Правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Тема «Правовое государство» заинтересовала меня тем, что при ее освещении необходимо постоянно проводить сравнение между продекларированными законодательством идеями и реальной жизнью. Мы живем в стране, которая по Конституции Российской Федерации является правовым государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это именно так. На мой взгляд, у нас еще не все полностью осознают, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть соответствующая зрелость традиционного общества. А в России общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и сущность правового государства …………..…………...6
1.1 Возникновение и развитие идеи правового государства ..………..……..6
Принципы правового государства ………………………..……………….9
Гражданское общество и его роль в развитии правового государства….14
Глава 2. Формирование правовой государственности в России……………...17
2.1 Взаимосвязь гражданского общества, права и правового государства…17
2.2 Проблемы и пути развития правового государства в России…………….22
Заключение……………………………..………..……………………………….26
Список использованной литературы...……………….…………………….......30

Работа содержит 1 файл

Курсовая Бычков Д..doc

— 154.50 Кб (Скачать)

Таким образом, как справедливо отмечает М.Н. Марченко: «…ключ к формированию гражданского общества, а вместе с ним и правового государства, лежит в недрах традиционного общества, а не в сейфах правящей «элиты»  или же  анналах  «классического»  государства»1.

Гражданское общество первично по отношению к правовому  государству, так же как и традиционное общество - по отношению к «доправовому»  государству: сначала формируется гражданское общество, а затем на его основе «конструируется»  правовое государство, но не наоборот.2 

Это не означает, что государство никак не участвует  в этом процессе, занимая пассивную позицию стороннего наблюдателя.

2. Соответствие  уровня  развития государства уровню развития породившего его общества.

 «Могло бы современное капиталистическое государство возникнуть и успешно развиваться на базе рабовладельческого общества?» или, наоборот, «Могло бы рабовладельческое государство развиваться на базе современного индустриального общества?» Разумеется нет, поскольку в основе возникновения, построения и функционирования каждого из этих государств лежат совершенно разные социально-политические и иные принципы и условия, разная социальная, экономическая база, иной менталитет, способный адекватно воспринимать лишь строго определенную государственно-правовую среду. Однако это не означает строгой детерминации государственного механизма общественной средой, а тем более абсолютизации общественного фактора по отношению к государственному.

3. Непосредственная  связь между процессом развития и изменения характера общества, с одной стороны, с процессом эволюционного или же революционного изменения государства - с другой, так же как и обусловленность уровня развития государства уровнем развития общества, вполне очевидна и прослеживается на всех этапах развития человеческого  общества  с момента появления государства и права.

Применительно к процессу взаимосвязи и взаимодействия гражданского общества и правового  государства в научной литературе верно подмечается, что «…процессы формирования гражданского общества и построения правового государства как бы подталкивают друг друга, взаимно создают один для другого благоприятные условия и предпосылки. Процессы проходят в общем и целом параллельно, хотя в реальной жизни один из них может на какой-то отрезок времени опережать другой или отставать от него»1. Однако периодически нарушаемая «синхронность» прохождения данных процессов со временем восстанавливается ходом общественного развития, однако данный процесс полностью укладывается в рамки исторической закономерности опережающего, а не «параллельного» развития общества по отношению к государству.

4. Уравновешивающий  характер взаимоотношений  общества  и государства. Поиск новых форм организации общественной жизни на протяжении всей истории человечества осуществляется не сам по себе, а в тесной связи и взаимодействии с процессом развития их социального содержания, то есть с учетом характера и уровня развития общества.

Рассматривая  характер соотношения государства  и общества с точки зрения формы и содержания, нельзя, как представляется, допускать двух крайностей - чрезмерного преуменьшения или, наоборот, абсолютизации силы и роли государства по отношению к обществу и общества - по отношению к государству. Ибо и то и другое в равной степени пагубно, как для общества, так и для государства.  Общество и государство выступают в отношениях друг с другом  как активные уравновешивающие и сдерживающие друг друга субъекты.

5. Наличие прямых  и обратных связей между государством  и обществом.

