Правовое регулирование рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в регионах в целом имеет те же задачи, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи данного блока в значительной степени выполняются региональными органами по труду за счёт региональных фондов занятости, а в составе которых находится порядка 80% от сумм обязательных страховых взносов работодателей, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти.

Содержание

Введение
Глава 1.
Особенности формирования и перспективы развития рынка труда
Основные задачи государственного регулирования на рынке труда

Глава 2
2.1 Политика занятости и регулирование рынка труда
2.2 Инструменты государственного регулирования
2.3 Основные факторы и тенденции формирования рынков труда РФ
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая сгу.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

Глава 1.

    1. Особенности формирования и перспективы развития рынка труда
    2. Основные задачи государственного регулирования на рынке труда
 

Глава 2

2.1 Политика занятости  и регулирование рынка труда

2.2 Инструменты  государственного регулирования

2.3 Основные факторы  и тенденции формирования рынков  труда РФ

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.  Особенности формирования и перспективы развития рынка труда

Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в регионах в целом имеет те же задачи, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи данного блока в значительной степени выполняются региональными органами по труду за счёт региональных фондов занятости, а в составе которых находится порядка 80% от сумм обязательных страховых взносов работодателей, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти. В число задач данного блока на региональном уровне входят развитие систем подготовки и переподготовки рабочей силы (в первую очередь её незанятой части), совершенствование структуры, информационного обеспечения, обеспечения приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости, повышение эффективности регистрации, трудоустройства, социальной поддержки безработных и поддержки на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодёжи и подростков и ряда других групп. Вопросы организации общественных работ могут так же решаться на региональном уровне.

На микроуровне  регулирование рынка труда включает законодательное и иное нормативное  регулирование, финансовое, налоговое  стимулирование поведения на рынке  труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных и незарегистрированных предпринимателей и домохозяйств.

На предприятиях осуществляется управление персоналом, развитие систем отбора и внутрифирменных  перемещений, подготовки и переподготовки кадров. От успешного решения предприятиями  задач в сфере управления персоналом зависит как общая ситуация с занятостью в стране и регионе, так и рыночная конкурентоспособность самих предприятий. В конечном счёте именно на предприятиях производится сохранение и создание новых рабочих мест, “деление” рабочих мест, перевод части работников в режимы неполного рабочего времени и отпусков по инициативе администрации. 

В домохозяйствах осуществляются основные функции воспроизводства  рабочей силы, от уровня благосостояния семей зависит суммарное предложение  труда в стране и регионе. Домохозяйства, традиционно являвшиеся в нашей стране в последние десятилетия потребительскими ячейками общества, теперь частично восстановили производственные функции. Фермерские и некоторые другие предпринимательские домохозяйства являются, наряду, с предприятиями субъектами воссоздания рабочих мест. Поддержка экономической активности домохозяйств так же входит в число приоритетов регулирования рынка труда.

Поддержание в  период кризиса и особенно создание новых, технологически перспективных рабочих мест в послекризисной перспективе должно рассматриваться как генеральное направление регулирование рынка труда в стране. Но финансирование соответствующих программ должно в дальнейшем производиться не из фондов занятости, а из собственных средств предприятий, за счёт кредитных ресурсов и, при наличии возможности, из государственных бюджетов всех уровней . 
 

      Реформирование  российской   экономики   показало,   что   наряду   со

свойственными промышленно - развитым странам  противоречиями между задачей

ускорения  НТП  и   задачами   сокращения   безработицы   и   им   подобными

противоречиями, существуют противоречия, свойственные именно России.  Многие

проблемы, связанные  с занятостью, приняли в  России  глубинный  характер.  К

ним можно отнести увеличение  скрытой безработицы,  рост  доли  выпускников

учебных  заведений,  пополняющих  число  безработных,   быстрое   расширение

масштабов занятости  в теневой экономике и др.

      Произошедшие  за  15  лет   радикальные  изменения  в   общественно   –

политической  и  экономической  жизни  страны,  преобразовавшие  социально  –

трудовую  сферу,  показывают,  что  переход  от  “полной”  занятости  времён

социализма   к   рыночной   экономической   активности,   присущей    рынку,

осуществился.  Заметные  изменения произошли в   пропорции   распределения

занятых в пользу отраслей, в которых более быстрыми темпами  растёт  деловая

активность в  связи с рыночными преобразованиями:  торговли  и  общественного

питания, материально  технического  снабжения  и  торгового  посредничества,

страхования, финансов и др.

      Развитие   многообразных   форм   сопровождается    институциональными

преобразованиями  в экономике, которые привели,  в  частности,  на  некоторых

участках  экономики  к  соединению трёх,  ранее искусственно   разделённых

факторов:  труда,  собственности  и  управления  в  сфере  малого   бизнеса.

