Правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – полный анализ понятия правового государства, изучение фундамента его основания, становления и формирования, истории развития концепции правового государства определение его современных критериев, также дать определение и обозначить принципы, основные характеристики правового государства, выявить актуальные проблемы формирования и становления правового государства и способы их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….стр. 2

1.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ
ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА ……………………………….стр.

2.ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА………………… стр.
3.ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА………..стр.
4.ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА……………….стр.
5.СОВРЕМЕННЫЕ КРИТЕРИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА: ПРОБЛЕМЫ ПОНЯТИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЙ…………………………………… стр.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….стр.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………..стр.

Работа содержит 1 файл

новая курсовая.docx

— 92.20 Кб (Скачать)

           Правовое государство необходимо формировать усилиями институтов гражданского общества. Институты гражданского общества должны быть настолько развиты и зрелы, чтобы могли сознательно учреждать организацию политической власти, соответствующую параметрам верховенства права, разделения власти, взаимоответственности государства и личности и т.д. Ведь главное в идее правового государства - это подчинение государства (политической власти) служению интересам общества, защите прав и свобод человека.

     Для реального функционирования правового государства необходимо государству обязательно нести ответственность перед гражданским обществом и перед отдельным гражданином, юридически закрепить и реально придерживаться примата общечеловеческих ценностей в обществе над национальными и внутригосударственными, подняться до уровня рассмотрения права как социальной ценности и самоценности, как объективно необходимого регулятора общественных отношений в цивилизованном обществе.

             Необходимо преодолеть так называемое народное стремление найти высшую справедливость в верховном правителе, да и в любом вышестоящем начальнике, а не в суде; преодолеть и субъективное стремление правящих любого уровня, и в особенности самого высокого уровня, объявить свою волю правом и законом. отсутствие знаний, правовой культуры широкого населения, для которого право, закон зачастую ассоциируются как деятельность только государственных органов, развивать и сделать доступной юридическую службу, повышать престижность юристов.

           На пути к правовому государству необходимо разрешить еще одну, но ключевую проблему. Эта проблема организации защиты личности государством. Еще Ш.Монтескье в свое время считал, что у государства есть верховная (то есть самая наиважнейшая) функция: охрана свободы, имущества и безопасности своих граждан. В области правозащитной деятельности  государству сегодня необходимо стремиться к реальному обеспечению всех законов, предусматривающих права и свободы граждан. усилить работу по борьбе с преступностью. Люди должны чувствовать себя в безопасности и доверять государственным структурам, призванным защищать их права и свободы. Если этого не будет, то не будет сдвигов и в сфере экономики.17

             Подводя итоги, хочется добавить, что  пути формирования правового государства необходимо переосмыслить и с позиции направлений правового регулирования. Правовое государство должно быть ориентировано на создание оптимальных условий для развития производственной и общественной деятельности. Сегодня же еще в значительной мере сохраняется модель правового регулирования производственной и общественной жизни, сложившаяся в условиях командно-административного метода управления страной. Право все еще пытается определить и то, что можно, и то, чего нельзя. Такой подход особенно тормозит развитие экономики, утверждению единообразия на основе преимущественно одной формы собственности.

             В то же время юридической науке необходимо выработать приемлемые для всех стран мира определения понятия «правовое государство», раскрыть те объективные подходы, которые неминуемо приведут к правильному представлению о правовом государстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

    Выбранная мною тема актуальна, информационно  необходима и важна для каждого  человека, даже не юриста, поскольку  все мы являемся гражданами правового государства. В теории государства и права идея правового государства является центральной, обсуждаемой и дискуссионной.

        Цель данной работы заключалась во всестороннем анализе и исследовании  понятия правового государства, изучении фундамента его основания, становления и формирования, истории развития концепции правового государства, определение его современных критериев, в определении и обозначении принципов, основных характеристик правового государства, выявлении актуальных проблем формирования и становления правового государства и в поиске способов их решения.

     В результате проделанной работы и  анализа источников сделаны следующие  выводы:

        Теория правового государства вовсе не застывшая догма. Она развивается и сегодня, постоянно наполняясь новым содержанием по мере накопления в истории человечества правовых и нравственных традиций и политического опыта. Следует не забывать, что в юридической науке никогда не существовало, не существует и сейчас единой общепризнанной концепции правового государства. Она может обосновываться и разрабатываться с разных мировоззренческих позиций, в рамках различных типов правопонимания, отражать реалии различных национальных политических и правовых систем. Правовое государство не следует понимать как законченную, совершенную формулу, как некую статическую субстанцию. Правовое государство одновременно является категорией сущего и должного, идеалом, преобразующим действительность.

     Правовое  государство - это  правовая (справедливая) организация государственной власти в высокоцивилизованном, культурном обществе, нацеленном на идеальное использование государственно-правовых институтов для организации общественной жизни в подлинно народных интересах. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности.

     Общественным  сознанием правовое государство  воспринимается как такой тип  государства, власть которого основана на праве, правом ограничивается и через  право реализуется.

          Задача государства состоит в том, чтобы регулировать отношения между свободными гражданами на основе строгого соблюдения норм права, которые призваны гарантировать свободу личности, неприкосновенность собственности, жилища и другие права человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина должны являться высшей ценностью правового государства. В то же время закон призван установить и обеспечить правопорядок, а не справедливость. Суть государства правового — именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности.

