Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 23:02, реферат
В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а структура государства, т.е. его внутреннее строение, определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.
Статья 11 Конституции Российской Федерации закрепляет, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют суды. Статья 118, дополняя это положение, устанавливает, что:
"Судебная
власть осуществляется
Непосредственно реализация судебной власти, или осуществления правосудия, происходит в установленном законом процессуальном порядке. Он в целом универсален и базируется на таких общепризнанных принципах, как равенство граждан перед законом и судом, уважение личности, открытое судебное разбирательство, состязательность и равноправие сторон. Однако в зависимости от характера рассматриваемых правоотношений, т.е. от того нормы какой отрасли материального права нарушены, судопроизводство приобретает некоторые особенности. Именно поэтому осуществление судебной власти происходит путем применения конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Система судебных органов, т.е. учреждение судов в Российской Федерации, устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом на основании части 3 статьи 118. Система судов, осуществляющих в государстве судебную власть, имеет важное политическое и правовое значение и, как правило, определяется на конституционном уровне. Причем если перечень судов закреплен именно в Конституции, то никакие другие суды не могут быть учреждены при помощи обычного закона, ибо для этого необходимо изменить Конституцию. Конституционным закреплением системы судов достигаются дополнительные гарантии прав личности.
Конституция Российской Федерации 1993 года не содержит конкретный перечень судебных инстанций. Связано это прежде всего с тем, что в настоящее время продолжается реформирование судебной системы, и законодатель оставляет возможности для поиска оптимального варианта построения судебной системы. Однако Конституция содержит следующие положения, относящиеся к структуре судебной власти:
-
действуют Конституционный Суд,
-
действуют также другие
- судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией и федеральным конституционным законом;
- создание чрезвычайных судов не допускается.
Система судебных органов Российской Федерации имеет следующую структуру:
а) суды общей юрисдикции: Верховный суд Российской Федерации; Верховные суды республик в составе Российской Федерации; краевые, областные суды; суды автономной области, автономных округов; Московский и Санкт-Петербургский городские суды; районные (городские) народные суды;
б) военные суды, рассматривающие дела о преступлениях военнослужащих и лиц, приравненных к ним по закону, учреждаются в гарнизонах, армиях, флотилиях, воинских соединениях, военных округах, группах войск, флотах, видах Вооруженных Сил;
в) суды, рассматривающие экономические споры и правонарушения в сфере управления: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Высшие арбитражные суды республик в составе Российской Федерации; арбитражные суды краев, областей, автономной области, автономных округов; Московский и Санкт-Петербургский городские арбитражные суды;
г)
Конституционный Суд Российской
Федерации.
11. Верховный
Суд Российской Федерации
Статья 126 Конституции Российской Федерации определяет статус Верховного Суда Российской Федерации:
"Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики».
Придание Верховному Суду статуса высшего судебного органа не имеет абсолютного характера, оно ограничено сферой осуществления его компетенции: дела, подсудные судам "общей юрисдикции". Следовательно, по делам о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, а также по делам об экономических спорах Верховный Суд не является высшим судебным органом.
Перечень дел, в отношении которых Верховный Суд выступает в качестве суда высшей инстанции, не является исчерпывающим. Помимо гражданских, уголовных и административных дел, в статье 126 названы еще и иные дела. Это положение отражает ведущиеся поиски более совершенных форм судебной деятельности. Так, в частности, высказываются предложения о создании специализированных подсистем общей юстиции - судов по делам несовершеннолетних, судов по трудовым спорам и т.д. В случае принятия этих предложений законодателем статья 126 Конституции не станет препятствовать их реализации.
В состав Верховного Суда входят Пленум, Президиум, Судебные и Военная коллегии. Верховный Суд рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Что касается полномочий Верховного Суда как суда первой инстанции по делам ввереной ему компетенции, то в соответствии с Концепцией судебной реформы, предлагается максимально ограничить их либо вовсе отменить. Однако необходимо сохранить право судьи, обвиняемого в совершении преступления, настаивать на рассмотрении его дела Верховным Судом Российской Федерации по первой инстанции.
Долгое
время считалось, что руководящие
указания Пленума Верховного Суда обязательны
для судов. Однако это положение
противоречит принципу независимости
судей и подчинения их только закону.
Статья 126 изменила данное положение и
сегодня уже не рассматривает вышеназванные
разъяснения в качестве обязательных
для судей.
12. Высший
Арбитражный Суд Российской Федерации
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, в соответствии со статьей 127 Конституции, является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.
