Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 23:02, реферат
В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а структура государства, т.е. его внутреннее строение, определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.
Так, обособление функции принятия законов и наделение соответствующими полномочиями Федерального Собрания (федеральные законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации) сочетается с правом Президента отклонять законы, что влечет их возврат в парламент для вторичного обсуждения, а также издавать указы (в том числе нормативного характера), которые не должны противоречить законам, и правом Правительства издавать постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента. Такой статус Президента производен от его титула главы государства и гаранта Конституции.
Акты исполнительного характера, издаваемые Правительством, связаны с необходимостью повседневного осуществления организующей деятельности и неизбежным наделением исполнительной власти дискреционными полномочиями (дискреция - право усмотрения в рамках, определенных законом).
Лишь закон, а не какие бы то ни было иные соображения, а также посторонние влияния, требования и указания, - основа правосудия, судебной деятельности. Независимость как решающая характеристика, как конституционный принцип отличает именно судебную власть. При решении конкретных дел суды независимы даже от вышестоящих судов.
Особую роль в обеспечении принципа разделения властей играет Конституционный Суд Российской Федерации, правомочный решать дела о соответствии Конституции Российской Федерации, в частности, федеральных законов, нормативных актов Президента, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации.
Понимая
самостоятельность органов
8. Исполнительная
власть в Российской Федерации
Статья 110 Конституции Российской Федерации регулирует вопросы осуществления исполнительной власти в России. В части первой данной статьи прямо указано:
"Исполнительную
власть Российской Федерации
осуществляет Правительство
Положения
этой статьи непосредственно связаны
с основополагающими
Являясь
федеральным органом
Правительство Российской Федерации возглавляет исполнительную власть в России и осуществляет ее на федеральном уровне. Система федеральных органов исполнительной власти состоит из различных министерств и ведомств, которые также участвуют в осуществлении исполнительной власти и в свою очередь "для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц". (часть 1 статьи 78 Конституции Российской Федерации).
Вместе с тем существует система государственных органов исполнительной власти на уровне субъектов Федерации, подчиненная Федеральному Правительству. Статья 77 Конституции регулирует деятельность этих органов. В части первой данной статьи указано:
"Система
органов государственной
Опираясь на эти правовые нормы, субъекты Российской Федерации внесли изменения в свои системы органов исполнительной власти. В ряде республик изменениям не раз подвергались системы министерств и ведомств, закрепленные, как правило, их законами о правительствах. В некоторых субъектах исполнительным органом общей компетенции стал единоличный глава администрации, наряду с которым возникли региональные правительства.
Конституция Российской Федерации не называет каких-либо конкретных органов исполнительной власти субъектов Федерации; их система устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно. Вместе с этим статья 77 устанавливает некоторые требования общего характера, а именно: органы власти субъектов Федерации создаются в соответствии, во-первых, с основами конституционного строя России, а во-вторых, с общими принципами организации исполнительных органов власти, установленными федеральным законом. Среди основ конституционного строя, имеющих прямое отношение к данному вопросу, следует назвать разделение властей, правило о том, что разграничение полномочий между государственными органами Российской Федерацией и ее субъектов осуществляется на основе Конституции Российской Федерации и договоров о разграничении предметов ведения и полномочий.
Хотя
Конституция и предоставляет
субъектам Федерации
«В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации».
Это положение отражает более тесную организационно-правовую связь органов, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность. Федеральные органы исполнительной власти и исполнительные органы субъектов Федерации по соглашению могут взаимно делегировать часть своих полномочий (статья 78 Конституции). В соответствии со статьей 115 акты Правительства Российской Федерации обязательны на всей территории России, а адресуются они обычно и федеральным, и региональным органам исполнительной власти. Согласно Закону Российской Федерации "О Правительстве Российской Федерации" федеральное Правительство направляет и проверяет работу правительств в республиках и администраций в других субъектах Федерации. Многие федеральные министерства и ведомства руководят деятельностью аналогичных министерств республик, отделов, управлений, комитетов и других структур краевой, областной, городской администрации.
