Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:10, курсовая работа
Тема «Правовое государство» заинтересовала меня тем, что при ее освещении необходимо постоянно проводить сравнение между продекларированными законодательством идеями и реальной жизнью. Мы живем в стране, которая по Конституции Российской Федерации является правовым государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это именно так. На мой взгляд, у нас еще не все полностью осознают, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть соответствующая зрелость традиционного общества. А в России общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и сущность правового государства …………..…………...6
1.1 Возникновение и развитие идеи правового государства ..………..……..6
Принципы правового государства ………………………..……………….9
Гражданское общество и его роль в развитии правового государства….14
Глава 2. Формирование правовой государственности в России……………...17
2.1 Взаимосвязь гражданского общества, права и правового государства…17
2.2 Проблемы и пути развития правового государства в России…………….22
Заключение……………………………..………..……………………………….26
Список использованной литературы...……………….…………………….......30
Таким образом, как справедливо отмечает М.Н. Марченко: «…ключ к формированию гражданского общества, а вместе с ним и правового государства, лежит в недрах традиционного общества, а не в сейфах правящей «элиты» или же анналах «классического» государства»1.
Гражданское общество первично по отношению к правовому государству, так же как и традиционное общество - по отношению к «доправовому» государству: сначала формируется гражданское общество, а затем на его основе «конструируется» правовое государство, но не наоборот.2
Это не означает, что государство никак не участвует в этом процессе, занимая пассивную позицию стороннего наблюдателя.
2. Соответствие уровня развития государства уровню развития породившего его общества.
«Могло бы современное капиталистическое государство возникнуть и успешно развиваться на базе рабовладельческого общества?» или, наоборот, «Могло бы рабовладельческое государство развиваться на базе современного индустриального общества?» Разумеется нет, поскольку в основе возникновения, построения и функционирования каждого из этих государств лежат совершенно разные социально-политические и иные принципы и условия, разная социальная, экономическая база, иной менталитет, способный адекватно воспринимать лишь строго определенную государственно-правовую среду. Однако это не означает строгой детерминации государственного механизма общественной средой, а тем более абсолютизации общественного фактора по отношению к государственному.
3. Непосредственная связь между процессом развития и изменения характера общества, с одной стороны, с процессом эволюционного или же революционного изменения государства - с другой, так же как и обусловленность уровня развития государства уровнем развития общества, вполне очевидна и прослеживается на всех этапах развития человеческого общества с момента появления государства и права.
Применительно
к процессу взаимосвязи и взаимодействия
гражданского общества и правового
государства в научной
4. Уравновешивающий
характер взаимоотношений
Рассматривая характер соотношения государства и общества с точки зрения формы и содержания, нельзя, как представляется, допускать двух крайностей - чрезмерного преуменьшения или, наоборот, абсолютизации силы и роли государства по отношению к обществу и общества - по отношению к государству. Ибо и то и другое в равной степени пагубно, как для общества, так и для государства. Общество и государство выступают в отношениях друг с другом как активные уравновешивающие и сдерживающие друг друга субъекты.
5. Наличие прямых
и обратных связей между
Государство оказывает постоянное воздействие на общество, подвергаясь, в свою очередь, обратному влиянию со стороны общества. В научной литературе доминирует позиция, что между правовым государством и гражданским обществом существует «обоюдная зависимость в форме взаимной обусловленности и взаимодействия: практически ни одно из них не может существовать без другого... Результаты их функционирования переплетены теснейшим образом и непосредственно сказываются на каждом из них»1.
В основе взаимосвязи и взаимодействия государства и общества лежат экономические, политические и иные факторы, которые обусловливают их совместную жизнеспособность и принадлежность к единому в пределах той или иной страны явлению - государственному и общественному строю.
Воздействие государства на общество: государство может оказывать на общество положительное и негативное влияние; область воздействия государства на общественную жизнь возрастают. Это связано, в частности, с тем, что «неолиберальное» государство вынуждено брать на себя все больше ответственности за осуществление ряда социальных программ, с усложнением внешнеполитических, экономических и иных процессов, связанных с регионализацией и глобализацией; в своих взаимоотношениях с обществом государство все чаще воздействует не только на весь социальный массив, но и на его отдельные, обладающие определенной институциональной, функциональной спецификой сегменты. Например, жёсткий демократический контроль некоторых государств за профсоюзами; по мере развития человеческой цивилизации и усложнения взаимоотношений между государством и обществом неизбежно расширяются пути и конкретные формы воздействия первого на второе.
Итак, главная
черта взаимоотношений
Таким образом, гражданское общество в отличие от традиционного общества, согласно сложившемуся о нем представлению, должно иметь несравнимо большее влияние на государство в целом, а также на его различные органы и организации.
2.2 Проблемы и пути развития правового государства в России
На сегодняшний день правовое государство как понятие, концепция и доктрина требует четкой и детализированной привязки к деятельности Российского государства, поскольку Конституция РФ, провозгласившая нашу страну правовым государством, должна применяться в жизни не как идеологический лозунг, а как закон, понятный и доступный каждому.
