Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 22:17, реферат
Цель данной работы состоит в анализировании механизмов защиты прав человека, а также изучение и анализ деятельности Европейского Суда по правам человека. В соответствии с целями данной работы, объектами анализирования являются законодательство Российской Федерации в области прав человека и деятельность Европейского Суда по правам человека в Страсбурге.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 5
Законодательство Российской Федерации в сфере защиты
прав человека и его реализация 5
Глава II. ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА 21
2.1 Общая характеристика деятельности Европейского
суда по правам человека 21
2.2 Состав и порядок деятельности Европейского
Суда по правам человека 24
2.3 Рассмотрение дела по существу в Европейском
суде по правам человека 27
Заключение 30
Список литературы и
нормативные документы 33
Наряду с судебной
защитой прав и свобод человека и
гражданина в России функционируют
следующие государственные
- Уполномоченный
по правам человека в
- Прокуратура
РФ, основными направлениями
- Депутаты законодательных
собраний, которые имеют право
рассматривать обращения
- Государственные органы и органы местного самоуправления;
- Комиссия по
правам человека при
1.подготовка
проектов указов, распоряжений, обращений
Президента РФ по вопросам
обеспечения и защиты прав
и свобод человека и
разработка предложений Президенту РФ о совершенствовании механизма защиты прав личности;
2.участие в подготовке законопроектов по защите прав и свобод человека и гражданина;
3.участие в
разработке международных
4.подготовка
общих ежегодных и специальных
докладов о соблюдении прав
человека и гражданина в
5.рассмотрение
обращений граждан Российской
Федерации, иностранных
6.проверка по
инициативе Комиссии случаев
нарушений прав и свобод
- Комиссии по правам человека в субъектах РФ;
- Управление
делами Президента Российской
Федерации по работе с
- Общественные
приемные Полномочных
Реформирование правовой системы в России продолжается, в частности, разрабатываются проекты законов о ювенальной юстиции, о здоровье, о правах пациента, о репродуктивных правах, создан и развивается институт суда присяжных заседателей и т.д.
Период 90-х гг.
ХХ в. – начала ХХI в. стал временем отказа
от норм и стереотипов советского
права, права административно-
В частности, были приняты следующие законы:
- от 27 декабря
1991 г. «О средствах массовой
информации» (с изм. и доп.),
в котором были провозглашены
свобода массовой информации
и недопустимость цензуры.
В соответствии
со ст. 62 Закона моральный (неимущественный)
вред, причиненный гражданину в результате
распространения средством
- от 24 ноября 1995
г. «О социальной защите
- от 10 июля 1992 г.
«Об образовании» (с изм. и доп.).
Учтено постановление
В 2002 г. были приняты законы от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации», от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе», от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности», от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
С 1 февраля 2002 г.
вступил в действие новый Трудовой
кодекс РФ, принятый Законом РФ от 30
декабря 2001 г. С 1 июля 2002 г. вступил в
силу новый Уголовно-процессуальный
кодекс РФ, принятый Законом РФ от 18
декабря 2001 г., и новый Кодекс РФ об
административных правонарушениях, принятый
Законом РФ от 30 декабря 2001 г. Также
приняты новые Гражданский
Все это свидетельствует о том, что в российском законодательстве активно идет процесс гуманизации права, приведения его в соответствие с нормами международного права, международных стандартов в области прав человека.
Основные права и свободы человека и гражданина для своей реализации предполагают наличие развитой системы законодательных актов, характеризующихся достаточной конкретностью, определенностью, исключающих саму возможность ошибочного их толкования в подзаконных актах. Имеют место, к сожалению, случаи, когда конституционные права гражданина не реализуются практически и при наличии соответствующего закона по вине отдельных органов исполнительной власти.
К числу механизмов, деятельность которых направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина можно отнести все ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.
Система юридических механизмов защиты прав и свобод человека состоит из:
1. Конституционный контроль
2. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина
3. Административно-правовые формы защиты прав и свобод человека и гражданина
4. Международные
механизмы защиты прав и
Рассмотрим вышеперечисленные механизмы защиты прав человека и гражданина подробнее:
1. Конституционный
контроль - Принцип приоритета прав
и свобод человека и
Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Жалоба на нарушение прав и свобод допустима, если:
· закон затрагивает конституционные права и свободы;
· закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющим закон.
Статья 6 ФЗК «О Конституционном Суде РФ» указывает: «Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений». Кроме того, решения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию не подлежат, вступают в силу немедленно после их провозглашения.
Однако ратификация Россией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и признание ею обязательной юрисдикции Европейского Суда по правам человека вносят определенные коррективы в функционирование этого механизма. По вопросам прав и свобод человека решения Конституционного Суда РФ могут быть обжалованы в Европейский суд по правам человека.
Президент РФ как
глава государства в
Конституционно-правовые возможности Президента РФ влиять на гарантирование, обеспечение и реализацию прав и свобод через принимаемые законы могут найти свое проявление в участии Президента РФ в законодательном процессе:
· право и возможность Президента РФ через своего полномочного представителя отстаивать собственные законопроекты, доказывая целесообразность и зачастую настаивая на их скорейшим внесении на рассмотрение пленарного заседания
· возможность президентской стороны знакомиться со всеми проектами федеральных законов, рассмотрение которых предполагается в Государственной Думе, еще на ранней стадии – при подготовке их к первому чтению
В системе негосударственных
институтов правовой защиты прав и
свобод человека и гражданина центральное
место занимают такие учреждения,
как Управление Президента РФ по работе
с обращениями граждан и
Указом Президента
РФ от 24.08.2004 №1102 утверждено Положение
об Управлении Президента РФ по работе
с обращениями граждан. Согласно
указанному положению, Управление организует
прием граждан работниками
В феврале 1997 г.
принят Федеральный Конституционный
закон «Об Уполномоченном по правам
человека в Российской Федерации. Жалоба
на имя Уполномоченного может
быть подана, если с момента предполагаемого
нарушения прав человека и гражданина
прошло не более одного года. Требуется
также, чтобы заявитель уже ранее
обжаловал действия какого-либо государственного
органа или должностного лица в судебном
либо административном порядке. После
того как решение более высокой
инстанции на действия нижестоящего
не удовлетворило лицо, оно вправе
обратиться к Уполномоченному, приложив
к заявлению копию решения. В
компетенцию Уполномоченного не
входят споры граждан между собой,
с негосударственными учреждениями,
а также правовые коллизии частных
организаций друг с другом. В законе
предусмотрена возможность