Правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Тема «Правовое государство» заинтересовала меня тем, что при ее освещении необходимо постоянно проводить сравнение между продекларированными законодательством идеями и реальной жизнью. Мы живем в стране, которая по Конституции Российской Федерации является правовым государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это именно так. На мой взгляд, у нас еще не все полностью осознают, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть соответствующая зрелость традиционного общества. А в России общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и сущность правового государства …………..…………...6
1.1 Возникновение и развитие идеи правового государства ..………..……..6
Принципы правового государства ………………………..……………….9
Гражданское общество и его роль в развитии правового государства….14
Глава 2. Формирование правовой государственности в России……………...17
2.1 Взаимосвязь гражданского общества, права и правового государства…17
2.2 Проблемы и пути развития правового государства в России…………….22
Заключение……………………………..………..……………………………….26
Список использованной литературы...……………….…………………….......30

Работа содержит 1 файл

Курсовая Бычков Д..doc

— 154.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие и сущность  правового государства …………..…………...6

1.1 Возникновение   и  развитие  идеи правового  государства ..………..……..6

    1. Принципы  правового  государства ………………………..……………….9
    2. Гражданское общество и его роль в развитии правового государства….14

Глава 2. Формирование правовой государственности в России……………...17

2.1 Взаимосвязь гражданского общества, права  и правового государства…17

2.2 Проблемы и пути  развития правового государства в России…………….22

Заключение……………………………..………..……………………………….26

Список использованной литературы...……………….…………………….......30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема «Правовое государство» заинтересовала меня тем, что при ее освещении необходимо постоянно проводить сравнение между продекларированными законодательством идеями и реальной жизнью. Мы живем в стране, которая по Конституции Российской Федерации является правовым государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это именно так. На мой взгляд, у нас еще не все полностью осознают, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть соответствующая зрелость традиционного общества. А в России общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы.

Актуальность  исследования обусловлена тем, что Россия, преодолев тяжелейший период постсоветской реформации, является очень молодой преемницей основ правовой государственности. Отследить динамику этого процесса и отразить объективную картину на современном этапе я попытаюсь в данной работе.

Одной из целей российских реформ является построение правового  государства  и  гражданского  общества. Формирование плюралистической демократии, реального федерализма, свободного  гражданского общества  обусловливает повышение ответственности государства, взаимной ответственности государства и личности неизбежно ведет к построению и развитию   правового государства. Понимание  путей  развития  российского правового  государства   на  основе  анализа  существующих  теорий и моделей  правового  государства как  никогда  актуально для современной России и требует научного осмысления.

 В связи с этим, предмет  исследования  в данной курсовой  работе – правовое  государство  как  модель  демократического, социального государства. 

Объект исследования – существующие  теории  и  концепции  правового  государства,  раскрывающие  сущность и  принципы его  построения.

      Цель работы -  проанализировать  и раскрыть сущность правового государства  на  основе  анализа  теоретических  представлений, накопленных в правовой  науке.   В соответствии  с поставленной  целью в работе  решаются следующие задачи:

1)  рассмотреть  основные принципы  правового  государства: верховенства права,  разделение  властей,  гарантированности  и  защиты прав и свобод  личности и другие;

2) раскрыть взаимосвязь   гражданского общества и правового  государства;

3) проанализировать  проблемы формирования правовой  государственности в Российской  Федерации.

Степень изученности  вопроса:

        Проблемы  правового  государства  стали  изучаться в  России со 2-й пол. 19в.,  когда  в  европейской  общественно-политической  и  правовой науке сформировалось  сама  концепция  правового  государства. В  советский период  истории нашего  государства  данная  тема  была  забыта,  так как  было  провозглашено, что  советское  коммунистическое  государство  уже  является  правовым  и  не  требует  никаких  доработок  или  изменений.  Затем,  с началом перестройки  эта  тема  вновь  остро  встала  перед  учеными,  политиками, общественными  деятелями, так как потребовалось в новых условиях  найти  свой,  наиболее  приемлемый  для  нас  путь построения  социально ориентированного,  правового государства.  В  связи с этим, в  последние  20  лет  этой  теме  были  посвящены работы  таких  ученых  как: С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, А.Д. Керимов, А.В. Малько, В.И. Чиркин, А.Н. Соколов, С.А. Каморов и многих  других.  При  всем  многообразии  подходов  и  глубине  исследований, проблема  правового  государства  остается  актуальной. Причиной  этого  является то,  что,  несмотря  на  исследованность принципов построения   правового  государства,  механизмы  их  реализации  являются  разными в  разных  странах и  зависят от  формы и типа  государственного  устройства,  системы  управления, уровня  развитости  гражданского общества и др. факторов.

     Методология   исследования:  работа  написана  на  основе  исторического, системно-логического  и  сравнительно-правового  анализа.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Понятие и сущность  правового  государства

    1. Возникновение  и  развитие  идеи правового государства

На протяжении всей истории существования человечества возникало много теорий и идей, отражавших актуальные жизненные реалии и выражавших определенные взгляды, ценности и интересы.

Одни, стали достоянием истории, другие - продолжали  существовать. Именно  такой  теорией   является    идея  правового  государства. Во  все  времена  под  идеей  правового  государства  понималось идеальное  государство,  в  котором  народ  и  его  правители жили  бы   по   установленным и соблюдаемым  всеми  нормам  закона,  права  и  интересы  всех  граждан  были  бы  соблюдены. В  связи с  этим, одним из  сложных был  и  остается вопрос о соотношении гражданского общества и государства. Рассмотрим этапы  формирования  самой  идеи правового  государства. В развитии   теории  о  правовом государстве  общепринятыми являются следующие  этапы:

1. Разработка  фрагментарных положений теории  правового государства в политико-правовой  мысли Древней Греции, Древнего  Рима в Средние века - до XVI в. (Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон).

