Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 22:17, реферат
Цель данной работы состоит в анализировании механизмов защиты прав человека, а также изучение и анализ деятельности Европейского Суда по правам человека. В соответствии с целями данной работы, объектами анализирования являются законодательство Российской Федерации в области прав человека и деятельность Европейского Суда по правам человека в Страсбурге.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 5
Законодательство Российской Федерации в сфере защиты
прав человека и его реализация 5
Глава II. ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА 21
2.1 Общая характеристика деятельности Европейского
суда по правам человека 21
2.2 Состав и порядок деятельности Европейского
Суда по правам человека 24
2.3 Рассмотрение дела по существу в Европейском
суде по правам человека 27
Заключение 30
Список литературы и
нормативные документы 33
2. Судебный контроль
– В соответствии со ст. 18 Конституции
РФ устанавливается. Что права
и свободы человека и
Право на судебную
защиту принадлежит каждому
Судебная защита основных прав и свобод человека и гражданина в качестве неотъемлемого компонента предполагает наличие действенной системы соответствующего законодательства – как материального, так и процессуального.
Судебная всласть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. При этом уголовные и административные дела подсудны судам общей юрисдикции. Только суд может решать вопрос об аресте, заключении под стражу и содержании под стражей, и только суд может разрешать дела, связанные с применением мер уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, причем на основе принципа равенства всех перед законом и судом.
Таким образом, право на судебную защиту реализуется через совокупность различных процессуальных средств, обеспечивающих справедливое правосудие и эффективное восстановление нарушенных прав. При этом предполагается использование таких судебных процедур, которые позволяют лицам, участвующим в судопроизводстве, отстаивать свои интересы на основе принципа состязательности и равноправия сторон (ч.3 ст. 123 Конституции РФ).
К конституционным гарантиям осуществления права человека и гражданина на судебную защиту прав и свобод следует отнести следующие права, составляющие единую правовую систему судебной защиты:
· равенство каждого перед законом и судом;
· право каждого на публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основе закона;
· право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом;
· право каждого, нуждающегося в квалифицированной юридической помощи, на получение такой помощи;
· презумпция невиновности;
· запрет повторного осуждения по одному и тому же деянию;
· право на пересмотр приговора;
· недействительность незаконно полученных доказательств;
· запрет обратной силы закона;
· государственная гарантированность прав потерпевших;
· непризнание судом ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением;
· применение судом закона, принятого после факта совершения преступления, если им предусматриваются устранение или смягчение ответственности.
3. Административно-правовая
форма защиты прав и свобод
человека и гражданина –
Административно-правовая форма защиты прав и свобод граждан предполагает следующее:
· законодательные гарантии прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнительной власти;
· административный (внесудебный) порядок обжалования актов органов исполнительной власти, когда жалоба на действие нижестоящего органа (должностного лица) передается на рассмотрение вышестоящего по соподчиненности органа;
· прокурорский надзор за соблюдением законов органами исполнительной власти, начиная с федеральных министерств и ведомств и заканчивая всеми органами исполнительной власти субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля, органами местного самоуправления. Особым видом общего надзора прокуратуры в сфере исполнительной власти является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
Следует отметить, что административный порядок рассмотрения жалоб и иных обращений граждан как правозащитный механизм объективно необходим, причем он ни в коей мере не снижает значимости судебной защиты прав и свобод, тем более что человек сам вправе избрать внесудебный способ рассмотрения его административно-правового спора с органом власти. Кроме того, обжалование тех или иных решений или действий в административном порядке не закрывает путь к судебному обжалованию противоправных решений органов исполнительной власти и их должностных лиц.
4. Международные
механизмы защиты прав и
В настоящее
время ООН объединяет 191 государство,
готовое выполнять
Разработка ООН этих и других международных стандартов в области прав человека, контроль за соблюдением этих стандартов в государствах-участниках, оказание правовой, гуманитарной, экономической помощи и поддержки странам Восточной Европы, Азии и Африки – все это и многое другое является основными направлениями современного универсального сотрудничества государств по защите прав человека в рамках ООН.
Наряду с системой универсального сотрудничества государств по правам человека (ООН) существуют формы регионального сотрудничества (ОБСЕ и Совет Европы). В отличие от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), до 1990г. не имеющей постоянно действующих органов по защите прав и свобод человека, которые имели бы право принимать обязательные для государств-участников решения, Совет Европы с начала своего существования имел такие органы. Так, на основании Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г. в Совете Европы были образованы Комиссия и Суд по правам человека, имеющие право рассматривать жалобы государств и отдельных лиц. С 1998г. по настоящее время жалобы рассматривает единый Европейский Суд по правам человека, работающий на профессиональной основе, в соответствии с Протоколом №11 к европейской конвенции о защите прав человека.
II. ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
2.1 Общая характеристика
деятельности Европейского
Вступившая в силу 3 сентября 1953 г. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.
Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами - участниками Конвенции: Европейскую Комиссию по правам человека, Европейский Суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.
С 1 ноября 1998 г., по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским Судом по правам человека. Его местонахождение - Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.
Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами - участниками Конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской Комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский Суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в Суд, оно решалось Комитетом министров. С 1 октября 1994 г. заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в Суд по жалобам, признанным Комиссией приемлемыми.
Европейский Суд
призван обеспечивать неукоснительное
соблюдение и исполнение норм Конвенции
ее государствами-участниками. Он осуществляет
эту задачу путем рассмотрения и
разрешения конкретных дел, принятых им
к производству на основе индивидуальных
жалоб, поданных физическим лицом, группой
лиц или неправительственной
организацией. Возможна также подача
жалобы на нарушение Конвенции
Начав свою деятельность в 1959 г., Европейский Суд к концу 1998 г. рассмотрел более тысячи дел, подавляющее большинство из которых по жалобам граждан. Сегодня можно сказать, что все нормы, содержащиеся в разделе I Конвенции, а также нормы Протоколов, дополняющие этот раздел, применяются так, как они истолкованы в решениях Европейского Суда.
Ратификация Россией
Европейской конвенции
Ратификация Конвенции и признание юрисдикции Европейского Суда означает также и то, что деятельность всех российских органов государственной власти, в особенности судебных, их решения и используемые процедуры, равно как и решения законодательных органов, не должны противоречить положениям Конвенции, тем более, что в соответствии со статьей 15 (ч. 4) Конституции Российской Федерации она образует составную часть российской правовой системы.
Европейский Суд
не является высшей инстанцией по отношению
к судебной системе государства
- участника Конвенции. Поэтому он
не может отменить решение, вынесенное
органом государственной власти
или национальным судом, не дает указаний
законодателю, не осуществляет абстрактный
контроль национального законодательства
или судебной практики, не имеет
права давать распоряжения о принятии
мер, имеющих юридические
За всю многолетнюю практику Европейского Суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения государствами - членами Совета Европы решений Суда. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров - исключению государства из состава Совета Европы. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Европейским Судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.
В соответствии со статьей 6 Конвенции, надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство - участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства - ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств - участников Конвенции.
Ситуация с жалобами против России следующая:
Европейская Конвенция о защите прав человека вступила в силу на территории России 5 мая 1998 г. По состоянию на февраль 2002 г. в Европейский Суд по правам человека поступило более 8000 жалоб против России. Из них более 2800 объявлены неприемлемыми к рассмотрению и более 2100 зарегистрированы и ожидают рассмотрения в Суде. Более 3000 "предварительных досье" открыто и подлежит регистрации. Около 50 жалоб были сообщены российскому правительству.