Правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 22:17, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоит в анализировании механизмов защиты прав человека, а также изучение и анализ деятельности Европейского Суда по правам человека. В соответствии с целями данной работы, объектами анализирования являются законодательство Российской Федерации в области прав человека и деятельность Европейского Суда по правам человека в Страсбурге.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 5
Законодательство Российской Федерации в сфере защиты
прав человека и его реализация 5
Глава II. ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА 21
2.1 Общая характеристика деятельности Европейского
суда по правам человека 21
2.2 Состав и порядок деятельности Европейского
Суда по правам человека 24
2.3 Рассмотрение дела по существу в Европейском
суде по правам человека 27
Заключение 30
Список литературы и
нормативные документы 33

Работа содержит 1 файл

Реферат Правовое государство.docx

— 53.17 Кб (Скачать)

Наряду с судебной защитой прав и свобод человека и  гражданина в России функционируют  следующие государственные институты  несудебной защиты:

- Уполномоченный  по правам человека в Российской  Федерации, Уполномоченные по  правам человека, ребенка и другие  специализированные Уполномоченные  в субъектах РФ;

- Прокуратура  РФ, основными направлениями надзорной  деятельности которой являются  надзор за законностью правовых  актов, соблюдением прав и свобод  человека и гражданина, надзор  в сфере экономики и экономической  безопасности, предупреждение преступных  проявлений;

- Депутаты законодательных  собраний, которые имеют право  рассматривать обращения избирателей,  вести прием граждан, обращаться  к соответствующим должностным  лицам с требованием принять  меры по немедленному пресечению  обнаруженного нарушения прав  граждан;

-   Государственные органы и органы местного самоуправления;

- Комиссия по  правам человека при Президенте  РФ, являющаяся совещательным и  консультативным органом при  Президенте и содействующая реализации  главой государства его конституционных  полномочий гаранта прав и  свобод человека и гражданина. Основными направлениями деятельности  Комиссии являются:

1.подготовка  проектов указов, распоряжений, обращений  Президента РФ по вопросам  обеспечения и защиты прав  и свобод человека и гражданина;

разработка предложений  Президенту РФ о совершенствовании  механизма защиты прав личности;

2.участие в  подготовке законопроектов по  защите прав и свобод человека  и гражданина;

3.участие в  разработке международных договоров  по подготовке материалов для  докладов в международные организации  в соответствии с обязательствами  Российской Федерации;

4.подготовка  общих ежегодных и специальных  докладов о соблюдении прав  человека и гражданина в Российской  Федерации;

5.рассмотрение  обращений граждан Российской  Федерации, иностранных граждан,  лиц без гражданства, учреждений  и организаций, в которых содержится  информация о фактах систематических  нарушений прав и свобод человека  и гражданина;

6.проверка по  инициативе Комиссии случаев  нарушений прав и свобод человека  и гражданина;

-  Комиссии по правам человека в субъектах РФ;

- Управление  делами Президента Российской  Федерации по работе с обращениями  граждан;

- Общественные  приемные Полномочных представителей  Президента РФ в федеральных  округах.

Реформирование  правовой системы в России продолжается, в частности, разрабатываются проекты  законов о ювенальной юстиции, о  здоровье, о правах пациента, о репродуктивных правах, создан и развивается институт суда присяжных заседателей и  т.д.

Период 90-х гг. ХХ в. – начала ХХI в. стал временем отказа от норм и стереотипов советского права, права административно-командной  системы, этапом становления нового права – права демократического, социального, правового государства  в России. В это время был  принят целый ряд законов, направленных на соблюдение, обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина: законы от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях».

В частности, были приняты следующие законы:

- от 27 декабря  1991 г. «О средствах массовой  информации» (с изм. и доп.), в котором были провозглашены  свобода массовой информации  и недопустимость цензуры. Свобода  массовой информации в соответствии  со ст. 1 Закона включает в себя: поиск, получение, производство  и распространение массовой информации, учреждение средств массовой  информации, владение, пользование  и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатацию  технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных  для производства и распространения  продукции средств массовой информации.

В соответствии со ст. 62 Закона моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство  гражданина либо причинивших ему  иной неимущественный вред, возмещается  по решению суда средством массовой информации, а также виновными  должностными лицами и гражданами в  размере, определенным судом;

- от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации» (с изм.  и доп.), в котором государство  гарантирует инвалидам права  на получение необходимой информации, жилище, образование. 

- от 10 июля 1992 г.  «Об образовании» (с изм. и доп.). Учтено постановление Конституционного  Суда РФ от 24 октября 2000г. №13-II, в котором установлено: гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального и должностного положения, наличия судимости. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

В 2002 г. были приняты  законы от 31 мая 2002 г. «О гражданстве  Российской Федерации», от 31 мая 2002 г. «Об  адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской  службе», от 25 июля 2002 г. «О противодействии  экстремистской деятельности», от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации», от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации».

