Правовое положение государственного служащего

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - анализ основ правового положения государственного служащего.

Задачи курсовой работы определены следующим образом:

- дать понятие государственного служащего;

- охарактеризовать виды государственной службы;

- описать реестры государственных служащих;

- охарактеризовать основные обязанности, права и ограничения государственных служащих (должностные обязанности, аттестация, квалификация, переподготовка и повышение квалификации);

- определить гарантии и ответственность государственных служащих.

Содержание

Введение

Глава I. Система государственной службы

1.1 Понятие «государственные служащие»

1.2 Виды государственной службы

1.3 Реестры государственных служащих

Глава II. Административно-правовой статус государственных служащих

2.1 Права и обязанности государственных служащих

2.2 Ограничения и запреты, связанные с государственной службой

2.3 Гарантии и ответственность государственных служащих

Заключение

Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

ап.rtf

— 355.68 Кб (Скачать)

     Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы определяется указом Президента Российской Федерации.

     Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации определяется федеральным законом или указом Президента Российской Федерации.

     Квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

     В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется законодательством Российской Федерации о труде.

     Реестры должностей государственной службы определяет ст.9 Закона.

     Реестр должностей федеральной государственной службы образуют7:

     перечни должностей федеральной государственной гражданской службы;

     перечни типовых воинских должностей;

     перечни типовых должностей правоохранительной службы.

     Перечни, указанные в п.1 ст.9, утверждаются Президентом Российской Федерации.

     Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

     Реестр должностей федеральной государственной службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации составляют Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации.

     Ст. 10 Закона определяет статус государственных служащих.

     Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

     Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.

     Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации - соответствующий субъект Российской Федерации.

     Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

     Правовой статус - комплексная характеристика правового положения государственного служащего как субъекта права. Он характеризуется наличием многочисленных параметров и показателей, проявляющихся в связи с замещением государственной должности, выполнением или профессиональным обеспечением полномочий государственного органа. Государственный служащий является лицом, органически интегрированным в систему государственно-служебных отношений, урегулированных публичным правом, нормами конституционного, административного, трудового и иных отраслей права.

     Эти отношения реализуются от имени и по поручению государства, в интересах общества и каждого гражданина, под контролем государства и народа. Государственным служащим является гражданин Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющий государственным языком, имеющий соответствующее профессиональное образование и исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

     В настоящее время вопрос о статусе государственного служащего в соответствии с принципами открытого демократического, правового государства пока не решен8. По сути дела проведено, как говорится, лишь «развертывание статуса наемного работника в государственных органах, регулируемого трудовым законодательством, в статуе государственного служащего»9. Российское законодательство и практика государственного строительства пока не вышли на уровень понимания статуса государственного служащего как человека государственного, служащего государству и защищенного государством, человека, способствующего обеспечению социально-политических и экономических ценностей общества.

     По российскому законодательству государственными служащими признаются граждане Российской Федерации, исполняющие в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности, отнесенной к государственной службе за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации10.

     Все государственные должности подразделяются на 3 категории: «А», «Б» и «В».

     Формально отбор на указанные должности производится с учетом официально установленных критериев: гражданства, возраста, образования, квалификации, стажа, здоровья. Но главное все-таки в другом - их должностное благополучие обеспечено не только профессионализмом, не столько заслугами перед государством, сколько преданностью и умением «служить» лидеру11.

     В сущности, работа на должностях категории «Б» -это служба не государству, а служба руководителю. Разве удивительно после этого, что здесь немало угодничества, услужения, личной преданности, чем в системе служебных отношений на уровне государственных должностей категории «В», т.е. там, где карьерный успех (при всех сложностях и издержках) гарантируется прежде всего профессионализмом, личными заслугами и способностями человека.

