Правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – полный анализ понятия правового государства, изучение фундамента его основания, становления и формирования, истории развития концепции правового государства определение его современных критериев, также дать определение и обозначить принципы, основные характеристики правового государства, выявить актуальные проблемы формирования и становления правового государства и способы их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….стр. 2

1.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ
ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА ……………………………….стр.

2.ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА………………… стр.
3.ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА………..стр.
4.ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА……………….стр.
5.СОВРЕМЕННЫЕ КРИТЕРИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА: ПРОБЛЕМЫ ПОНЯТИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЙ…………………………………… стр.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….стр.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………..стр.

Работа содержит 1 файл

новая курсовая.docx

— 92.20 Кб (Скачать)

     Современное правовое государство — это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы т.п.

     Основными признаками правового государства являются:

     1) верховенство закона во всех  сферах жизни общества;

     2) деятельность органов правового  государства, которая базируется  на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

     3) взаимная ответственность личности  и государства;

     4) реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;

     5) политический и идеологический  плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

     6) стабильность законности и правопорядка  в обществе.

     К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие:

     § преодоление правового нигилизма в массовом сознании;

     § выработка высокой политико-правовой грамотности;

     § появление действенной способности противостоять произволу;

     § разграничение партийных и государственных функций;

     § торжество политико-правового плюрализма;

     § выработка нового правового мышления и правовых традиций.

     Понятие «правовое государство»—это фундаментальная общечело-веческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие.

     Суть идеи правового государства — в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.13

         Верховенство закона. Верховенство легитимного закона в обществе - важнейший принцип правового государства. Слово верховенство в данном контексте означает, что все юридически значимые действия сверяются с требованиями законов: требование законов превыше всего! В правовом  государстве  ни  один  государственный  орган, должностное лицо,  коллектив или общественная  организация,  ни один человек не вправе посягать на закон.  За его нарушение они несут строгую юридическую ответственность.  Когда идет речь о верховенстве закона как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в виду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему,  а должностные лица не уклонятся от его исполнения и тем  более  не  нарушать  его. Также недопустимо "обогащать" закон подзаконными актами,  вкладывать в его содержание такой смысл,  который не был предусмотрен  законодателем.  Кроме того и все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться законом.  А для этого  помимо всего прочего, они должны быть информированы о его содержании.

     Основной  закон правового государства  – конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной  и общественной жизни. Конституция  представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать  текущее законодательство.

     Никакой другой правовой акт государства  не может противоречить конституции. Приоритет конституции – неотъемлемая черта правового государства. Поэтому  правовое государство – это конституционное  государство. Укрепление законности остается актуальнейшей задачей,  ибо это - центральная категория правового государства.

     Ученые-юристы,  занимающиеся  разработкой  проблем  правового государства и связывающие  формирование его основ, прежде всего, с реализацией  принципа верховенства закона как основной общедемократической  ценностью,  уделили внимание понятию  правового закона,  необходимости  придания законам, в том числе  и Конституции, прямого действия, упорядочения ведомственного и локального нормотворчества,  создания правовых механизмов,  обеспечивающих их полное соответствие закону.  Но реализация этих  идей  возможна лишь  при  наличии единого правового пространства как определяющего условия становления  правовой государственности.

     Посредством закона государство должно брать  на себя обязательства обеспечивать справедливость в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами. Государство  определяет правовые меры ответственности  своих официальных представителей за их действия, совершаемые от имени  государства и его органов. Причем в истинно правовом государстве  каждый в отдельности и общество в целом, подчиняясь законам, выражающим их суверенную волю, должны обладать и  правом, и возможностью принудить  к исполнению закона самого властвующего.

       Правовое государство должно  выработать не только систему  правовых ограничений своей деятельности, но и нести политическую, правовую  и моральную ответственность  перед народом за невыполнение  взятых на себя обязательств. Гарантией этого принципа выступает  независимый суд.

     Разделение  властей. Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Он означает построение и осуществление единой государственной власти на основе четкого разграничения компетенции между ее различными ветвями (“властями” в узком понимании) – законодательной, исполнительной и судебной в целях предотвращения монополизации властных полномочий в руках одного органа.

     Разграничение единой государственной власти на три  относительно самостоятельные и  независимые отрасли предотвращает  возможные злоупотребления властью  и возникновение деспотического режима, где невозможна свобода личности.