Государство оказывает постоянное воздействие на общество, подвергаясь, в свою очередь, обратному влиянию со стороны общества. В научной литературе доминирует позиция, что между правовым государством и гражданским обществом существует «обоюдная зависимость в форме взаимной обусловленности и взаимодействия: практически ни одно из них не может существовать без другого... Результаты их функционирования переплетены теснейшим образом и непосредственно сказываются на каждом из них»1.

В основе взаимосвязи  и взаимодействия государства и общества лежат экономические, политические и иные факторы, которые обусловливают их совместную жизнеспособность и принадлежность к единому в пределах той или иной страны явлению - государственному и общественному строю.

Воздействие государства  на общество: государство может оказывать на общество положительное и негативное влияние; область воздействия государства на общественную жизнь возрастают. Это связано, в частности, с тем, что «неолиберальное» государство вынуждено брать на себя все больше ответственности за осуществление ряда социальных программ, с усложнением внешнеполитических, экономических и иных процессов, связанных с регионализацией и глобализацией; в своих взаимоотношениях с обществом государство все чаще воздействует не только на весь социальный массив, но и на его отдельные, обладающие определенной институциональной, функциональной спецификой сегменты. Например, жёсткий демократический контроль некоторых государств за профсоюзами; по мере развития человеческой цивилизации и усложнения взаимоотношений между государством и обществом неизбежно расширяются пути и конкретные формы воздействия первого на второе.

Итак, главная  черта взаимоотношений государства  и  общества – это прямое воздействие на общество, государства, которое в свою очередь, подвергается обратному влиянию со стороны общества. Основными путями влияния общества на государство являются референдумы, всеобщие выборы, собрания, проводимые на различных уровнях социологические опросы, печать, радио, телевидение, электронные средства связи1. И государство обязано не  сужать  или запрещать эти формы выражения общественного мнения,  а наоборот расширять  их  гарантировать  их  работу.

Таким образом, гражданское общество в отличие  от традиционного общества, согласно сложившемуся о нем представлению, должно иметь несравнимо большее влияние на государство в целом, а также на его различные органы и организации.

 

 

 

2.2 Проблемы  и пути развития правового  государства в России

На  сегодняшний  день правовое государство как понятие, концепция и доктрина требует четкой и детализированной привязки к деятельности Российского государства, поскольку Конституция РФ, провозгласившая  нашу  страну  правовым  государством, должна применяться в жизни не как идеологический лозунг, а как закон, понятный и доступный каждому.

Движение России по пути прогрессивного развития возможно лишь на общецивилизационной демократической основе и должно быть связано прежде всего с утверждением истинно правовых начал в общественной жизни. В этой связи для отечественной юридической науки актуальной является задача преодоления противоречий между объективной потребностью общества в стабильном правопорядке и ее реальным воплощением в общественной практике.

«Каждая страна, в том числе и Россия, - подчеркивает В.В. Путин, - обязана искать свой путь обновления. Мы пока не очень преуспели в этом. Свою дорогу, свою модель преобразований мы начали нащупывать только в последние год-два. Мы сможем рассчитывать на достойное будущее, только если сумеем универсальные принципы рыночной экономики и демократии органически соединить с реальностями России. Именно в этом направлении должна идти как научная, аналитическая, экспертная работа, так и деятельность органов государственной власти всех уровней...»1. Идея правового государства, воплощенная в научной теории и сконцентрированная на социальной практике, должна стать важным инструментом ее познания и совершенствования в необходимом для современного российского общества направлении.

Необходимо  согласиться с тем,  что в  нашем государстве сейчас пока  только делается попытка  претворить в жизнь  идею правового государства. В этой связи правомерно высказывание Н.Ю. Бондарь, который  пишет: «Формирование правовой государственности в России - это сложный и длительный процесс, который будет разворачиваться по мере проведения в жизнь политической, экономической и правовой реформ, возрождения нравственных устоев и общечеловеческих ценностей, построения современного демократического гражданского общества».