     Поэтому, как мне представляется, правильную позицию занимают те ученые, которые настаивают на «статусном выравнивании» должностей государственной службы: объем полномочий, уровень ответственности по должности может и должен быть разный, а вот статус государственного служащего как представителя и олицетворения государства один: служащий Государства Российского. Этот момент следовало бы учесть в процессе реализации президентской Программы реформирования государственной службы Российской Федерации на 2004-2008 гг.12.

     Государственные должности категории «А» устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (государственные должности Российской Федерации), конституциями, уставами субъектов Российской Федерации (государственные должности субъектов Российской Федерации) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и другие).

     Государственные должности категории «Б» учреждаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А».

     К государственным должностям категорий «Б», учреждаемым для непосредственного обеспечения полномочий федерального министра, отнесены советник федерального министра и помощник федерального министра.

     Государственными должностями государственной службы категории «Б», учреждаемыми для непосредственного обеспечения полномочий судей федеральных судов общей юрисдикции, являются: руководители Секретариата Председателя Верховного Суда РФ и секретариатов его заместителей; советники и помощники Председателя Верховного Суда РФ и его заместителей; советник судьи Верховного Суда РФ; помощник судьи Верховного Суда РФ в Верховном Суде республики, краевом суде, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа; помощник председателя суда, помощник судьи.

     Государственные должности категории «В» учреждаются государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, т.е. не конкретных должностных лиц, а государственных органов как таковых.

     Так, для обеспечения деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ учреждены такие государственные должности государственной службы категории «В», как: заместители руководителя аппарата Государственной Думы; начальник управления, управляющий делами, руководитель Пресс-службы, директор Парламентской библиотеки и их заместители; начальники отделов и Приемной Государственной Думы; руководители аппаратов комитетов и комиссий: заведующий архивом; советник; консультант; специалист-эксперт; начальник службы делопроизводства; ведущий специалист и др.

     Для обеспечения деятельности государственного органа Правительства Российской Федерации, государственного органа при Правительстве Российской Федерации учреждены, например, такие государственные должности категории «В», как: полномочный представитель Правительства РФ; руководитель государственного органа и их заместители; начальник отдела и его заместитель; главный государственный инспектор; консультант; государственный инспектор; главный специалист; ведущий специалист, специалист I категории; специалист II категории13.

     Государственный служащий -- это гражданин Российской Федерации, исполняющий не любую государственную должность, а должность, отнесенную к государственной службе.

     По действующему законодательству к государственной службе относятся государственные должности только категории «Б» и «В». В связи с этим государственными служащими в смысле действующего законодательства являются граждане Российской Федерации, исполняющие обязанности по государственной должности, отнесенной к категории «Б» и «В»14.

     Государственные должности предусматриваются в штатном расписании государственного органа. В штатное расписание в соответствии со структурой государственного органа включаются все государственные должности согласно их наименованию в реестрах государственных должностей государственных служащих в Российской Федерации.

     1.3 Реестр государственных служащих
 

     Реестры государственных служащих регламентирует ст.15 Закона (О госслужбе».

     Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации15.

     Государственные должности подразделяются в действующем Законе «О госслужбе» на:

     1) должности, учреждаемые в установленном законодательством Российской федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А", - государственные должности категории "Б";

     2) должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, - государственные должности категории "В".

     Перечень государственных должностей категорий "А", "Б" и "В" дается в Реестре государственных должностей в Российской Федерации.

     В целях технического обеспечения деятельности государственных органов в их штатное расписание могут включаться должности, не относящиеся к государственным должностям.

     Государственная должность государственной службы - государственная должность категории "Б" или "В", включенная в Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации.

     Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации является частью Реестра государственных должностей Российской Федерации.

     В Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации включаются государственные должности категорий "Б" и "В", классифицированные по группам. К указанному Реестру прилагаются перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, замещающим государственные должности государственной службы.

     В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации ведутся, в том числе на электронных носителях, реестры государственных служащих, которые формируются на основе персональных данных государственных служащих.

Информация о работе Правовое положение государственного служащего