С 1 февраля 2002 г. вступил в действие новый Трудовой кодекс РФ, принятый Законом РФ от 30 декабря 2001 г. С 1 июля 2002 г. вступил в  силу новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ, принятый Законом РФ от 18 декабря 2001 г., и новый Кодекс РФ об административных правонарушениях, принятый Законом РФ от 30 декабря 2001 г. Также  приняты новые Гражданский процессуальный кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

Все это свидетельствует  о том, что в российском законодательстве активно идет процесс гуманизации  права, приведения его в соответствие с нормами международного права, международных стандартов в области  прав человека.

Основные права  и свободы человека и гражданина для своей реализации предполагают наличие развитой системы законодательных  актов, характеризующихся достаточной  конкретностью, определенностью, исключающих  саму возможность ошибочного их толкования в подзаконных актах. Имеют место, к сожалению, случаи, когда конституционные  права гражданина не реализуются  практически и при наличии  соответствующего закона по вине отдельных  органов исполнительной власти.

К числу механизмов, деятельность которых направлена на защиту прав и свобод человека и  гражданина можно отнести все  ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Система юридических  механизмов защиты прав и свобод человека состоит из:

1. Конституционный  контроль

2. Судебная защита  прав и свобод человека и  гражданина

3. Административно-правовые  формы защиты прав и свобод  человека и гражданина

4. Международные  механизмы защиты прав и свобод  человека и гражданина.

Рассмотрим вышеперечисленные  механизмы защиты прав человека и  гражданина подробнее:

1. Конституционный  контроль - Принцип приоритета прав  и свобод человека и гражданина, закрепленный в Конституции РФ, адресован всем ветвям государственной  власти. Реализация этого принципа  обеспечивается установлением развернутой  системы государственной защиты  прав человека и гражданина, которая  венчается конституционным правосудием  в лице его специального органа  – Конституционного Суда РФ. По  задачам, объему и способам реализации своей деятельности в сфере конституционного контроля Суд выступает как орган, важнейшая функция которого – защита прав и свобод человека и гражданина.

Правом на обращение  в Конституционный Суд РФ с  индивидуальной или коллективной жалобой  на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи  права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Жалоба на нарушение  прав и свобод допустима, если:

·  закон затрагивает конституционные права и свободы;

·  закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющим закон.

Статья 6 ФЗК  «О Конституционном Суде РФ» указывает: «Решения Конституционного Суда РФ обязательны  на всей территории Российской Федерации  для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной  власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений». Кроме того, решения  Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию не подлежат, вступают в силу немедленно после их провозглашения.

Однако ратификация  Россией Европейской конвенции  о защите прав человека и основных свобод и признание ею обязательной юрисдикции Европейского Суда по правам человека вносят определенные коррективы в функционирование этого механизма. По вопросам прав и свобод человека решения Конституционного Суда РФ могут  быть обжалованы в Европейский суд  по правам человека.

Президент РФ как  глава государства в соответствии с ч.2 ст. 80 Конституции РФ является гарантом Конституции РФ, прав и  свобод человека и гражданина.

Конституционно-правовые возможности Президента РФ влиять на гарантирование, обеспечение и реализацию прав и свобод через принимаемые  законы могут найти свое проявление в участии Президента РФ в законодательном  процессе:

·  право и возможность Президента РФ через своего полномочного представителя отстаивать собственные законопроекты, доказывая целесообразность и зачастую настаивая на их скорейшим внесении на рассмотрение пленарного заседания

·  возможность президентской стороны знакомиться со всеми проектами федеральных законов, рассмотрение которых предполагается в Государственной Думе, еще на ранней стадии – при подготовке их к первому чтению

В системе негосударственных  институтов правовой защиты прав и  свобод человека и гражданина центральное  место занимают такие учреждения, как Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 24.08.2004 №1102 утверждено Положение  об Управлении Президента РФ по работе с обращениями граждан. Согласно указанному положению, Управление организует прием граждан работниками Администрации  Президента РФ и рассматривает письменные обращения граждан, либо направляет их для рассмотрения в соответствующее  подразделение Администрации Президента, аппарат Правительства, федеральные  органы исполнительной власти. Органы местного государственной власти субъектов  РФ, а в необходимых случаях  осуществляет контроль за своевременным выполнением ими поручений по обращениям граждан. Для осуществления своих функций Управление вправе запрашивать и получать необходимые материалы от всех органов государственной власти и местного самоуправления, а также учреждений, организаций и должностных лиц.

В феврале 1997 г. принят Федеральный Конституционный  закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. Жалоба на имя Уполномоченного может  быть подана, если с момента предполагаемого  нарушения прав человека и гражданина прошло не более одного года. Требуется  также, чтобы заявитель уже ранее  обжаловал действия какого-либо государственного органа или должностного лица в судебном либо административном порядке. После  того как решение более высокой  инстанции на действия нижестоящего не удовлетворило лицо, оно вправе обратиться к Уполномоченному, приложив к заявлению копию решения. В  компетенцию Уполномоченного не входят споры граждан между собой, с негосударственными учреждениями, а также правовые коллизии частных  организаций друг с другом. В законе предусмотрена возможность учреждения должности Уполномоченного  по правам человека в субъектах Российской Федерации.

Информация о работе Правовое государство