Однако
единство системы органов исполнительной
власти в масштабе Российской Федерации
не является абсолютным. Ведь речь идет
о взаимосвязи органов двух уровней
в федеративном государстве. Такое
единство имеет рамки, оно органически
увязано с распределением компетенции
между Федерацией и ее субъектами и их
широкой самостоятельностью в пределах
своей компетенции. Направляя и проверяя
деятельность органов исполнительной
власти субъектов Федерации, федеральное
Правительство, федеральные министерства
и ведомства должны помнить о пределах
своей компетенции и о недопустимости
нарушения предусмотренной законом самостоятельности
субъектов Федерации.
9. Законодательная
власть в Российской Федерации
В соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в России наравне с другими осуществляет Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), причем статья 94 Конституции, дополняя это положение, определяет, что "Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации".
Исходя из этих определений, можно сделать вывод, что Федеральное Собрание является высшим законодательным органом Российской Федерации и осуществляет законодательную власть на ее территории. Конституция Российской Федерации учредила парламент, который существенно отличается от ранее действовавших представительных органов. В связи с этим особенно значимы два момента.
Во-первых, оставаясь важным органом федеральной государственной власти, парламент не наделен более всевластными полномочиями, которые позволили бы ему, в нарушение принципа разделения властей, стать над другими федеральными органами государственной власти, определенными статьей 11 Конституции Российской Федерации (Президент, Правительство и суды Российской Федерации), и вторгаться в их компетенцию.
Во-вторых, парламент не выступает сегодня как высшее звено в иерархической соподчиненной системе Советов, как это было прежде. Создан парламент, строго соответствующий федеральному устройству государства и разделению властей по вертикали. Это отражено и в его названии - Федеральное Собрание.
Таким образом, в соответствии с принципом разделения властей, Федеральное собрание является высшим законодательным органом Российской Федерации и имеет строго определенные рамками этого принципа функции. Федеральное собрание не вмешивается в функционирование других ветвей государственной власти. Конституция определяет в качестве основной функции Федерального Собрания законотворчество и называет его поэтому законодательным органом.
Федеральное
Собрание является высшим законодательным
органом Российской Федерации. Это
положение обуславливается
Сегодня
при установлении разграничения
предметов ведения между
Субъекты Российской Федерации в зависимости от их статуса могут принимать различные законодательные акты в силу принципа разграничения полномочий. Так в соответствии с пунктом а) части первой статьи 72 Конституции республики в составе Российской Федерации могут принимать конституции и законы; края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа - уставы, законы и иные нормативные правовые акты. Но вместе с этим та же статья устанавливает, что обеспечение соответствия названных правовых актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Из этого следует, что о соответствии федерального и местного законодательства должны равным образом заботиться как Федерация в лице своих органов, так и субъекты Федерации. На практике же нередко создаются ситуации, когда законодательные органы субъектов Федерации, пользуясь предоставленным им Конституцией правом законодательной деятельности, превышают свои полномочия при принятии нормативных актов. В таких случаях федеральные органы используют свои властные полномочия для обеспечения предусмотренного Конституцией Российской Федерации верховенства федерального закона над законодательством субъектов Федерации. Так, к примеру, Президент может использовать согласительные процедуры при возникновении разногласий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации, а Конституционный Суд имеет право отменить действие нормативного акта субъекта Федерации в случае признания его несоответствующим Конституции Российской Федерации или федеральному закону.
Федеральное
Собрание как высший законодательный
орган имеет ряд дополнительных
полномочий в отношении иных органов государственной
власти. Однако не стоит понимать это как
какое-либо исключение из принципа разделения
властей. Данные полномочия в совокупности
составляют контрольную функцию парламента,
хотя прямо в Конституции эти функции
таковыми не названы и не выделены. Контрольные
функции Федерального Собрания включают
в себя следующие: ответственность Правительства
перед Государственной Думой, участие
палат в формировании государственных
органов власти, контроль за исполнением
государственного бюджета, право ратификации
международных договоров, заслушивание
должностных лиц и др.
10.
Судебная власть в Российской Федерации
Судебная власть, являясь органической частью государственной власти Российской Федерации, представляет собой самостоятельную ветвь власти в системе разделения властей и имеет, пожалуй, наибольшее значение, поскольку несет на себе функции осуществления правосудия в Российской Федерации.