     В идее правового государства можно  выделить два главных элемента:

     1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав:

     2) наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения.

     Права человека положены в основу системы «сдержек и противовесов», правового режима ограничения для государства, не допуская тем самым излишнего регулирующего вторжения последнего в частную жизнь.

     Принципами правового государства, отличающими его от государства неправового, являются: наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; федерализм; верховенство закона; взаимная ответственность государства и личности; высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

     Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

     1) ему присуща государственная  власть как средство проведения  внутренней и внешней политики;

     2) оно представляет собой политическую  организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества;

     3) располагает специальным государственным  механизмом;

     4) обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории;

     5) существует благодаря налогам  и другим сборам;

     6) обладает государственным суверенитетом.

         Сегодня проблемы правового государства становятся предметом заинтересованных исследований. Все это в первую очередь обусловливает необходимость всестороннего осмысления имеющихся подходов к освещению проблем, связанных с понятием правового государства.

           До сих пор о правовом государстве нередко говорили и говорят в духе трактовки Канта, но очевидно, что определение государства, данное И.Кантом, сегодня существенно отличается от определения государства, которое можно прочитать в любом, не политизированном, не идеологизированном учебнике по теории государства, используемом в юридических вузах США, Франции, Германии, России. Думается, что эта проблема разрешается довольно просто: определение государства, сформулированное И.Кантом не отражает понятие государства, используемое в современном мире.

          Несмотря на обилие определений правового государства, более или менее соответствующих современным представлениям государства, проблему понятия правового государства рано еще объявлять разрешенной.

             Так, немецкие государствоведы в понимании правового государства больше акцентируют внимание на социальную деятельность государства. Правовое государство, по их мнению, это, прежде всего, социальное государство, обеспечивающее здоровые интересы всего общества. А в постсоветской России правовое государство ассоциируется как государство, связанное с правом. Акцент на выпячивание связанности государства с правом для российских государствоведов понятен. После тоталитарного государства, распространенного правового нигилизма в России основная проблема в государственно-правовой сфере, конечно же, видится в обеспечении верховенства закона, осуществлении государственной деятельности строго в рамках законов.

       Таким образом, сегодня  в понимании идеи правового государства происходит качественный скачок. Этот скачок происходит на фоне крушения некогда широко распространенного в мире марксистско-ленинского представления государства, влияния на общественно-политическую мысль происходящих значительных межгосударственных, межнациональных конфликтов конца XX века. Для современного понимания потребностей устойчивого развития общественной жизни важно понять не только рукотворность государства, но и то: как, с помощью каких общественных рычагов реально можно формировать подлинно справедливое государство и обеспечивать успешное его функционирование. Думается, что эта проблема актуальна для всех стран. Вряд ли сегодня какое-либо реальное государство уже может «похвастаться» тем, что оно достигло всех параметров справедливого государства.

          Правовое государство естественно -историческим путем, эволюционно, через осознание и осмысление его преимуществ по сравнению с другими, исторически уже известными типами государств; во-вторых, правовое государство, как понятие, не является копией какого-то конкретного государства. Оно как общечеловеческое понятие, в большей мере является критерием для оценки конкретных государств. В то же время, правовое государство - это результат всестороннего осмысления практики организации и деятельности многих реальных государств, особенно тех, которые уже встали на путь строительства правового государства. Поэтому представления о правовом государстве одновременно являются и общечеловеческими и конкретно государственными; в-третьих, правовое государство это не только то государство, где есть право. Без права нет ни одного государства, право является важнейшим признаком государства вообще. Правовое государство - это такое государство, где государственная власть и право опираются на общечеловеческую идеологию; в-четвертых, осмысливая параметры правового государства, необходимо сосредоточить внимание на сходстве и различия правового и политического государства.; в-пятых, чтобы яснее представить параметры правового государства, необходимо сравнить механизмы его деятельности с другими, вполне реальными, механизмами государственного руководства общественной жизни.

           Правовое государство также как и любое другое государство, имеет те же, отмеченные уже пять признаков. Но функционирует на основе иных принципов, иных жизненных условий. Главное из них - это то, что правовое государство является продуктом цивилизованного общества.

           Правовое государство формируется и может формироваться лишь на базе опыта и обобщения государственно-правового наследия и действительности всего мирового сообщества. Сегодня мировая юридическая наука уже проникает в существо этих идей и взглядов, выявляет характерные для правового государства политико-правовые принципы;

          Правовое государство должно отличаться от неправовых государств не признаками, а своими принципами, то есть основными идеями, характерными чертами, определяющими сущность его деятельности. Среди них: верховенство в обществе легитимного закона; разделение власти; взаимопроникновение прав человека и гражданина; взаимоответственность государства и гражданина; справедливая и эффективная правозащитная деятельность и т.д.

           Правовое государство необходимо формировать усилиями институтов гражданского общества. Институты гражданского общества должны быть настолько развиты и зрелы, чтобы могли сознательно учреждать организацию политической власти, соответствующую параметрам верховенства права, разделения власти, взаимоответственности государства и личности и т.д. Ведь главное в идее правового государства - это подчинение государства (политической власти) служению интересам общества, защите прав и свобод человека.

Информация о работе Правовое государство