Правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:04, реферат

Описание работы

Термин правовое государство состоит из двух частей:
Государство – это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества. Право – это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством.

Содержание

I. Введение. 2
II. Понятие и основные черты правового государства. 3
1) Признаки правового государства. 3
2) Верховенство закона во всех сферах общественной жизни 5
3) Организация и функционирование суверенной власти на принципе разделения властей 6
4) Обеспечение взаимной ответственности государства и граждан. 9
III. Заключение. 15
IV. Литература. 19

Работа содержит 1 файл

I.doc

— 59.36 Кб (Скачать)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Иркутский Государственный Университет Путей  Сообщения 
 
 
 
 

Кафедра: Правоведение

Дисциплина: Правоведение 
 
 
 
 
 
 

Реферат 
 

Тема: Правовое государство 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнил: студент группы ЭНС-07-1 Бурлаков А.А.

                  Проверил: Гук В.А. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

2011 г. 

  Содержание

I. Введение.           2

II. Понятие и  основные черты правового государства.    3

1) Признаки правового государства.       3

  2) Верховенство закона во всех сферах общественной жизни   5

  3) Организация и функционирование суверенной власти на принципе разделения властей          6

  4) Обеспечение взаимной ответственности государства и граждан.  9

III. Заключение.                  15

IV. Литература.                  19

 

  I. Введение 

  Достижения  современного человечества, общества стали возможными благодаря способности  людей правильно понимать суть естественных и социальных явлений и процессов. Накопленная человечеством гигантская сумма знаний о природе, обществе и познавательной деятельности представляет собой науку. Как сложное образование, человеческое общество изучается многими  предметами, история его становления  и развития исследуются общественными  науками. Имеется целый ряд конкретных общественных наук, предметом которых  выступает какая-либо самостоятельная  часть, сторона общественного бытия. К их числу относится и юридическая  наука - правоведение.

  Правоведение – совокупность знаний о процессах и закономерностях права, правового сознания, юридических отношений. Эта наука изучает процесс возникновения права как социального явления и ищет ответы на нелегкие, за давностью лет, вопросы о том, когда данное явление возникло, какие причины вызвали его появление, какие стадии прошло право в своем многовековом развитии и почему, под влиянием каких социальных процессов происходило его развитие. Для более детального изучения структуры права и его отношения с государством, как аппарата управления общества, была создана единая отрасль науки и учебная дисциплина – теория государства и права.

  Теория  государства и права рассматривает  различные аспекты взаимоотношений человека, общества и государства.

 

  

II. Понятие и основные черты правового государства. 

  
  1. Признаки правового государства.
 

  Термин  правовое государство состоит из двух частей:

  Государство – это исторически выделившееся из общества и обусловленная его  экономическим строем политическая организация суверенной публичной  власти, выражающая и защищающая общие  интересы собственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества. Право – это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством.

  Это очень общее понятие права. Э. Кант писал: «Для юриста ответить, что  такое право, так же сложно, как  Логике, что такое Истина».

  Всякое  государство связано с правом. Без издания законов и других нормативно-правовых актов, государство  не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство  контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию  его органов.

  Общественным  сознанием правовое государство  воспринимается как такой тип  государства, власть которого основана на праве, правом ограничивается и через  право реализуется. Но такое представление, хотя и верное по сути, недостаточно для адекватного понимания феномена правового государства, представляющего собой сложную, многофакторную систему1.

  В идее правового  государства можно выделить два  главных элемента:

  1) свободу  человека, наиболее полное обеспечение  его прав;

  2) ограничение  правом государственной власти.

  Свобода, в философском смысле, может быть определена как способность человека, опираясь на познание объективной необходимости, действовать в соответствии со своими интересами. В правовом государстве в отношении человека должны создаваться условия для его юридической свободы, своеобразный механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип «не запрещенное законом – дозволено».

  Человек, как автономный субъект, свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом, совестью. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п. Думается, не случайно сегодня в Российской Федерации принят целый пакет приоритетных экономических законов, посвященных собственности, земле, налоговой системе, приватизации государственных предприятий и т.д., которые фиксируют многообразие форм собственности, открывают простор для инициативы людей, дают возможность почувствовать себя хозяином.

  Наиболее  крупные и значимые блоки права-стимула  в отношении личности (свобода, собственность, равенство и т.д.) воплощаются  в формуле «права человека», которые  являются фундаментальными в том  плане, что призваны обеспечивать первичные  предпосылки достойного человеческого существования и лежат в основе конкретных и многообразных субъективных прав личности. Права человека как главное звено правового режима стимулирования для индивида есть источник постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент развития гражданского общества. В современный период проблемы прав человека выходят на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность их приоритета над проблемами государства, свидетельствует об их общенациональном характере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в национальных правовых системах, правовом регулировании.

  Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать они могут только в одной «связке». Оба феномена имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно быть именно право, а отношения между ними - истинно правовыми.

  Сущность  правового государства и заключается именно в связывании, ограничении правом государства. В этом вопросе, право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. В связи с тем, что политическая власть (особенно и главным образом власть исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления, для нее необходимо создавать надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие заслон её необоснованному и незаконному превышению, ущемлению прав человека.

  Правовые  ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не превратились в пороки государственной  власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны  государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан. Поэтому в условиях демократии право как бы «меняется местами» с государством - утверждается верховенство первого: и право возвышается над государством.

  Поэтому можно сказать, что правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений2.

  Реализация  основных признаков правового государства  является одним из условий его  формирования, и они  отражают направление  движения к цивилизованному обществу. Можно выделить различные признаки правового государства, которые  будут ему свойственны, и отражать его различные стороны. Основными отличительными чертами правового государства, как представляется, его сущностными характеристиками,  можно выделить следующие:

  • верховенство закона во всех сферах общественной жизни;
  • организация и функционирование суверенной власти на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебных функций;
  • обеспечение взаимной ответственности государства и граждан.
 
  
  1. Верховенство  закона во всех сферах общественной жизни.
 

  В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и  защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает  общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать  объективные потребности общественного  развития на началах равенства и  справедливости. Именно поэтому закон  обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать  закону. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни, нуждающиеся в правовом регулировании.

  Нормативно-правовые акты в зависимости от своей юридической  силы, образуют систему законодательства.

  Юридическая сила - это степень подчиненности  данного нормативно-правового акта, его местом в иерархии правовых актов. Конституция обладает высшей юридической  силой. Ни один человек, ни одна ветвь  власти не имеет право игнорировать конституцию. Там закреплены фундаментальные  основы жизнедеятельности общества. Являясь основным законом государства, Конституция формулирует правовые принципы государственной и общественной жизни. Она представляет собой общую  правовую модель общества, которой  должно соответствовать все текущее  законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить  Конституции.

  Следом  за Конституцией по юридической силе идут законы. Законы издаются по основным вопросам жизни общества. Они непосредственно  выражают волю государства. Все остальные  нормативно-правовые акты издаются на основе и во исполнение законов. Законы не подлежат утверждению со стороны  другого государственного органа, кроме высшего представительного. Законы могут быть изменены или отменены только другими законами.

  Кроме законов в систему законодательства входят подзаконные акты правительства, министерств и ведомств. Они регулируют отношения в пределах своей компетенции, внутри соответствующих областей экономики  и подзаконные акты местных органов  власти (регулируют вопросы местного значения). Подзаконные акты, тем  более ведомственные, при необходимости  могут лишь конкретизировать некоторые  положения законов. Но они не совершенствуют и не изменяют законов.

  В правовом государстве главное место  по объему регулирования занимают законы. Число подзаконных актов должно быть как можно меньше. Очень важен  вопрос о прямом действии законов, чтобы  закон не обрастал инструкциями.

  В правовом государстве должна существовать система контроля за тем, чтобы в законах проявилась общенародная, а не индивидуальная или групповая воля. Верховенство закона, не отвечающая общечеловеческим ценностям, может принести к установлению диктатуры система контроля должна гарантировать соблюдение законности, не допускать произвол.

  В правовом государстве эти функции  будут возложены на судебную систему. Суды являются проводниками Конституции. Они должны обладать правом проверки законности действий законодательной  и исполнительной властей. На практике важна не сама Конституция, она является декларацией, а конституционная  система, в которую входит судебная система конституционного надзора. Конституции СССР провозглашала  многие права и свободы, но они  не имели никакого отношения к  действительности. С другой стороны, Англия никогда не имела Конституции, но она является демократической  страной.

  Верховенство  закона, и, прежде всего Конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого  правового порядка в обществе. 

  
  1. Организация и функционирование суверенной власти на принципе разделения властей.
 

  По  своей природе, по задачам и функциям деятельность государства неоднородна. Она делится на законодательную, исполнительную и судебную. Автором концепции «разделения властей» в ее классическом варианте явился Монтескье. При разработке он опирался на опыт своих предшественников: Платона, Аристотеля, Локка.

Информация о работе Правовое государство