     Каждая  из властей занимает свое место в  общей системе государственной  власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые  обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость  одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Таким образом, с помощью разделения властей  государство функционирует в  правовом режиме.14

            Права человека - основной институт правового государства. Права человека - это утвердившееся к двадцатому веку в межгосударственном правовом пространстве новое политологическое понятие, которое означает принципиальную возможность личности, как члену общечеловеческого сообщества, пользоваться определенными социальными благами независимо от их конкретного признания каким-то национальным государством. Таковыми, например, являются: право на жизнь и достоинство, право на равенство перед законом, право на национальность и индивидуальный облик, право на достойную социальную жизнь, право на участие в формировании органов государственной власти и в управлении страной, право человека на свободу слова, собраний, демонстраций и передвижения, право, связанное с военной службой и т.д. Отношение государства к правам человека и гражданина является главным показателем демократичности государства в современном мире. Проблема взаимоотношений между государством и человеком - одна из наиважнейших и в понимании сути правового государства.

           Права человека - категория общечеловеческая, она формируется благодаря обобщению различных представлений о том, какими правами человек, как субъект общечеловеческих отношений, должен непременно обладать. Категория «права человека» формировалась как общечеловеческий критерий для оценки правовой системы конкретных государств. Права человека опираются на общечеловеческие ценности, на достижения более передовых, цивилизованных государств в области их взаимоотношения с личностью. Поэтому права человека - это права людей безотносительно к конкретному государству.Права человека в обобщенном, концентрированном виде находят закрепление в различных международных документах. Таких документов на сегодня насчитывается уже более пятидесяти. Важнейшими среди них являются: Декларация прав человека и гражданина (принята 26.08.1789г.), Всеобщая декларация прав человека (принятая ООН 10 декабря 1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах, (принятый ООН 16 декабря 1966 г.), Материалы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и пр.

           В современном цивилизованном мире права человека выступают не только как права, но и являются основанием для возложения на соответствующие субъекты (государственные органы, должностные лица, граждане) определенных обязанностей, с тем, чтобы можно было оптимально реализовать на практике права человека. Права человека в правовом государстве должны быть воспроизведены в качестве прав гражданина конкретного государства.

          Федерализм. Как своеобразное государственное устройство «федерация дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали и тем самым становится средством ограничения государственной власти, системой сдержек и противовесов». Это создает своего рода «двойную безопасность» для прав человека и гражданина. При реально действующих федеративных отношениях различные государственные структуры и ветви власти контролируют друг друга, уменьшая вероятность злоупотреблений и произвола в отношении личности.

     Взаимная  ответственность  государства и  личности. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами.

     Подчиняясь  праву, государственные органы не могут  нарушать его предписаний и несут  ответственность за нарушения или  невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меры свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения. Таким образом, отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.15

   Ясно  также, что концепцию правового  государства должна интересовать теория и практика реализации идей гражданского общества. Ведь правовое государство, как пишет С.А. Батова, предполагает наличие гражданского общества, которое в самом общем виде представляет собой такую ступень общественного развития, которая характеризуется развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, разнообразием форм собственности, незыблемостью прав и свобод человека, развитым самоуправлением, независимостью СМИ. И вся эта совокупность отношений развивается относительно независимо от государственной власти16.

      В юридической литературе называются и такие признаки правового государства, как многообразие форм собственности (в частности, наличие частной собственности), многопартийность, плюрализм мнений и взглядов, высокий уровень гарантированности прав и свобод граждан, независимость СМИ и т.п. Сомнений нет, что все перечисленное имеет важное значение для характеристики государства как правового. Действительно, нельзя назвать государство правовым, если в нем запрещена частная собственность или не допускается многопартийность в угоду одной правящей партии. Тем более государство не может считаться правовым, если в нем отсутствуют гарантии прав и свобод граждан, а СМИ отражают только позицию правительства.

       Бесспорно одно: правовое государство не может существовать вне демократического режима власти, вне демократии. Наличие или отсутствие указанных признаков как раз и характеризует государственный режим либо как демократический, либо как тоталитарный, административно-командный.    Именно поэтому первейшим условием существования правового государства является построение подлинно демократического государства.

     Таким образом, правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей. Принципами правового государства, отличающими его от государства неправового, являются:

Информация о работе Правовое государство