2. Обоснование  концептуальных положений теории  правового государства в Новое  время, в период буржуазных  революций, в период смены традиционных государств государствами конституционными - XVI - XVIII вв. (Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель).

3. Становление  теории правового государства  как целостной философской и  политико-юридической концепции  в первой половине XIX в. (К.Т. Велькер,  Р. Фон Моль, Ф.Ю. Шталь, Р.  Гнайст, Л. Штайн и другие).1

IV вв. до н.э.  в работах софистов (Протагора,  Горгия) было выражено стремление  к человеческому измерению мира: место и роль человека.

Начало понятийно-теоретического исследования объективной разумной природы официальных полисных установлений, справедливости и законности связано с именем Сократа. Эти идеи были развиты его учеником Платоном. Идеальное государство и разумные, справедливые законы он трактует как реализацию идей в земной политической и правовой жизни. В работах того времени отмечается фундаментальное значение законности для характеристики различных видов государств. Противопоставляются два принципа: принцип свободы от господства и принцип справедливого господства.1

Дальнейшее  развитие идеи справедливого, ответственного правления нашли в работах Аристотеля. Он отмечал, что, прежде чем научиться повелевать, человек должен научиться сам повиновению, нельзя хорошо начальствовать, не научившись повиноваться.

Говоря о  государственном устройстве Рима, необходимо отметить, что Рим всегда характеризовался сильной властью, но она принадлежала народу. Система контроля и ответственности власти в Риме: полномочия выборных должностей ограничивались коротким сроком - один год; промежуток переизбрания – 10 лет; к ответственности могло быть привлечено любое должностное лицо; финансовый отчёт по окончании срока; существовал институт нравственного осуждения и др.

В Средние века, когда критерием допустимого  поведения была Библия, ее официальное  толкование, а наказание рассматривалось  как самоцель, искупление за грех, тенденция рассматривать ответственность как кару еще более усилилась. Слабость светской власти способствовала созданию благоприятных условий для усиления власти церковной…В её организации просматриваются римские традиции: власть папы абсолютна, четкие задачи развития (войны с неверными, организационные реформы).2

Самостоятельность и усиление средневековых городов, рост абсолютизма создавала благоприятные условия для значительного ослабления вассальных отношений, доминирования односторонних актов государственной власти договорному началу, развития прав союзов. Право становится основным регулятором общественных отношений в эпоху Ренессанса и в Новое время, что можно считать началом разложения феодального строя, вторым этапом в развитии теории правового государства. Идеи правовой государственности развивали прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. Ж. Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства, по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы людей. Он считал, что только на его основе строятся договоры между сувереном и подданными, а также с другими суверенами.1

Для того периода  характерно отрицание юридической  ответственности главы государства. В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правовой государственности значительный вклад внесли Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, И. Кант  и другие.

Третий этап развития теории правового государства  связан с именами К.Т. Велькера, Р. фон Моля, Ф.Ю. Шталя, Р. Гнайста, Г. Аренса и других. Они уделяли внимание формированию ответственного правительства, ограничению государственного вмешательства в жизнь общества, независимость судей и безопасность правосудия, признание основных гражданских прав, верховенство законов, наличие народного представительства и его участие в законодательной власти.

Качественно новые  взгляды на проблему ответственности  власти высказал Рудольф фон Гнайст. Он считал, что необходимо править  в соответствии с законами, которые представляют собой рамки и границы исполнительной власти, а также осуществлять контроль за администрацией путем создания организационно и процессуально самостоятельной административной юрисдикции.

Таким образом, можно  сказать,  что  в первой половине XIX в. наряду с теорией правового государства ученые уделяли внимание вопросам формирования ответственного правительства, взаимной ответственности государства и личности, разрабатывали передовые идеи, востребованные их временем.

Сам термин «правовое государство» сформировался и утвердился довольно поздно - в немецкой юридической литературе в первой трети XIX века (в работах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и других мыслителей). В дальнейшем этот термин получил широкое распространение, в том числе и в дореволюционной России, где среди видных сторонников теории правового государства были Б.Н. Чичерин, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, И.А. Покровский, В.М. Гессен, Н.И. Палиенко и другие. В англоязычной литературе данный термин не используется - его эквивалентом в известной мере является термин «правление права».  В содержательном смысле ряд идей правовой государственности появился уже в античном мире, а теоретически развитые концепции и доктрины правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя. Исторически это происходило в общем русле возникновения прогрессивных направлений буржуазной политической и правовой мысли, юридического мировоззрения, критики феодального произвола и беззаконий, утверждения идей гуманизма, принципов свободы и равенства всех людей, неотчуждаемых прав человека, поисков различных государственно-правовых средств, конструкций и форм (разделение государственных властей, конституционализм, верховенство закона), направленных против узурпации публичной политической. 

    1. Принципы  правового  государства

Государство и  право являются результатом развития общества. Именно этим объясняются  их взаимосвязь и взаимозависимость. Каждое из этих понятий имеет отличительные признаки. Государство, руководя обществом, обязано считаться с закономерностями социального развития  общества, общественной моралью, уровнем развития экономики.  В противном случае, как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, действия  такого государства  в  лице  его  правительства  обречены на неудачу.  Ни одну из стоящих перед государством задач нельзя успешно решить без обеспечения прав и свобод граждан, без эффективной организации самого государства, без развития демократии.

Информация о работе Правовое государство