Правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:04, реферат

Описание работы

Термин правовое государство состоит из двух частей:
Государство – это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества. Право – это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством.

Содержание

I. Введение. 2
II. Понятие и основные черты правового государства. 3
1) Признаки правового государства. 3
2) Верховенство закона во всех сферах общественной жизни 5
3) Организация и функционирование суверенной власти на принципе разделения властей 6
4) Обеспечение взаимной ответственности государства и граждан. 9
III. Заключение. 15
IV. Литература. 19

Работа содержит 1 файл

I.doc

— 59.36 Кб (Скачать)

  Рассматривая  основные признаки правового государства, следует  отметить, что мерой каждому  признаку должен быть человек. Реализация указанных признаков в жизни  отражает движение к правовому государству.

  Правовое  государство не следует понимать как законченную, совершенную формулу, как некую статическую субстанцию. Правовое государство одновременно является категорией сущего и должного, идеалом, преобразующим действительность.

  Когда говорят о правовом государстве, то в первую очередь имеют ввиду его социальность: какие права и свободы провозглашены в этом государстве и как граждане могут пользоваться этими правами, как государство заботится о своих гражданах.

  Современные лидеры не понимают, что там, где  нет исторической и правовой преемственности, не может быть и развития успехов5. Правовое государство не может создаваться на пустом месте. На пути его построения очень важны обычаи и преемственность.

  Среди примеров – Великая хартия вольностей, принятая в 1215 г. Там написано: « Ни один человек не может быть схвачен, заключен в тюрьму, или лишен своего имущества, или отвержен законом, или в любом виде уничтожен, также мы не можем преследовать его или пытаться арестовать его, за исключением случаев, когда вынесено правовое решение его согражданами или законодательством государства. Никому не будет продано, отказано или отсрочено его право на правосудие»6.

  Современные государства формировались с  одной стороны под  влиянием лозунгов французской буржуазной революции. Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 год провозгласила, что « все то, что не запрещено  законом, то дозволено». В России же примерно в это время, в своде  законов, установленным Петром I , существовала норма, по которой «полиция пресекает  всякую новизну, законам противную»7.

  Такой путь выбрали те государства, которые  формировались под влиянием пролетарских лозунгов. Но установки буржуазно  – демократических революций  и в этом случае получили воплощение. Права и свободы в Конституциях социалистических стран декларировались  даже шире, чем в странах Запада, но не был предусмотрен механизм осуществления  гражданами своих прав. Их осуществление  сдерживалось и отсутствием экономических  свобод. Как сейчас видно, ближе всех подошли к созданию правовых государств те страны, где наиболее развит рынок. Кроме того, на пути реализации прав и свобод в социалистических странах  стояла административно-командная  система, с ее запретами и санкциями, гражданам надо было получать разрешение властей на совершение многих действий.

  Нокакие бы права и свободы не гарантировались, они не могут быть безграничны. Во всеобщей декларации прав человека  (принятой Генеральной Ассамблеей ООН  в 1948 году ) сказано: «при осуществлении своих прав и свобод, каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом, исключительно с целью обеспечения признания и уважения прав и свобод других граждан и удовлетворения справедливых требований морали общественного порядка и демократического общества». Там же утверждается, что «каждый человек должен обладать всеми правами и свободами без какого-либо различия в отношении цвета кожи, расы, языка, религии, политических или иных утверждений, имущественного положения, национального и социального происхождения».8

  Все права и свободы можно разделить  на три большие группы:

  • Гражданские права и свободы. Они охватывают фундаментальные аспекты свободы человека, выражают основы существования человечества. Это право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, выбор места жительства, свободный выезд и въезд в любую страну, право на свободу мысли, слова и т.д.
  • Политические права и свободы. Это право на свободу мирных собраний, право на участие в управлении страной, право участия в выборах, т.е. право избирать и быть избранным.
  • Экономические, социальные и культурные права и свободы. Это право на труд, на отдых, на бесплатное медицинское обслуживание в системе государственного здравоохранения, право на социальное обеспечение по старости, в случае нетрудоспособности, право на образование. Право на частную собственность, т.е. каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.

  Кроме того, гражданин имеет право защищать свои права всеми способами, не противоречащими  закону.

