Правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:04, реферат

Описание работы

Термин правовое государство состоит из двух частей:
Государство – это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества. Право – это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством.

Содержание

I. Введение. 2
II. Понятие и основные черты правового государства. 3
1) Признаки правового государства. 3
2) Верховенство закона во всех сферах общественной жизни 5
3) Организация и функционирование суверенной власти на принципе разделения властей 6
4) Обеспечение взаимной ответственности государства и граждан. 9
III. Заключение. 15
IV. Литература. 19

Работа содержит 1 файл

I.doc

— 59.36 Кб (Скачать)

  Все это отрицательно влияло на содержание, формы, методы и темпы советского государственно-правового строительства, препятствовало формированию надлежащих демократических государственно-правовых форм, институтов и процедур нормализованной и упорядоченной жизни советского народа и общества. При таком развитии событий, о построении правового государства не могло быть и речи.

  Существенные  демократические преобразования политической системы, повышение роли представительных органов, их влияние на жизнь общества, усиление заботы о правах и свободах личности, а кроме того внедрение  новых рыночных отношений, обеспечение  и охрана всех форм собственности  – все эти прогрессивные меры находят закрепление в новых  законах, которые интенсивно разрабатываются и принимаются в Российской Федерации. Складывается новое законодательство, в корне отличное от того, которое действовало ранее. В Конституции Российской Федерации,  говорится, что Россия светское государство, ни одна партия или религия не может быть установлена в качестве государственной или обязательной, и никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нём. 

  Процесс становления правовой государственности  занимает длительное историческое время. Он совершается также вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным, актом (даже если этот акт является демократической Конституцией) и не может стать результатом «чистого» законодательства. Весь данный процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело.

  Нельзя  также думать, что  заимствование  сугубо западных идей (а идея правового  государства западного происхождения) привнесет в Россию согласие, порядок, демократию. Для этого необходимо рассматриваемые теоретические конструкции  адаптировать к российской действительности, характеризующейся невысоким уровнем политической и парламентской культуры, правовым нигилизмом, слабостью демократических традиций, чиновничье-аппаратным засильем. Концепцию правового государства западного образца для России можно признать пригодной только с целым рядом оговорок, учитывая отношение россиян к праву, как к социальному инструменту, историческую приверженность к сильному государству, низкую «природную» правовую активность и инициативу.

  Что касается ситуации в странах, которые  ближе других подошли, на  современном  этапе, к  развитию идей правового  государства, то следует избегать преувеличения ее роли и степени распространения. На данный момент правовое государство предстаёт в большей степени как конституционный принцип, лозунг, не получая пока своего полного воплощения в какой-либо стране. Сейчас государственные деятели и правоведы говорят о построение правового государства, как о цели, к которой надо стремиться. Наиболее экономически развитые страны как США, Франция, Англия ближе всех к построению правового государства. Но и там не решены многие проблемы. В реальной  жизни повсеместно нарушаются права и свободы граждан, это выражается в:  нарушении международных актов,  относящихся к правам народов,  нарушении прав личности, дискриминация отдельных социальных групп, использовании прав и свобод в антиконституционных целях экстремистскими силами,  элементарным невыполнением законов. В этих странах разный принцип государственного устройства, своя модель разделения властей. Что касается России, то у нас отсутствуют специальные правовые механизмы,  обеспечивающие права и свободы российских граждан,  их реальную гарантированность.  Фактически права и свободы граждан только провозглашаются,  но реально в жизни нередко происходит вопиющее нарушение самых  элементарных прав и свобод. Поэтому, правовое государство – это только идея, концепция, стимул, к которому нужно стремиться. И эта идея не нашла полной реализации ни в древности, ни в средние века, ни в новейшее время.

  К сожалению, многие наши романтические  представления о правовом государстве  в настоящее время так и  остались на уровне представлений, они  не реализованы. А для их реализации предстоит сделать многое, затратив при этом довольно большой промежуток времени. Но, несмотря на все трудности, современному российскому обществу необходимо двигаться в этом направлении. И тогда, будем надеяться, наше государство станет подлинно свободным демократическим.

 

IV. Литература: 

  
  1. Конституция Российской Федерации. М. 1993.
  2. Хропанюк В. Н. «Теория государства и права», М., Интерстиль, 2000.
  3. Матузов Н.И., Малько А.В. «Теория государства и права: курс лекций»,       М., Юристъ, 2000.
  4. Козлихин Ю.И. «Право и политика», СПб., 1996.
  5. Козлихин Ю.И. «Идея правового государства: история и современность», СПб., 1993.
  6. Воротилин В.А. «Идеи правового государства в истории политической мысли», М., 1993.
  7. Лазарев «Общая теория государства и права», М., 1992.
  8. Сборник «Верховенство права», М., Прогресс.1992.
  9. Сборник «Верховенство закона», М., Прогресс.1993.
  10. «Всеобщая декларация прав человека», М., 1991.   

Информация о работе Правовое государство