Проведение  в жизнь экономической, политической, правовой реформ можно считать необходимой предпосылкой окончательного формирования правового государства. При этом важно, чтобы класс собственников формировался не криминальными путями, как в современной России, а в процессе нормального цивилизованного развития. Однако собственников сегодня в России не более 25%, следовательно, средний класс (основа гражданского общества) еще не сложился, нормального рынка нет. Государство и право по-прежнему регулируют значительную часть общественных отношений, закрепляют принципы организации общества, социального строя.1

Государство должно участвовать в совершенствовании механизма рынка. Оно должно создавать и уравновешивать баланс интересов между конкурирующими субъектами (индивидуальными и коллективными). Государство - мощный фактор формирования и поддержания рыночной среды. В условиях нынешней российской действительности, когда зрелые рыночные отношения еще только складываются, ослабление роли государства было бы ошибкой.

Ослабление  роли государства при проведении реформ в России - одна из самых серьезных ошибок реформаторов, которая только теперь начинает постепенно осознаваться и отчасти исправляться. Один  из  первых  реформ          Е. Гайдар признавал: «То, что происходит сейчас в нашей стране, ничего общего с либеральными реформами не имеет. Мы построили вороватый, уродливый, коррумпированный, несправедливый капитализм».

В качестве одной  из важнейших задач, связанной с  формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы.

Однако законодательного закрепления положений еще недостаточно для его фактического построения. В реальной жизни стали заметно  более распространенными факты грубейшего нарушения важнейших прав и свобод человека и гражданина, неуважения к закону и правосудию. Поэтому для реального построения правового государства в России необходимо: повысить общую правовую  культуру населения; построить развитую экономику; гарантировать высокий уровень материальной обеспеченности граждан;  создать стабильную политическую систему, решить национальный вопрос; создать развитую правовую систему, повысить правовую культуру и правосознание граждан, обеспечить четкую и профессиональную работу правоохранительных органов.

Процесс формирования правового государства предполагает создание системы социальных, экономических, политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе политического плюрализма, многопартийности.

Необходимым фактором является уровень политической и правовой культуры. Необходимо избавляться от правового нигилизма, который проявляется не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата.

Проводимая  в стране судебно-правовая реформа  предполагает обеспечение стабильного, адекватного действительности, цивилизованного законодательства,  справедливого правосудия, реально гарантирующего права и свободы граждан. Россия - многонациональная страна, и ей необходимы мир и национальное согласие. Сейчас в России происходят сложные процессы в развитии государства и права. Идет процесс становления новой государственной и правовой систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Развитие права и государства все более осложняется из-за того, что общество переживает экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.

Сегодня  существует проблема контроля за действиями государства  со  стороны  общества. В правовом государстве власть должна быть подчинена праву, что достигается только путем контроля над ней.  С.С. Зенин: «Способность общества к контролю над властью - признак гражданского общества. Только контроль, приобретая правовые формы, способен подчинить власть праву, и только при условии существования гражданского общества государство оказывается «под правом», становится «правовым»1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Правовое государство, которому посвящено исследование - это не только одна из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала в его взаимоотношениях с личностью, но и практический инструмент обеспечения и защиты жизни, здоровья, чести, свободы, достоинства граждан, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма осуществления самоуправления и народовластия. Ценностный смысл идеи правового государство состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, в гарантированности его свободы, в подчинении государства обществу.

Правовое государство - идеал, к которому стремится Россия. Понимание сути происходящих перемен в сфере российской государственности, предполагает детальное рассмотрение основ правового государства, что собственно и послужило целью моей работы. Правовое государство - часть правового общества. В нашем обществе пока не существует не только привычки к справедливому, на основе закона и с помощью правосудия, разрешению социальных противоречий, но и даже устойчивой практики, которая такую привычку могла бы сформировать. А ведь, по существу, правовое государство и есть механизм разрешения социальных противоречий. Такая ситуация, когда провозглашение прав и свобод человека высшей ценностью является чисто декларированным, во многом определяется стихийностью процессов, связанных с разрушением тоталитарного государства, отсутствием чётких представлений о характере новой государственности, неподготовленностью общества к произошедшим переменам, что привело к расколу общества и политической конфронтации. У людей, привыкших к определённым постулатам, коммунистическим принципам, при смене ценностной картины происходит искажение в нравственном сознании.

Информация о работе Правовое государство