Правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Тема «Правовое государство» заинтересовала меня тем, что при ее освещении необходимо постоянно проводить сравнение между продекларированными законодательством идеями и реальной жизнью. Мы живем в стране, которая по Конституции Российской Федерации является правовым государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это именно так. На мой взгляд, у нас еще не все полностью осознают, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть соответствующая зрелость традиционного общества. А в России общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и сущность правового государства …………..…………...6
1.1 Возникновение и развитие идеи правового государства ..………..……..6
Принципы правового государства ………………………..……………….9
Гражданское общество и его роль в развитии правового государства….14
Глава 2. Формирование правовой государственности в России……………...17
2.1 Взаимосвязь гражданского общества, права и правового государства…17
2.2 Проблемы и пути развития правового государства в России…………….22
Заключение……………………………..………..……………………………….26
Список использованной литературы...……………….…………………….......30

Работа содержит 1 файл

Курсовая Бычков Д..doc

— 154.50 Кб (Скачать)

       Поэтому в теории права под правовым  государством   понимается  определенный политико-правовой режим функционирования государственной власти, где создаются все условия для всестороннего и гармоничного развития личности, для развития общества в целом.1

Черты правового  государства: приоритет права во всех сферах общественной жизни; гарантированный   круг   основных   прав  и свобод   человека и гражданина как показатель уровня цивилизованности общества, качества деятельности государственных органов; взаимная ответственность государства и личности; осуществление  государственной власти по принципу разделения властей; осуществление конституционного надзора только судом. Одна из важнейших черт правового государства - характер взаимодействия между государственной властью и правом, где государство оказывается связанным правом и служит его охране. Как  справедливо отмечает  К.А. Струсь:  «Правовое государство начинается там, где законодатель считает принципы ограничения своей воли реальными объективными правовыми началами».2

Право и государство  – по  сути,  относительно самостоятельные  явления общественной жизни, между которыми существует функциональная связь - государство не может нормально функционировать без права, а право - без государства. Только при наличии правовой среды можно говорить о возможности и реальном существовании правовой государственности. При установлении правовой основы общества право имеет приоритет над государством в том смысле, что государственная власть, политика подчиняются праву.

Господство  права во всех сферах общественной жизни предполагает сочетание двух аспектов: в форме правовой организации системы государственной власти и; в виде верховенства правового закона. При этом необходимо помнить, что правовая законность и правовая организация государственной власти должны быть таковыми не только по названию, но и по содержанию.1

В современной теории права в последние годы  стал  применяться термин «правовой закон». Как известно, в обыденном сознании и догматической юриспруденции право и закон отождествляются. Между тем закон - волевой акт государства, обладающий политической направленностью, в то время как право коренится в общественных отношениях и не порождается властью.

Н. Шиняева и  П. Зубков говорят,  что: «В правовом государстве должны действовать только правовые законы, адекватные правовой природе регулируемых общественных отношений. Не закон порождает право, а право требует законодательного признания, не государство господствует над правом, а право господствует над государством, подчиняя его обществу и общественным потребностям»2. Право и правопорядок существуют и развиваются только при демократическом политическом режиме функционирования государственной власти.3 Верховенство права должно быть не только в законотворческой деятельности государства, но и в правоприменительной деятельности. Соблюдение принципа законности - гарант стабильности и развития общества.

Истоком приоритета права в демократически устроенном обществе служат естественные, неотъемлемые права и свободы человека и гражданина. Правовое государство базируется  на признании неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, на их конституционном закреплении и судебной защите. Ведь права и свободы личности «… не являются особым даром правительства и государства, они коренятся в общественном строе, но обязательно должны быть  закреплены в основном законе и им гарантированы».1

В связи  с  этим  важен  правовой статус граждан  государства,  так  как  он  отражает  взаимоотношения между ними и  государством. Эти отношения должны  носить  правовой характер. «Свобода каждого индивида - предпосылка свободного общества, которая превращает государство из аппарата публичной власти, стоящей над обществом, в организацию, подчиненную интересам общества и защите прав его членов. Не личность и общество служат государству, а государство должно служить человеку и обществу, не право служит государству, а государство должно служить праву»2.

