Правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 23:02, реферат

Описание работы

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а структура государства, т.е. его внутреннее строение, определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.

Работа содержит 1 файл

Реферат прав гос-во.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

Различают неограниченную, абсолютную и неограниченную монархию.

        Для абсолютной монархии характерно отсутствие представительных учреждений народа, сосредоточение всей государственной власти в руках монарха. Он издаёт законы, назначает чиновников, объявляет или прекращает войну, контролирует сбор налогов и расходует их по своему усмотрению. Карательная функция также находится в его руках.

Разновидность абсолютной монархии является теократическая монархия  (Саудовская Аравия, Омар, Катар). Теократия (от греческого theos – бог ,  kratos – власть ) - форма государственного правления, при которой власть сосредоточена у духовенства или главы церкви (Иран ).

         Ограниченная монархия подразделяется на дуалистическую и парламентарную  (конституционную )  в зависимости от степени ограничения полномочий главы государства.

          В дуалистической монархии существуют  несколько политических учреждений: монарший двор, формирующий правительство и парламент, который никакого влияния на правительство не оказывает, как, например, до революции 1917 года в России. Монарх, император или царь имеет сильное влияние на парламент: может наложить вето на его законы, издать чрезвычайные указы, имеющие силу закона, а при необходимости распустить парламент. Парламент       (англ. parliament ,  франц. parlemet  от parler – говорить) - родовое название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах.

          Парламентарной монархии свойственно ограничение власти монарха, как в законодательной,  так и в исполнительной сферах. Несмотря на то, что формально монарх назначает главу правительства и министров, правительство ответственно не перед ним, а перед парламентом. Монарх здесь фигура скорее чисто символическая, являющаяся своего рода данью традиции, нежели властная. Он царствует, но не правит  ( Швеция, Япония, Великобритания  ).

Республика как форма правления возникла позднее монархии и стала доминирующей в современном мире. Республика  ( лат. respublica  от res -  дело , publicus – общественный) - форма государственного правления, при которой всё высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями   ( парламентами ), а граждане обладают личными и политическими правами. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются Республиками. Ей присущи следующие признаки:

•      коллективное правление, осуществляемое не одним лицом, лицом, а системой государственных органов ;

•  республиканское правление основано на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ;

•    в формировании власти участвует народ; в процессе выборов государственных органов могут применяться различные избирательные системы, одни менее, другие более демократичные;

•    представители органов власти и  высшие должностные лица  избираются на определённый срок ;

•  высшие должностные лица несут ответственность перед органом, их избравшим, или народом;

         В данный момент известны два  основных вида республики.

           Президентская республика характеризуется значительной ролью Президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и правительства. Правительство и Президент избираются внепарламентским путём, поэтому в определённых ситуациях могут быть в противоречии с Парламентом.

         Президентская республика создаёт  благоприятные предпосылки для  сосредоточения в руках президента  больших полномочий, что стабилизирует власть. Это крайне необходимо для государств, находящихся на переходных этапах  ( Мексика, Р.Ф. ); государств, где сильны монархические традиции  (Румыния ); в ситуациях, не отличающихся стабильностью  ( Украина, Грузия ); в период проведения реформ (Перу); в государствах имеющих обширную территорию и многонациональный состав  ( США); при наличии чрезвычайных событий, таких как, например, война ( Югославия ).

        Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство в полном составе несёт всю ответственность за свою деятельность. Участие президента в формировании правительства минимально, оно формируется партией, получившей большинство на выборах и соответственно в парламенте. Хотя президент формально наделяется большими полномочиями, на практике он не оказывает серьёзного влияния на осуществление государственной власти,  ( например, Германия ). Парламентская республика  - менее распространённая форма правления, чем республика президентская. Она существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой ( Турция, Финляндия и т.д. ). Российская Федерация ещё очень далека от введения у себя данной формы правления.

     Также существуют смешанные формы  правления суперпрезидентская, полупрезидентская или полупарламентская республики. Следует также заметить, что форма правления не может быть выбрана произвольно. Помимо иных факторов она зависит от уровня сознания людей, проживающих в том или ином государстве.

                              

                                 Рис. 1  Форма правления.  

