Правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 22:17, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоит в анализировании механизмов защиты прав человека, а также изучение и анализ деятельности Европейского Суда по правам человека. В соответствии с целями данной работы, объектами анализирования являются законодательство Российской Федерации в области прав человека и деятельность Европейского Суда по правам человека в Страсбурге.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 5
Законодательство Российской Федерации в сфере защиты
прав человека и его реализация 5
Глава II. ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА 21
2.1 Общая характеристика деятельности Европейского
суда по правам человека 21
2.2 Состав и порядок деятельности Европейского
Суда по правам человека 24
2.3 Рассмотрение дела по существу в Европейском
суде по правам человека 27
Заключение 30
Список литературы и
нормативные документы 33

Работа содержит 1 файл

Реферат Правовое государство.docx

— 53.17 Кб (Скачать)

С 1 ноября 1998 г. по 31 июля 2001 г. в Суд поступило  около 6500 жалоб против России. По количеству новых жалоб за этот период Россия занимает четвертое место (после  Италии, Франции и Польши).

2.2 Состав и  порядок деятельности Европейского  суда по правам человека

Европейский Суд  по правам человека состоит из судей, число которых соответствует  числу подписавших Конвенцию государств. На сегодняшний день в суде 44 судьи. Хотя кандидаты на эти должности первоначально выдвигаются соответствующим правительством, судьи пользуются полной независимостью при исполнении своих обязанностей и не представляют интересы государства, его выдвинувшего. Члены Суда избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы из числа трех Кандидатов, представленных каждым государством, на срок 6 лет. По достижению 70 лет Судья должен уйти в отставку. Первые выборы в новый Суд, в связи с принятием Протокола № 11 к Европейской конвенции о правах человека, состоялись в январе 1998 года, и избранные судьи приступили к исполнению своих обязанностей 3 ноября 1998 года.

Судья на первом заседании должен принести присягу  и торжественно заявить, что свои обязанности будет выполнять  честно, независимо и беспристрастно, а также будет соблюдать тайну  судебных совещаний. Отзыв с поста  судьи может осуществляться на пленарном  заседании Суда квалифицированным  большинством голосов.

Нынешним председателем  Суда является Луциус Вильдхабер (Швейцария).

В настоящее  время Российскую Федерацию представляет судья  Анатолий Иванович Ковлер.

Официальными  языками, используемыми для разбирательства  в Суде, признаны английский и французский. На этих же языках осуществляется и  вся официальная переписка. Кроме  данных языков, на заседаниях суда чаще всего используются также немецкий, голландский, но только при рассмотрении дел против этих государств.

Европейский суд  по правам человека единолично решает все вопросы, связанные с правовой оценкой тех или иных событий. В суде создаются две Большие  палаты как апелляционная инстанция  и Палаты как низшая судебная инстанция, предназначенные для рассмотрения конкретных дел.

Две Большие  палаты состоят каждая из 17 судей  и по три судьи (сверх полного  состава) для замены отсутствующего коллеги. Они создаются сроком на 3 года. В каждой такой палате образуется два состава (группы), которые сменяются  каждые 9 месяцев (руководство палатами остается неизменным в течение 3 лет). В Большой палате обязательно  заседает судья, избранный от заинтересованного  государства (при отсутствии такового государство может назвать другого  члена суда).

Палаты –  подразделения низшей инстанции  – также создаются сроком на 3 года. Все 44 судьи являются членами  одной из Палат. Заседают в каждой Палате по 7 судей, хотя в их состав с учетом возможной замены отсутствующего официально входят 10 судей. Возглавляют Палаты Председатель, Вице-председатель.

В рамках каждой Палаты учреждаются Комитеты трех судей  – именно этот орган стал выполнять  роль фильтра по рассмотрению допустимости индивидуальных жалоб (ранее эту  функцию выполняла Комиссия по правам человека).

Разбирательство в Суде не всегда заканчивается принятием  постановления по существу дела (податель может изъять жалобу, а спор может  быть к этому моменту разрешен). Основанием для исключения из списка является также заключение сторонами  полюбовного соглашения. Решение  об исключении из списка дел, подлежащих рассмотрению, является прерогативой только Суда, даже если податель и заявит о намерении прекратить дело: интересы соблюдения Конвенции ставятся выше запросов любой из сторон. Ничто  не препятствует Суду вновь включить в список рассматриваемых дел  то, по которому вынесено постановление  о прекращении следствия.

Если заявитель  желает сохранить анонимность, он должен сообщить об этом в заявлении.

С начала регистрации  жалобы начальник Канцелярии начинает так называемые согласительные переговоры, имеющие конфиденциальный характер. В разбирательстве может участвовать  третья сторона.