Важнейшим принципом  организации и деятельности правового  государства является принцип разделения государственной власти на относительно самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную, взаимоотношения которых составляют так называемую систему  «сдержек и противовесов». Главным смыслом принципа разделения властей является взаимное сдерживание властей ради обеспечения свободы личности. В случае  отсутствия  в  государстве системы разделения властей,  происходит  их  соединение в одном органе, в руках одного лица, а  это  влечет за  собой  установление деспотических  режимов, при которых невозможна свобода личности.

 

В правовом государстве  должен существовать разработанный  механизм взаимного контроля ветвей власти, при сохранении каждой из них значительной степени независимости от другой власти.

Например, в  соответствии с Конституцией РФ  представительным и законодательным органом РФ является Федеральное Собрание (парламент). Парламент, обладая исключительным правом принятия и изменения законов, определяет на основе Конституции полномочия и рамки, в которых действует и законодательная, и исполнительная, и судебная власти.

В системе разделения властей серьезную  роль играет глава государства, который возглавляет исполнительную власть. Президент имеет право «вето».

Существенным  свойством правового государства  является независимая  судебная система. Как известно, главная задача правосудия - охрана прав и свобод человека и гражданина от произвола административной власти и от любых иных правонарушений. Правосудие  в  правовом государстве  должно  являться  высшей гарантией прав и свобод граждан. Судебная власть не должна подменять собой законодательную или исполнительную власть. Но ни законодательные, ни исполнительные органы не должны присваивать себе функции суда. Федеративное устройство государства также является способом децентрализации и «разделения» власти.

Итак, особенностью правового государства является его стремление к обеспечению всестороннего развития личности, ее творческой, политической активности. «Правовое государство и его законодательство призваны... служить задачам обеспечения человеку достойной жизни, утверждать в обществе принципы гуманизма и справедливости»1. Уважение к человеку, признание его достоинства и самоценности ныне становятся главной предпосылкой успешного развития российского общества. Сущность правового положения определяется гарантированностью официально провозглашённых прав. Там, где гарантируется законность, гарантируются тем самым и субъективные права граждан. Основной принцип построения системы юридических гарантий прав человека и гражданина должен основываться на всеобщности защиты прав, свобод и законных интересов всеми способами, не противоречащими закону.

    1. Гражданское общество и его роль в развитии  правового государства

Понятие  «гражданское  общество»  родилось в ходе  развития  теории  правового  государства. Сущность гражданского общества  состоит в том, что оно объединяет и выражает, прежде всего, интересы граждан, их свободу, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Государство призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем.1 В то же время между ними  не  должно  быть противоречий.

В  современной  теории  права выработан  ряд  наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики  той или иной страны. К ним относятся: экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения; безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина; легитимность и демократический характер власти; равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности; правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей; политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции; свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации; невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность; классовый мир, партнерство и национальное согласие; эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей. Таким  образом  гражданское общество - не государственно-политическая, а главным образом экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними.

Это «…свободное  демократическое правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости. Это рыночное многоукладное конкурентное общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоев»2.

Роль государства  заключается в первую очередь  в том, чтобы охранять правопорядок, бороться с преступностью, создавать необходимые условия для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости.

Гражданское общество начинается с гражданина и его  свободы. Необходимо  отметить,  что сам  термин «гражданин» в Новое время в  Европе звучал как синоним независимости, равноправия, достоинства и самоуважения личности.

В то же время  звание «гражданин» выражало чувство  долга, ответственности, служение народу, обществу. Как отмечается в литературе: «…идея гражданского общества в свое время призвана была подчеркнуть его независимость от абсолютного, полицейского государства, очертить круг таких отношений, куда власть не может вмешиваться»2. Поэтому  гражданское общество всегда  понималось как демократическое,  саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность.

