проектировки и  программы  действия  Правительства  РФ  наравне  с

присутствующими  в  настоящие  время  в  указанных  документах  показателями

уровней инфляции, производства ВВП и другими,  которые  рассматриваются  как

приоритетные. Казалось бы, и сейчас в  большинстве  официальных  программ  и

прогнозов в  том  или  ином  виде  формально  (часто  на  уровне  приложений)

присутствуют  показатели занятости. Но речь идёт о  другом:  при  утверждении

общеэкономических программ, бюджета на очередной  финансовый  год  и  других

первоочередных   государственных    экономических    документов    Президент

Российской Федерации, Федеральное собрание и другие  высшие  государственные

инстанции   должны   рассматривать,   исходя   из    нескольких    “ключевых

показателей”,  в  число  которых  должна  входить,  наряду  с   показателями

динамики ВВП  и инфляции, динамика уровня безработицы [19].

       Итак, вопрос номер один регулирования рынка труда в России – придание

этой проблеме статуса одной из общенациональных политических задач.

      Вопрос  номер   два   –   формирование   общегосударственной   системы

регулирования рынка труда, главными  субъектами  которой  были  бы  в  целом

Правительство Российской  Федерации,  Министерство  экономики,  Министерство

финансов,  Госкомимущество,  Банк  России  и  другие  высшие   хозяйственные

структуры;  освобождение  Министерства  труда  и  социального  развития   от

обязанностей  поддержания и  создания  рабочих  мест  и  других  непрофильных

функций с концентрацией  усилий  данного  ведомства  в  части  регулирования

сферы труда  на  работе  с  зарегистрированными  незанятыми  и  безработными,

вопросах  соблюдения  законодательства  о  труде  и   занятости,   проблемах

трудовых отношений, оплаты, условий и охраны труда.

      Государственное регулирование  рынка труда целесообразно   рассматривать

как многоуровневый  процесс.  В  обобщённом  виде  иерархию  процесса  можно

представить  в  виде  трёх  уровней:  макроуровня,  регионального  уровня  и

микроуровня. На макроуровне высшие органы законодательной  и  исполнительной

власти призваны решать следующие основные задачи:

      1. Согласование финансово –   кредитной,  структурной,  инвестиционной,

внешнеэкономических политик с системой целей регулирования  рынка  труда.  К

этой задаче относятся вопросы принятия решений  о государственных  заказах  и

закупках  продукции,  в  первую   очередь   оборонного,   инфраструктурного,

экологического  и социального назначения,  о  государственных  инвестиционных

программах,   дотациях,   субвенциях,   кредитах   и   налоговых    льготах,

Информация о работе Правовое регулирование рынка труда