Палата может  потребовать у сторон документальных доказательств, распорядиться о  допросе свидетелей, эксперта или  другого лица, показания, разъяснения  или заявления которого сочтет полезным. Если свидетель уклоняется от участия  в деле, его, тем не менее, Суд может  допросить в информационных целях.

На заседаниях Суда ведется протокол, который оформляется  начальником Канцелярии.

В новой редакции Конвенции введен порядок повторного, апелляционного рассмотрения дела (в  Большой палате вместо Палаты), которое  проводится в течение трех месяцев  после вынесения решения Палатой. Но повторное рассмотрение может  быть осуществлено только на основе чрезвычайных обстоятельств.

2.3 Рассмотрение  дела по существу в Европейском  Суде по правам человека

Европейский суд  по правам человека наделен полномочиями по рассмотрению жалоб, как государств, так и отдельных лиц. Любое  государство-участник может направить  в Суд жалобу о том, что другая сторона нарушает положение Конвенции (ст. 24). Суд правомочен рассматривать  также жалобы отдельных лиц (Приложение 2), неправительственных организаций  и групп лиц о нарушении  их прав государствами — участниками  Конвенции. Жалобы рассматриваются  только в том случае, если государство, против которого они поданы, признало подобную компетенцию предварительной  процедуры Суда (ст. 25). В настоящее  время все члены Совета Европы признали такую компетенцию Суда.

Механизм рассмотрения жалоб довольно сложный (Приложение 3). Прежде чем принять жалобу к  рассмотрению по существу, Суд должен удостовериться, что исчерпаны все  доступные внутригосударственные  средства правовой защиты и не истек 6-месячный срок после принятия решения  на национальном уровне (ст. 26). Не принимаются  к производству анонимные жалобы, а также те, которые уже расследовались или рассматриваются в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования (ст. 27). Суд не рассматривает жалоб, содержащих требования о признании прав, не перечисленных в Конвенции или же не признаваемых государствами-участниками. Ряд критериев приемлемости жалоб сформулирован широко и недостаточно определенно, что дает Суду возможность отвергать многие из них. В п. 2 ст. 27 Конвенции среди таких критериев упоминаются «недостаточная обоснованность» жалобы, «злоупотребление» правом на подачу жалобы и т.п. Но, даже приняв жалобу к рассмотрению, Суд может впоследствии отвергнуть ее, если в ходе расследования обнаружатся основания, перечисленные в ст. 27 Конвенции. Такие громоздкие и недостаточно четкие критерии приемлемости жалоб дают возможность «фильтровать» поток индивидуальных жалоб, с которыми не справится ни один орган.

После принятия жалобы Суд переходит к рассмотрению ее по существу, а в необходимых  случаях проводит расследование. Он оказывает добрые услуги заинтересованным сторонам в целях дружественного разрешения спора. Если такое решение  не достигнуто, Суд направляет Комитету министров Совета Европы доклад, содержащий заключения по вопросу о нарушении  Конвенции и такие рекомендации, которые он признает необходимым  сделать (ст. 31). Получив доклад, Комитет министров, прежде всего, решает вопрос о том, была ли нарушена Конвенция (п. 1 ст. 32). В случае утвердительного ответа он обязывает соответствующее государство принять в течение определенного времени предписанные ему решением Комитета меры. По истечении этого периода в случае невыполнения государством вынесенных предписаний Комитет решает вопрос о том, какие дополнительные меры должны быть приняты для выполнения его первоначального решения. Это решение Комитета принимается большинством в две трети голосов его членов (п. 3 ст. 32). Комитет министров рассматривает жалобы лишь в том случае, если они не были переданы в Европейский суд по правам человека.

Созданный на базе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод контрольный  механизм был в значительной степени  результатом компромисса. В годы его создания члены Совета Европы не были готовы к отказу от части  своих суверенных прав, переводу наднациональной  защиты прав человека на более высокий  уровень и предоставление индивиду права на прямой доступ в Суд. Сейчас такие условия созрели. 11 мая 1994 г. члены Совета Европы приняли протокол № 11 к Европейской конвенции о  защите прав человека и основных свобод, который предоставил права индивиду, неправительственным организациям и группам лиц направлять петиции  непосредственно в суд. Вопросы  о приемлемости жалоб будут решаться комитетами из трех судей. Это вызвано  тем, что поток жалоб постоянно  возрастает, особенно в связи с  ростом членов Совета Европы, и комитеты смогут быстро и эффективно решать вопросы о приемлемости индивидуальных жалоб. Сами же дела решаются палатами. Большие палаты обсуждают наиболее серьезные вопросы интерпретации  Конвенции, а также дела, переданные ей по требованию участвующих в споре  сторон. Решения Суда обязательны  для государств-участников, и за их осуществлением наблюдает Комитет  министров Совета Европы. Таким образом, созданный в соответствии с Европейской  конвенцией и протоколом № 11 механизм является по сути дела, наднациональной  властью. Его учреждение потребовало  от государств — членов Совета Европы отказаться от сложившихся стереотипов  и абсолютизации государственного суверенитета. Решения Суда, имеющие значение прецедента, оказывают значительное влияние на формирование и развитие доктрины европейского права. Ими в повседневной практике руководствуются судебные органы государств-участников. Члены Совета Европы постоянно корректируют свое законодательство и административную практику под влиянием решений Суда. Отвергая законность национальных судебных решений. Европейский суд побуждает законодателя пересматривать действующее законодательство и практику его применения.

