Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 22:17, реферат
Цель данной работы состоит в анализировании механизмов защиты прав человека, а также изучение и анализ деятельности Европейского Суда по правам человека. В соответствии с целями данной работы, объектами анализирования являются законодательство Российской Федерации в области прав человека и деятельность Европейского Суда по правам человека в Страсбурге.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 5
Законодательство Российской Федерации в сфере защиты
прав человека и его реализация 5
Глава II. ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА 21
2.1 Общая характеристика деятельности Европейского
суда по правам человека 21
2.2 Состав и порядок деятельности Европейского
Суда по правам человека 24
2.3 Рассмотрение дела по существу в Европейском
суде по правам человека 27
Заключение 30
Список литературы и
нормативные документы 33
С 1 ноября 1998 г. по 31 июля 2001 г. в Суд поступило около 6500 жалоб против России. По количеству новых жалоб за этот период Россия занимает четвертое место (после Италии, Франции и Польши).
2.2 Состав и
порядок деятельности
Европейский Суд по правам человека состоит из судей, число которых соответствует числу подписавших Конвенцию государств. На сегодняшний день в суде 44 судьи. Хотя кандидаты на эти должности первоначально выдвигаются соответствующим правительством, судьи пользуются полной независимостью при исполнении своих обязанностей и не представляют интересы государства, его выдвинувшего. Члены Суда избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы из числа трех Кандидатов, представленных каждым государством, на срок 6 лет. По достижению 70 лет Судья должен уйти в отставку. Первые выборы в новый Суд, в связи с принятием Протокола № 11 к Европейской конвенции о правах человека, состоялись в январе 1998 года, и избранные судьи приступили к исполнению своих обязанностей 3 ноября 1998 года.
Судья на первом заседании должен принести присягу и торжественно заявить, что свои обязанности будет выполнять честно, независимо и беспристрастно, а также будет соблюдать тайну судебных совещаний. Отзыв с поста судьи может осуществляться на пленарном заседании Суда квалифицированным большинством голосов.
Нынешним председателем Суда является Луциус Вильдхабер (Швейцария).
В настоящее время Российскую Федерацию представляет судья Анатолий Иванович Ковлер.
Официальными
языками, используемыми для
Европейский суд
по правам человека единолично решает
все вопросы, связанные с правовой
оценкой тех или иных событий.
В суде создаются две Большие
палаты как апелляционная инстанция
и Палаты как низшая судебная инстанция,
предназначенные для
Две Большие
палаты состоят каждая из 17 судей
и по три судьи (сверх полного
состава) для замены отсутствующего
коллеги. Они создаются сроком на
3 года. В каждой такой палате образуется
два состава (группы), которые сменяются
каждые 9 месяцев (руководство палатами
остается неизменным в течение 3 лет).
В Большой палате обязательно
заседает судья, избранный от заинтересованного
государства (при отсутствии такового
государство может назвать
Палаты – подразделения низшей инстанции – также создаются сроком на 3 года. Все 44 судьи являются членами одной из Палат. Заседают в каждой Палате по 7 судей, хотя в их состав с учетом возможной замены отсутствующего официально входят 10 судей. Возглавляют Палаты Председатель, Вице-председатель.
В рамках каждой Палаты учреждаются Комитеты трех судей – именно этот орган стал выполнять роль фильтра по рассмотрению допустимости индивидуальных жалоб (ранее эту функцию выполняла Комиссия по правам человека).
Разбирательство в Суде не всегда заканчивается принятием постановления по существу дела (податель может изъять жалобу, а спор может быть к этому моменту разрешен). Основанием для исключения из списка является также заключение сторонами полюбовного соглашения. Решение об исключении из списка дел, подлежащих рассмотрению, является прерогативой только Суда, даже если податель и заявит о намерении прекратить дело: интересы соблюдения Конвенции ставятся выше запросов любой из сторон. Ничто не препятствует Суду вновь включить в список рассматриваемых дел то, по которому вынесено постановление о прекращении следствия.
Если заявитель желает сохранить анонимность, он должен сообщить об этом в заявлении.
С начала регистрации
жалобы начальник Канцелярии начинает
так называемые согласительные переговоры,
имеющие конфиденциальный характер.
В разбирательстве может
Палата может потребовать у сторон документальных доказательств, распорядиться о допросе свидетелей, эксперта или другого лица, показания, разъяснения или заявления которого сочтет полезным. Если свидетель уклоняется от участия в деле, его, тем не менее, Суд может допросить в информационных целях.
На заседаниях Суда ведется протокол, который оформляется начальником Канцелярии.