Движение России по пути прогрессивного развития возможно лишь на общецивилизационной демократической основе и должно быть связано прежде всего с утверждением истинно правовых начал в общественной жизни. В этой связи для отечественной юридической науки актуальной является задача преодоления противоречий между объективной потребностью общества в стабильном правопорядке и ее реальным воплощением в общественной практике.
«Каждая страна, в том числе и Россия, - подчеркивает В.В. Путин, - обязана искать свой путь обновления. Мы пока не очень преуспели в этом. Свою дорогу, свою модель преобразований мы начали нащупывать только в последние год-два. Мы сможем рассчитывать на достойное будущее, только если сумеем универсальные принципы рыночной экономики и демократии органически соединить с реальностями России. Именно в этом направлении должна идти как научная, аналитическая, экспертная работа, так и деятельность органов государственной власти всех уровней...»1. Идея правового государства, воплощенная в научной теории и сконцентрированная на социальной практике, должна стать важным инструментом ее познания и совершенствования в необходимом для современного российского общества направлении.
Необходимо согласиться с тем, что в нашем государстве сейчас пока только делается попытка претворить в жизнь идею правового государства. В этой связи правомерно высказывание Н.Ю. Бондарь, который пишет: «Формирование правовой государственности в России - это сложный и длительный процесс, который будет разворачиваться по мере проведения в жизнь политической, экономической и правовой реформ, возрождения нравственных устоев и общечеловеческих ценностей, построения современного демократического гражданского общества».
Проведение в жизнь экономической, политической, правовой реформ можно считать необходимой предпосылкой окончательного формирования правового государства. При этом важно, чтобы класс собственников формировался не криминальными путями, как в современной России, а в процессе нормального цивилизованного развития. Однако собственников сегодня в России не более 25%, следовательно, средний класс (основа гражданского общества) еще не сложился, нормального рынка нет. Государство и право по-прежнему регулируют значительную часть общественных отношений, закрепляют принципы организации общества, социального строя.1
Государство должно
участвовать в совершенствовани
Ослабление роли государства при проведении реформ в России - одна из самых серьезных ошибок реформаторов, которая только теперь начинает постепенно осознаваться и отчасти исправляться. Один из первых реформ Е. Гайдар признавал: «То, что происходит сейчас в нашей стране, ничего общего с либеральными реформами не имеет. Мы построили вороватый, уродливый, коррумпированный, несправедливый капитализм».
В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы.
Однако законодательного
закрепления положений еще
Процесс формирования
правового государства
Необходимым фактором является уровень политической и правовой культуры. Необходимо избавляться от правового нигилизма, который проявляется не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата.
Проводимая в стране судебно-правовая реформа предполагает обеспечение стабильного, адекватного действительности, цивилизованного законодательства, справедливого правосудия, реально гарантирующего права и свободы граждан. Россия - многонациональная страна, и ей необходимы мир и национальное согласие. Сейчас в России происходят сложные процессы в развитии государства и права. Идет процесс становления новой государственной и правовой систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Развитие права и государства все более осложняется из-за того, что общество переживает экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.
Сегодня существует проблема контроля за действиями государства со стороны общества. В правовом государстве власть должна быть подчинена праву, что достигается только путем контроля над ней. С.С. Зенин: «Способность общества к контролю над властью - признак гражданского общества. Только контроль, приобретая правовые формы, способен подчинить власть праву, и только при условии существования гражданского общества государство оказывается «под правом», становится «правовым»1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правовое государство, которому посвящено исследование - это не только одна из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала в его взаимоотношениях с личностью, но и практический инструмент обеспечения и защиты жизни, здоровья, чести, свободы, достоинства граждан, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма осуществления самоуправления и народовластия. Ценностный смысл идеи правового государство состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, в гарантированности его свободы, в подчинении государства обществу.
Правовое государство - идеал, к которому стремится Россия. Понимание сути происходящих перемен в сфере российской государственности, предполагает детальное рассмотрение основ правового государства, что собственно и послужило целью моей работы. Правовое государство - часть правового общества. В нашем обществе пока не существует не только привычки к справедливому, на основе закона и с помощью правосудия, разрешению социальных противоречий, но и даже устойчивой практики, которая такую привычку могла бы сформировать. А ведь, по существу, правовое государство и есть механизм разрешения социальных противоречий. Такая ситуация, когда провозглашение прав и свобод человека высшей ценностью является чисто декларированным, во многом определяется стихийностью процессов, связанных с разрушением тоталитарного государства, отсутствием чётких представлений о характере новой государственности, неподготовленностью общества к произошедшим переменам, что привело к расколу общества и политической конфронтации. У людей, привыкших к определённым постулатам, коммунистическим принципам, при смене ценностной картины происходит искажение в нравственном сознании.