В процессе, происходящем в международном судебном органе, применяются нормы международного права и на их основе выносится  решение. Исполняется же такое решение  государством в соответствии со своим  правом, нормы которого трансформированы или совпадают с международно-правовыми  обязательствами. Если же международные  нормы, содержащиеся в договоре, на основании которого вынесено судебное решение, не трансформированы, то, выполняя решение суда, государство обязано  их трансформировать в свое законодательство или признать приоритет международных  норм.

Более того, прецедентное право Европейского суда оказывает  положительное воздействие на судебную практику государств и способствует соблюдению основных прав и свобод человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема прав человека, само существование которой  долгое время оспаривалось или умалялось, стоит перед Россией особенно остро. Эта проблема до начала 90-х  гг. ХХ в. оставалась в большей степени  предметом научного знания – культурологии, политической и юридической наук, философии права, а не реальной практики реформирования социальной действительности.

Значительные  изменения в правовой сфере, предпринятые в последние 18 лет и закрепленные в Конституции Российской Федерации 1993 г., российском законодательстве, ведут  к утверждению прав человека и  гражданина. Но нам потребуется время  на то, чтобы выработать привычку, потребность  в праве.

Основные права  и свободы человека и гражданина для своей реализации предполагают наличие развитой системы законодательных  актов, исключающих саму возможность  ошибочного их толкования в подзаконных  актах. Не менее важно, чтобы и  подзаконные акты, детализирующие и  развивающие нормы закона, отвечали требованиям правового, целевого, содержательного  соответствия этому закону. Имеют  место, к сожалению, случаи, когда  конституционные права гражданина не реализуются практически и  при наличии соответствующего закона по вине отдельных органов исполнительной власти.

Со вступлением  в силу 1 ноября 1998 г. Протокола №11 к Европейской конвенции о  защите прав человека и основных свобод была осуществлена реформа механизмов защиты прав человека в Европе. Новый  единый Европейский Суд по правам человека заменил два ранее действовавших  органа надзора – Европейскую  Комиссию по правам человека и Европейский  Суд по правам человека, взяв на себя функции, ранее выполнявшиеся этими  органами.

Изучив данную тему, можно сделать следующие  выводы: - Европейский Суд по правам человека призван обеспечивать неукоснительное  соблюдение и исполнение норм Конвенции  о защите прав человека ее государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путем  рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или  неправительственной организацией.

Европейский Суд  по правам человека состоит из судей, число которых соответствует  числу государств, подписавших Европейскую  Конвенцию. На сегодняшний день это 44 судьи.

Механизм рассмотрения жалоб в Суде довольно сложный, но, даже приняв жалобу к рассмотрению, суд может впоследствии отвергнуть ее. Зато решения Европейского Суда обязательны для государств-участников и за всю многолетнюю практику не было зафиксировано ни одного случая неисполнения решений Суда.

Поскольку в  процессе рассмотрения жалобы применяются  нормы международного права, то решения  Европейского Суда по правам человека являются своего рода прецедентом, более  того, это прецедентное право оказывает  положительное воздействие на судебную практику государств и способствует соблюдению основных прав и свобод человека.

В течение полувека Суд занимается жалобами отдельных  лиц и групп лиц против государств, под юрисдикцией которых они  находятся в момент предполагаемого  нарушения (статья 1 Конвенции), и оказывает  реальное влияние на право и судопроизводство европейских стран.

Европейский суд  по правам человека посредством применения принципа «эффективного» толкования существенно  превысил рамки первоначальной воли государств – участников Европейской  Конвенции по правам человека в отношении  содержания ст.6. Тем самым он побудил  ряд государств существенным образом  менять национальное законодательство и проводить коренное реформирование их судебной системы.  Учитывая тот факт, что суд считает себя связанными своими предыдущими решениями (то есть правила, закрепленные в них рассчитаны на неоднократное применением), можно сказать, что Европейский суд создал несколько новых элементов права на справедливое судебное разбирательство. 
 

Список литературы и

нормативные документы:

1.  Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

2.  Устав Совета Европы (Принят в г. Лондон 05.05.1949).

Информация о работе Правовое государство