Реанимированный  ремесленник  отчасти   потеснил   промышленность.   Многие,

особенно     крупные     промышленные     предприятия     показали      свою

неконкурентоспособность, что и явилось главной  причиной  обострения  целого

комплекса проблем, которые не были разрешены в ходе приватизации  и  требуют

дальнейшего реформирования производственных отношений.

      Особенность сложившейся  в настоящее время в российской  экономике

ситуации состоит  в том, что старые производственные  структуры,  оказавшиеся

неспособными  адаптироваться к  изменившемся  условиям,  испытывают  на  себе

наиболее сильное  влияние кризиса, обуславливая глубину  спада производства. 
 

1.5. Основные  задачи государственного регулирования  на рынке труда. 

Можно выделить следующие основные  задачи,  стоящие  перед  государством  на

рынке труда:  во-первых,  достижение  такого  соотношения  между  спросом  и

предложением труда, а также его активной и резервной частями,  при  котором,

с одной стороны, обеспечивается необходимый  уровень  жизни  основной  массы

населения, а  с  другой  –  сохраняются  эффективные  стимулы  к  труду.  Во-

вторых,       формирование      оптимальной      профессионально-отраслевой,

квалифицированно  – образовательной  и  географической  мобильности  трудовых

ресурсов,   что  создает  предпосылки  для  повышения   эффективности   всей

рыночной   экономики.   В-третьих,   необходимость   интеграции   России   в

международную  систему   разделения   труда,   что   предполагает   активную

международную  конкуренцию  в   сфере   производства,   науки   и   техники,

организации управления.

Государство   на   рынке   труда    должно    осуществлять    систему    мер

целенаправленного  воздействия  на  количественные  и  качественные   аспекты

развития,  достижение  большего  соответствия  профессиональной подготовки, современному уровню производства. Кроме того,  в настоящее время появились новые противоречия, такие как  противоречия  между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы  работников  и невозможностью их применения  в  условиях  экономического  спада,  изменение статуса  от  «полностью  и  всегда  занятого»  до  «возможно безработного», возросла конкуренция между отдельными  группами  трудоспособных  по  полу  и возрасту, положению в иерархической системе российского общества. Процесс регулирования рынка труда государством  предполагает  осознанные  и планомерные  действия,  минимизирующие   отрицательные   моменты   рыночного

механизма. Это  обусловлено тем, что в  России  в  системе  отношений  между

работодателями  и работниками постоянно присутствует государство, которое,  в

свою  очередь,  также  является  крупным  работодателем.  В   частности,   в

государственном   секторе   занята   существенная   часть    трудоспособного

населения, государство  регулирует условия найма и  увольнения  работников  в

негосударственном секторе,  кроме  того,  между  государством  и  населением

существуют  отношения  по  поводу  трудоустройства,  обучения,  перемещения,

социального обеспечения.  Воздействие  на  воспроизводство  и  использование

трудовых  ресурсов  происходит  через  особые  учреждения  (министерства   и

ведомства), которые  наделены исполнительной властью функциями  регулирования

и правом контроля и , кроме того, распоряжаются определенными  финансовыми  и

материальными ресурсами.

Можно выделить два основных направления деятельности  государства  на  рынке

труда, а именно: социальное  и  экономическое.  К  первому  относятся  меры,

регулирующие  количественные соотношения между  спросом и предложением  труда,

содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры  на  рынке

труда, а также  трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму  –

комплекс мер  воздействия   на  качество  трудовых  ресурсов,  их  пропорции,

повышение квалификации и  производительное потребление.   При  этом  следует

подчеркнуть динамизм государственного регулирования на рынке  труда,  когда

каждому  этапу  развития  российского  общества  или  экономического   цикла

соответствует специфическая экономическая политика.

Государственное   регулирование   рынка   труда   должно   развиваться   как

Экстенсивно(развивается за счет истощения, а не воспроизводства), так и интенсивно. Под экстенсивными методами  подразумеваются занятость в государственном секторе экономики  и  влияние  на  занятость  на негосударственных предприятиях путем предоставления государственного  заказа. Интенсивное развитие предполагает рост влияния государства непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство трудовых ресурсов, условия  найма  и производственную  мобильность.  При  этом  непосредственная  государственная политика   на   рынке   труда    должна    быть    составляющим    элементом общеэкономической политики  государства,  направленной  на  ускорение  роста экономии,  ее  структурной  перестройки,  стимулирование  инвестиционного  и потребительского спроса и т.д.

В общей системе  государственного регулирования рынка  труда  можно  выделить

два основных типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое воздействие носит

регулирующий  и  корректирующий  характер  и   заключается   в   организации

Информация о работе Правовое регулирование рынка труда