                                                                  

6. Политический (государственный) режим: понятие и виды 

     Форма правления и форма территориального устройства государства не могут  еще ответить на вопрос о том, как, с помощью каких способов осуществляется взаимодействие государственной власти с как проявляется в политической сфере действительное классовых сил, каков политический статус различных общественных организаций, какую роль выполняет фактически государства по управлению населением, проживающим на его территории. На этот вопрос отвечает третий блок формы (устройства) государства – политический режим.

     Термин  «политический режим» появляется в  научном обороте в 60-е гг. XX века, категория, «политический режим», по мнению некоторых ученых; в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам к пониманию политического (государственного) режима.

     Широкий подход относит политический режим  к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом. Узкий – делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций. Политический режим предполагает и необходимо требует широкого и узкого подходов, ибо это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах – государственной и общественно-политической, а также характеру политической системы, включающей в себя государство и негосударственные, общественно-политические организации. Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т. п.) – испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т. д. Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-политической «среды обитания». Это влияние распространяется, на форму государства, в частности на политический режим.

     Таким образом, для характеристики формы  государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).

     В этой характеристике формы государства  отражаются внеправовые или правовые способы осуществления власти, методы использования «материальных» придатков государства: тюрем, иных карательных учреждений, диктаторские или демократические приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участия в народа, политических партий, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т. д.

     Какие виды политических режимов существуют? Их очень много, поскольку на ту или  иную разновидность политического  режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни и состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле – своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя или вразрез с директивными прогнозами. На вид политического режима может оказать воздействие и международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.

     Один  из критериев определения вида политического  режима правовая форма применения тех  или иных способов государственной  власти. Идет ли этот процесс государственного властвования в установленной правовой форме или царит сплошной произвол, своекорыстное усмотрение «власть предержащих», направлена ли эта правовая форма на защиту основных социальных ценностей, прав и свобод граждан, взаимной органов государства и граждан, или служит лишь фасадом, прикрытием чудовищных злоупотреблений властей, которые за этим фасадом фактически, в интересах самого аппарата государства, его руководителей или даже одного лидера.

     Политический  режим, как правило, всегда является политико-правовым режимом и это  обстоятельство нельзя упускать из виду. Определение политического режима всегда связано с тем, в каких правовых или антиправовых формах он предстает перед исследователем. Именно конкретная правовая система в содержании своих правоустановительных и правоприменительных актов, в организации политической и судебной власти, закрепленной роли армии и других характеристиках позволяет достаточно точно определять вид политического режима, прогнозировать его динамику.

     Вывод о неразрывной связи политического  режима и его правовой формы, подкрепленной историческим анализом и теоретическим рассуждениями в рамках современного социального знания, имеет научное и практическое значение. По виду политического режима подчас обозначают и само государство, его природу, поскольку политический режим воплощает самые основные характеристики государственного властвования.

         Таким образом, изучение методов  и способов, с помощью которых  государство управляет проживающими  на его территории людьми, т.  е. политического режима, становится  также объективно необходимым для постижения формы (устройства) государства.

       Теория государства в зависимости  от тех или иных критериев  выделяет виды политических режимов,  которые применялись в многовековой  истории государственности. Эти  виды представляют собой широкий  диапазон между авторитарным и демократическим, крайними полюсами на всей шкале политических методов власти.

     Авторитарный  режим может существовать в разных формах. Но при любой форме авторитаризма государственная власть реально не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то, что могут существовать представительные органы, реально они никакой роли в жизни общества не играют. Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем или группой лиц (хунтой, олигархией).

     Реально жизнь в стране направляется правящей элитой, которая себя не ограничивает законом, особенно в части привилегий, льгот. В ее среде выделяется еще более узкий круг людей, небольшая группа высших должностных лиц, осуществляющих политическое руководство. Тогда, когда руководство государства формируется вследствие военного или государственного переворота, авторитарный режим устанавливает клика или хунта. Это режим военной диктатуры. Внутри правящей клики выделяется лидер. Его влияние очень значительно. Однако единолично он не склонен принимать решения. Советы рекомендации, учет мнений, обсуждение того или иного вопроса со  всей командой становится для него необходимым. Лидером является обычно сильная, порой харизматическая личность. И хотя общественное венное мнение не обожествляет лидера, не называет его вождем, тем менее оно ориентируется на эту сильную личность.

Информация о работе Правовое государство