  Но  любое демократическое общество встает перед проблемой того, каким образом защитить провозглашенные права и свободы граждан. Гарантии прав и свобод – это условия, средства, меры, направленные на обеспечение практического их осуществления, на их охрану и защиту. Гарантии должны быть экономические, политические, правовые. Правовые гарантии – это прежде всего НПА, издаваемые государством, устанавливающие порядок реализации прав и свобод, предусматривающие меры по их охране и защите, ответственность за их нарушения.

  Государственные органы не должны обладать чрезвычайно  широкими полномочиями, что позволяло  бы им вмешиваться в действительность людей.

  Также хотелось бы отметить, что  правовое государство имеет  экономические, социальные и нравственные основы. Они заключаются в следующем:

        Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной, частной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.         

        Социальную  основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. 

  Нравственную  основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям9.

  Правовое  государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение  в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в  правовых рамках и только в тех  случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе  других людей.

  Таким образом, правовое государство –  это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство законов, равенство всех граждан перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы личности, и где в основу организации государственной власти положен принцип «разделения властей».

 

  III. Заключение  

  Идея  правового государства основывается на необходимости достижения гармонии, справедливости в обществе. Вековой  опыт государственного правового развития вырабатывал основные признаки, позволяющие  при их реализации в жизни общества оградить личность от произвола государства, достичь оптимального соотношения  интересов государства и личности. Теория правового государства изначально закладывалась древними мыслителями  и была продолжена философами современности. В России эта идея возникла в противовес абсолютизму и разрабатывалась  многими известными учёными-юристами.

  Что касается основных характеристик правового  государства, то, обобщая, можно сказать, что в основе организации и  деятельности правового государства  лежит принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и  судебной. Каждая власть осуществляет свои строго очерченные функции. И вместе, они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым  гарантию против нарушения демократических  норм и злоупотребления властью. А кроме того, сами граждане через всеобщую избирательную систему имеют возможность контролировать власти и в случае необходимости корректировать их действия.

  Правовое  государство имеет ряд общих  и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носят надклассовый и  общечеловеческий характер. Поэтому принципами правового государства, отличающими его от государства неправового, являются:

  • наиболее полное обеспечение прав и  свобод человека и гражданина;

  • наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных  структур режима правового ограничения; 

  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

  • верховенство закона;

  • взаимная ответственность государства и  личности;

  • высокий  уровень правосознания и правовой культуры в обществе;

  • наличие гражданского общества и  осуществление контроля с его  стороны за выполнением законов  всеми субъектами права и др.

  В современном  демократическом  государстве  эффективность правового закона сопряжена с наличием единого  правового  пространства,  в  котором  приоритетное значение имеет принцип  верховенства законов,  принимаемых  от имени народа и выражающих  его суверенную  волю,  над всеми  действующими в стране нормативными актами.  Подзаконные акты,  включая  ведомственные распоряжения, приказы,  инструкции,  подлежат конституционному контролю.  Это означает,  что  они могут быть опротестованы, обжалованы и аннулированы по мотивам нарушения  законности или,  напротив,  после определенной судебной процедуры подтверждены как  соответствующие конституции и иным законам.

  В правовом государстве существуют определенные гарантии законности, которые обеспечивают соблюдение и исполнение закона. Это - социально-экономические, политические, юридические и международные гарантии.

  Мы  живем в стране, которая по Конституции  Российской Федерации является правовым государством. Но то, что пишется  в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это именно так. На мой взгляд, у нас еще не все  полностью осознают, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское  общество, то есть соответствующая  зрелость традиционного общества. А  в России общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие  свои разнообразные потребности  и интересы. Наша психология опирается  на то, что именно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа. Но ведь даже самое развитое правовое государство не способно предоставить своим гражданам приемлемые блага  для полного функционирования общества. Иначе говоря, мы сами должны позаботиться о своей обеспеченности.

  Рассматривая  политическую систему России нельзя забывать, что долгий период на её территории имела место быть социалистическая правовая система, возникшая после  революции 1917 года. Она достаточно широко использовала известную юридическую  терминологию, юридические конструкции, правила законодательной техники, в какой-то степени и деление  права на отрасли. Как и другие системы права, она основывалась на верховенстве закона, кодификации  основных сфер правового регулирования. При этом социалистическая правовая система базировалась на таких принципах  регулирования, как слом старых правовых институтов, основывающихся на защите и охране частной собственности, многопартийности, разделении властей. Её нормы устанавливали господство социалистической и в первую очередь  государственной собственности, законодательно признавали руководящую роль коммунистической партии во всех сферах жизни.  

Информация о работе Правовое государство