В новой редакции
Конвенции введен порядок повторного,
апелляционного рассмотрения дела (в
Большой палате вместо Палаты), которое
проводится в течение трех месяцев
после вынесения решения
2.3 Рассмотрение
дела по существу в
Европейский суд
по правам человека наделен полномочиями
по рассмотрению жалоб, как государств,
так и отдельных лиц. Любое
государство-участник может направить
в Суд жалобу о том, что другая
сторона нарушает положение Конвенции
(ст. 24). Суд правомочен рассматривать
также жалобы отдельных лиц (Приложение
2), неправительственных
Механизм рассмотрения
жалоб довольно сложный (Приложение
3). Прежде чем принять жалобу к
рассмотрению по существу, Суд должен
удостовериться, что исчерпаны все
доступные
После принятия
жалобы Суд переходит к рассмотрению
ее по существу, а в необходимых
случаях проводит расследование. Он
оказывает добрые услуги заинтересованным
сторонам в целях дружественного
разрешения спора. Если такое решение
не достигнуто, Суд направляет Комитету
министров Совета Европы доклад, содержащий
заключения по вопросу о нарушении
Конвенции и такие
Созданный на базе
Европейской конвенции о защите
прав человека и основных свобод контрольный
механизм был в значительной степени
результатом компромисса. В годы
его создания члены Совета Европы
не были готовы к отказу от части
своих суверенных прав, переводу наднациональной
защиты прав человека на более высокий
уровень и предоставление индивиду
права на прямой доступ в Суд. Сейчас
такие условия созрели. 11 мая 1994 г.
члены Совета Европы приняли протокол
№ 11 к Европейской конвенции о
защите прав человека и основных свобод,
который предоставил права
В процессе, происходящем
в международном судебном органе,
применяются нормы
Более того, прецедентное право Европейского суда оказывает положительное воздействие на судебную практику государств и способствует соблюдению основных прав и свобод человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема прав человека, само существование которой долгое время оспаривалось или умалялось, стоит перед Россией особенно остро. Эта проблема до начала 90-х гг. ХХ в. оставалась в большей степени предметом научного знания – культурологии, политической и юридической наук, философии права, а не реальной практики реформирования социальной действительности.
Значительные изменения в правовой сфере, предпринятые в последние 18 лет и закрепленные в Конституции Российской Федерации 1993 г., российском законодательстве, ведут к утверждению прав человека и гражданина. Но нам потребуется время на то, чтобы выработать привычку, потребность в праве.
Основные права
и свободы человека и гражданина
для своей реализации предполагают
наличие развитой системы законодательных
актов, исключающих саму возможность
ошибочного их толкования в подзаконных
актах. Не менее важно, чтобы и
подзаконные акты, детализирующие и
развивающие нормы закона, отвечали
требованиям правового, целевого, содержательного
соответствия этому закону. Имеют
место, к сожалению, случаи, когда
конституционные права
Со вступлением
в силу 1 ноября 1998 г. Протокола №11
к Европейской конвенции о
защите прав человека и основных свобод
была осуществлена реформа механизмов
защиты прав человека в Европе. Новый
единый Европейский Суд по правам
человека заменил два ранее
Изучив данную
тему, можно сделать следующие
выводы: - Европейский Суд по правам
человека призван обеспечивать неукоснительное
соблюдение и исполнение норм Конвенции
о защите прав человека ее государствами-участниками.
Он осуществляет эту задачу путем
рассмотрения и разрешения конкретных
дел, принятых им к производству на
основе индивидуальных жалоб, поданных
физическим лицом, группой лиц или
неправительственной
Европейский Суд по правам человека состоит из судей, число которых соответствует числу государств, подписавших Европейскую Конвенцию. На сегодняшний день это 44 судьи.
Механизм рассмотрения
жалоб в Суде довольно сложный, но,
даже приняв жалобу к рассмотрению,
суд может впоследствии отвергнуть
ее. Зато решения Европейского Суда
обязательны для государств-
Поскольку в процессе рассмотрения жалобы применяются нормы международного права, то решения Европейского Суда по правам человека являются своего рода прецедентом, более того, это прецедентное право оказывает положительное воздействие на судебную практику государств и способствует соблюдению основных прав и свобод человека.
В течение полувека Суд занимается жалобами отдельных лиц и групп лиц против государств, под юрисдикцией которых они находятся в момент предполагаемого нарушения (статья 1 Конвенции), и оказывает реальное влияние на право и судопроизводство европейских стран.
Европейский суд
по правам человека посредством применения
принципа «эффективного» толкования существенно
превысил рамки первоначальной воли
государств – участников Европейской
Конвенции по правам человека в отношении
содержания ст.6. Тем самым он побудил
ряд государств существенным образом
менять национальное законодательство
и проводить коренное реформирование
их судебной системы. Учитывая тот факт,
что суд считает себя связанными своими
предыдущими решениями (то есть правила,
закрепленные в них рассчитаны на неоднократное
применением), можно сказать, что Европейский
суд создал несколько новых элементов
права на справедливое судебное разбирательство.
Список литературы и
нормативные документы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
2. Устав Совета Европы (Принят в г. Лондон 05.05.1949).