Составными  элементами гражданского общества являются: личность; семья; школа; церковь; собственность и предпринимательство; социальные группы, слои, классы; частная жизнь граждан и ее гарантии; институты демократии;  общественные объединения, политические партии и движения; независимое правосудие; система воспитания и образования; свободные средства массовой информации; негосударственные социально-экономические отношения и другие.

Семья, собственность, личность, свобода, право, духовность, порядок, государственность - фундаментальные ценности гражданского общества. Собственность выступает главной предпосылкой свободы личности и всего общества. Там, где нет уважения к собственности, там нет и уважения к личности.

Формирование гражданского общества вовсе не означает, что оно совсем не нуждается в государственности. Государство должно найти в нем «свое место» - охрана правопорядка, оборона, законотворчество, защита прав граждан, внешняя политика, бюджет, экология, связь, транспорт, но отказаться от тотального контроля. На рынке же должны действовать свободные, но законопослушные собственники.  Государство  должно меньше командовать, а больше следить за  нормальным развитием  экономики. Однако государство не должно прекращать влиять на экономику, необходимо лишь определить его функции.

Централизованное  воздействие должно сохранятся, но не путем волевых методов, а через  налоги, льготы, кредиты, пошлины, тарифы, законы, поддержка базовых отраслей  промышленности.

       Таким   образом,  гражданское общество и правовое государство - не отсеченные и не изолированные друг от друга части, а взаимообусловленные, хотя и не отождествляемые системы. Становление гражданского общества в России - магистральная и долговременная задача, решение которой зависит от множества факторов и условий.

 

 

 

 

 

 

Глава II Формирование  правовой  государственности  в России

2.1 Взаимосвязь  гражданского  общества, права  и  правового государства

Анализируя  современное  состояние  многих  государств, исследователи  отмечают, что в настоящее время эволюционный процесс государства и гражданского общества и их отношения значительно ускоряется. Это связано с процессами регионализации и глобализации, деформирующими не только сложившиеся к концу XX столетия национальные государства, но и формирующееся в различных странах гражданское общество.

Разумеется, в каждой стране процесс эволюции государства и  общества имеет свои особенности, которые обусловлены, с одной стороны, историческими, национальными и другими факторами, а с другой - местом национального государства и общества, которое они занимают в современном мире, и ролью, которую они играют. Самостоятельные государства исходят исключительно из своих внутренних интересов и потребностей, опираясь на национальные и исторические традиции и обычаи. Все иные государства и сообщества независимо от их красочных наименований («молодые демократии», «открытые общества» и т.п.) определяют характер своих взаимоотношений под влиянием извне.

Однако независимо от тех или иных особенностей развитых  государств,  которых  можно назвать правовыми,  взаимоотношения общества и государства  на любой стадии их  развития подчиняются, а точнее - осуществляются в рамках ряда выработанных общих принципов и положений, непосредственно касающихся взаимоотношений государства и общества вообще и правового государства и гражданского общества в частности, можно выделить следующее.

1. Первичный   характер общества и  вторичный  - государства.

Первичность общества и вторичность государства означает, что у общества всегда есть приоритет перед государством уже в силу того, что государство создается на базе общества. Процесс формирования гражданского общества, а на его основе - правового государства - это весьма противоречивый, сложный и к тому же весьма длительный процесс, требующий взаимных усилий как со стороны общества, так и со стороны государства. Попытки же искусственного форсирования данного процесса, каковые имеют место в современной России начиная с 90-х гг. XX столетия, как показывает опыт искусственного («сверху») формирования политических партий и некоторых других элементов гражданского общества, не приведут к позитивному, стабильному, а главное, к перспективному и стратегически важному для будущего Российского государства и общества результату. Как свидетельствует история, политический, социальный или любой иной искусственно созданный институт, а проще говоря суррогат, никогда еще не мог заменить собой реальный, выросший из глубин самого общества и связанный корнями с этим обществом, жизнеспособный институт.

Информация о работе Правовое государство