Система арбитражных судов в России состоит из Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Высших арбитражных судов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных, городских арбитражных судов, арбитражного суда автономной области, арбитражных судов автономных округов; арбитражные суды в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Конституция возлагает на Высший Арбитражный Суд выполнение следующих функций: разрешение отнесенных к его ведению споров в качестве суда первой и второй инстанции в порядке, предусмотренном для всех арбитражных судов; осуществление судебного надзора, т.е. проверки законности вступивших в силу решений и определений арбитражных судов; дачу разъяснений по вопросам судебной практики.
Высший Арбитражный Суд имеет свою внутреннюю структуру; в его состав входят различные коллегии (по разрешению дел по экономическим спорам, по разрешению дел в сфере управления, по проверке в кассационном порядке законности решений арбитражных судов); Пленум; Председатель Высшего Арбитражного Суда, его заместители; секретари Пленума и др.
Основной
функцией Высшего Арбитражного Суда
является разрешение экономических споров,
вытекающих из гражданских правоотношений,
возникающих в связи с признания права
собственности на имущество, с истребованием
имущества, находящегося в федеральной
собственности и т.д. Кроме этого статья
127 предусматривает и иные правомочия
Высшего Арбитражного суда Российской
Федерации. К таким правомочиям относятся
рассмотрение дел в сфере управления с
участием государственных и иных органов
Российской Федерации, таких как о признании
недействительности актов государственных
и иных органов, о возмещении убытков,
причиненных этими актами и т.п. Наконец,
Конституция возложила на Высший Арбитражный
Суд судебный надзор за деятельностью
иных арбитражных судов. Этот надзор осуществляется
на основании федерального закона в процессуальных,
а не административных формах, так как
арбитражные суды независимы и не находятся
в административном подчинении Высшего
Арбитражного Суда.
13. Конституционный
Суд Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации - специализированный орган правовой охраны Конституции. Его деятельность в данной области имеет контрольный характер, и в этом смысле Конституционный Суд является основным инструментом в системе сдержек и противовесов. Такое положение Конституционного суда определяется прежде всего тем, что он наделен правом отмены актов, не соответствующих Конституции Российской Федерации. Основными принципами деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.
Часть вторая статьи 125 регулирует полномочие Конституционного Суда в области контроля за соответствием Конституции Российской Федерации правовых актов. Прежде всего, дан четкий перечень субъектов возбуждения такого рода дел в Конституционном Суде: Президент, Совет Федерации, Государственная Дума (или одна пятая часть их членов), Правительство Российской Федерации, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Установлена конкретная форма обращения о проверке конституционности - запрос. Конституционный Суд не имеет права рассмотрения вопросов по собственной инициативе, что обеспечивает в значительной мере принцип объективности и беспристрастности в деятельности Конституционного Суда при принятии им решений.
В Конституции определены объемы конституционного контроля. Отправной точкой в этой сфере является сама Конституция России, поскольку именно она имеет высшую юридическую силу; ее приоритет является неотъемлемым и непременным признаком демократического правового государства. Конституционный суд с точки зрения соответствия Конституции рассматривает четыре группы нормативных актов:
1) акты федерального уровня: федеральные законы, акты Президента, Правительства и Федерального собрания Российской Федерации;
2)
акты субъектов Российской
3)
внутригосударственные (
4) международные договоры России.
Помимо
рассмотрения вопросов о соответствии
Конституции нормативных актов, Конституционный
Суд Российской Федерации обладает правом
разрешать споры о компетенции между различными
органами (федеральными и субъектов Федерации
государственной власти всех видов); рассматривать
дела о конституционности законов по жалобам
на нарушения конституционных прав и свобод
граждан, реально обеспечивая эти права
и свободы; толковать российскую Конституцию
и некоторыми другими.
14.
Реализация системы
сдержек и противовесов
в Российской Федерации
Различные ветви власти взаимно уравновешивают друг друга. Государственная Дума принимает законы, но Совет Федерации может не утвердить закон, наложить вето, которое может быть преодолено квалифицированным большинством Думы. Закон, принятый Думой и одобренный Советом Федерации, требует его подписания и обнародования Президентом, который в свою очередь может отказаться от его подписания. Вето Президента может быть преодолено квалифицированным большинством обеих палат Федерального Собрания.
К числу механизмов, уравновешивающих ветви власти, относится право Президента при определенных условиях распустить Государственную Думу.
Со
своей стороны Федеральное
Назначение Председателя Правительства – прерогатива Президента, но Государственная Дума может дать или не дать на это согласие.
Ряд высших должностных лиц назначаются на должность только Советом Федерации (Генеральный прокурор Российской Федерации, судьи Конституционного, Верховного, и Арбитражного Судов), но представляет эти кандидатуры только Президент.