Правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 23:02, реферат

Описание работы

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а структура государства, т.е. его внутреннее строение, определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.

Работа содержит 1 файл

Реферат прав гос-во.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

     Так, обособление функции принятия законов  и наделение соответствующими полномочиями Федерального Собрания (федеральные  законы принимаются Государственной  Думой и одобряются Советом Федерации) сочетается с правом Президента отклонять законы, что влечет их возврат в парламент для вторичного обсуждения, а также издавать указы (в том числе нормативного характера), которые не должны противоречить законам, и правом Правительства издавать постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента. Такой статус Президента производен от его титула главы государства и гаранта Конституции.

     Акты  исполнительного характера, издаваемые Правительством, связаны с необходимостью повседневного осуществления организующей деятельности и неизбежным наделением исполнительной власти дискреционными полномочиями (дискреция - право усмотрения  в рамках, определенных законом).

     Лишь  закон, а не какие бы то ни было иные соображения, а также посторонние влияния, требования и указания, - основа правосудия, судебной деятельности. Независимость как решающая характеристика, как конституционный принцип отличает именно судебную власть. При решении конкретных дел суды независимы даже от вышестоящих судов.

     Особую роль в обеспечении принципа разделения властей играет Конституционный Суд Российской Федерации, правомочный решать дела о соответствии Конституции Российской Федерации, в частности, федеральных законов, нормативных актов Президента, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации.

     Понимая самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти как  их известную независимость (в границах собственных полномочий) друг от друга, ее нельзя трактовать как независимость  этих органов  от Конституции и законов, как их свободу от контроля со стороны общества. 

8. Исполнительная власть в Российской Федерации 

     Статья 110 Конституции Российской Федерации  регулирует вопросы осуществления  исполнительной власти в России. В  части первой данной статьи прямо указано:

     "Исполнительную  власть Российской Федерации  осуществляет Правительство Российской  Федерации".

     Положения этой статьи непосредственно связаны  с основополагающими установлениями, содержащимися в главе Конституции  об основах конституционного строя. Правительство Российской Федерации является полноправным субъектом системы осуществления государственной власти в России, именно поэтому Конституция вверяет ему реализацию полномочий одной их функциональных ветвей единой государственной власти - исполнительной. В рамках своей компетенции Правительство несет полную ответственность за осуществление этой власти на федеральном уровне.

     Являясь федеральным органом исполнительной власти, обладающим общей компетенцией, Правительство России призвано возглавлять всю систему органов исполнительной власти, обеспечивать их согласованную деятельность. При этом Правительство должно руководствоваться такими конституционными принципами, как народовластие, федерализм, разделение властей, строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, а также реализовывать конституционное требование приоритетности и гарантированности прав и свобод человека и гражданина, определяющих "смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти..»(статья 18 Конституции Российской Федерации).

     Правительство Российской Федерации возглавляет  исполнительную власть в России и  осуществляет ее на федеральном уровне. Система федеральных органов  исполнительной власти состоит из различных  министерств и ведомств, которые также участвуют в осуществлении исполнительной власти и в свою очередь "для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц". (часть 1 статьи 78 Конституции Российской Федерации).

     Вместе  с тем существует система государственных  органов исполнительной власти на уровне субъектов Федерации, подчиненная  Федеральному Правительству. Статья 77 Конституции регулирует деятельность этих органов. В части первой данной статьи указано:

     "Система  органов государственной власти  республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной  области, автономных округов устанавливается  субъектами Российской Федерации  самостоятельно в соответствии  с основами конституционного  строя Российской Федерации и общими принципами организации ... исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом".

     Опираясь  на эти правовые нормы, субъекты Российской Федерации внесли изменения в  свои системы органов исполнительной власти. В ряде республик изменениям не раз подвергались системы министерств и ведомств, закрепленные, как правило, их законами о правительствах. В некоторых субъектах исполнительным органом общей компетенции стал единоличный глава администрации, наряду с которым возникли региональные правительства.

     Конституция Российской Федерации не называет каких-либо конкретных органов  исполнительной власти субъектов Федерации; их система устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно. Вместе с этим статья 77 устанавливает некоторые требования общего характера, а именно: органы власти субъектов Федерации создаются в соответствии, во-первых, с основами конституционного строя России, а во-вторых, с общими принципами организации исполнительных органов власти, установленными федеральным законом. Среди основ конституционного строя, имеющих прямое отношение к данному вопросу, следует назвать разделение властей,  правило о том, что разграничение полномочий между государственными органами Российской Федерацией и ее субъектов осуществляется на основе Конституции Российской Федерации и договоров о разграничении предметов ведения и полномочий.

     Хотя  Конституция и предоставляет  субъектам Федерации значительную самостоятельность и некоторую  обособленность в установлении системы органов исполнительной власти, но все же в части второй статьи 77 устанавливает следующее положение:

     «В  пределах ведения Российской Федерации  и полномочий Российской федерации  по предметам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов    федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации».

     Это положение отражает более тесную организационно-правовую связь органов, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность. Федеральные органы исполнительной власти и исполнительные органы субъектов Федерации по соглашению могут взаимно делегировать часть своих полномочий (статья 78 Конституции). В соответствии со статьей 115 акты Правительства Российской Федерации обязательны на всей территории России, а адресуются они обычно и федеральным, и региональным органам исполнительной власти. Согласно Закону Российской Федерации "О Правительстве Российской Федерации" федеральное Правительство направляет и проверяет работу правительств в республиках и администраций в других субъектах Федерации. Многие федеральные министерства и ведомства руководят деятельностью аналогичных министерств республик, отделов, управлений, комитетов и других структур краевой, областной, городской администрации.

     Однако  единство системы органов исполнительной власти в масштабе Российской Федерации  не является абсолютным. Ведь речь идет о взаимосвязи органов двух уровней  в федеративном государстве. Такое  единство имеет рамки, оно органически увязано с распределением компетенции между Федерацией и ее субъектами и их широкой самостоятельностью в пределах своей компетенции. Направляя и проверяя деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации, федеральное Правительство, федеральные министерства и ведомства должны помнить о пределах своей компетенции и о недопустимости нарушения предусмотренной законом самостоятельности субъектов Федерации. 

9. Законодательная власть в Российской Федерации 

     В соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в России наравне с другими осуществляет Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), причем статья 94  Конституции, дополняя это положение, определяет, что "Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации".

     Исходя  из этих определений, можно сделать  вывод, что Федеральное Собрание является высшим законодательным органом  Российской Федерации и осуществляет законодательную власть на ее территории. Конституция Российской Федерации учредила парламент, который существенно отличается от ранее действовавших представительных органов. В связи с этим особенно значимы два момента.

     Во-первых, оставаясь важным органом федеральной государственной власти, парламент не наделен более всевластными полномочиями, которые позволили бы ему, в нарушение принципа разделения властей, стать над другими федеральными органами государственной власти, определенными статьей 11 Конституции Российской Федерации (Президент, Правительство и суды Российской Федерации), и вторгаться в их компетенцию.

     Во-вторых, парламент не выступает сегодня  как высшее звено в иерархической  соподчиненной системе Советов, как это было прежде. Создан парламент, строго соответствующий федеральному устройству государства и разделению властей по вертикали. Это отражено и в его названии - Федеральное Собрание.

     Таким образом, в соответствии с принципом  разделения властей, Федеральное собрание является высшим законодательным органом Российской Федерации и имеет строго определенные рамками этого принципа функции. Федеральное собрание не вмешивается в функционирование других ветвей государственной власти. Конституция определяет в качестве основной функции Федерального Собрания законотворчество и называет его поэтому законодательным органом.

     Федеральное Собрание является высшим законодательным  органом Российской Федерации. Это  положение обуславливается юридической  природой и сущностью принимаемых  им законодательных актов. Дело в том, что Федеральное собрание принимает федеральные законы, которые имеют высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации. Федеральные законы должны соответствовать и не противоречить Конституции Российской Федерации, в отношении же обычных законов и иных нормативно-правовых актов они являются базой, определяющей основные направления и развитие нормотворчества. Обычные законы дополняют и развивают положения Конституции и федеральных законов и должны следовать и не противоречить им.

     Сегодня при установлении разграничения  предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами республики получили право законодательной  деятельности и активно используют это право в своих интересах, создавая собственные законодательные органы. Кроме этого правом нормотворчества обладают  и органы других ветвей власти. Например, Президент может издавать указы, с помощью которых можно налагать вето на принятие законов, Правительство издает постановления и распоряжения, также являющихся нормативно-правовыми актами. Но ни один из этих органов не имеет права принимать федеральные законы. Именно поэтому  Федеральное Собрание является высшим законодательным органом Российской Федерации и несет на себе главные функции осуществления законодательной власти.

     Субъекты  Российской Федерации в зависимости  от их статуса могут принимать  различные законодательные акты в силу принципа разграничения полномочий. Так в соответствии с пунктом  а) части первой статьи 72 Конституции  республики в составе Российской Федерации могут принимать конституции и законы;   края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа - уставы, законы и иные нормативные правовые акты. Но   вместе с этим та же статья устанавливает, что обеспечение соответствия названных правовых актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Из этого следует, что о соответствии федерального и местного законодательства должны равным образом заботиться как Федерация в лице своих органов, так и субъекты Федерации. На практике же нередко создаются ситуации, когда законодательные органы субъектов Федерации, пользуясь предоставленным им Конституцией правом законодательной деятельности, превышают свои полномочия при принятии нормативных актов. В таких случаях федеральные органы используют свои властные полномочия для обеспечения предусмотренного Конституцией Российской Федерации верховенства федерального закона над законодательством субъектов Федерации. Так, к примеру, Президент может использовать согласительные процедуры при возникновении разногласий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации, а Конституционный Суд имеет право отменить действие нормативного акта субъекта Федерации в случае признания его несоответствующим Конституции Российской Федерации или федеральному закону.

     Федеральное Собрание как высший законодательный  орган имеет ряд дополнительных полномочий  в отношении иных органов государственной власти. Однако не стоит понимать это как какое-либо исключение из принципа разделения властей. Данные полномочия в совокупности составляют контрольную функцию парламента, хотя прямо в Конституции эти функции таковыми не названы и не выделены. Контрольные функции Федерального Собрания включают в себя следующие: ответственность Правительства перед Государственной Думой, участие палат в формировании государственных органов власти, контроль за исполнением государственного бюджета, право ратификации международных договоров, заслушивание должностных лиц и др.  

10. Судебная власть в Российской Федерации 

     Судебная  власть, являясь органической частью государственной власти Российской Федерации, представляет собой самостоятельную  ветвь власти в системе разделения властей и имеет, пожалуй, наибольшее значение, поскольку несет на себе функции осуществления правосудия в Российской Федерации.

Информация о работе Правовое государство