Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 23:02, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – полный анализ понятия правового государства, изучение фундамента его основания, становления и формирования, истории развития концепции правового государства определение его современных критериев, также дать определение и обозначить принципы, основные характеристики правового государства, выявить актуальные проблемы формирования и становления правового государства и способы их решения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….стр. 2
1.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ
ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА ……………………………….стр.
2.ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА………………… стр.
3.ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА………..стр.
4.ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА……………….стр.
5.СОВРЕМЕННЫЕ КРИТЕРИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА: ПРОБЛЕМЫ ПОНЯТИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЙ…………………………………… стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………..стр.
В теоретически развитом и развернутом виде учения о правовом государстве были оформлены гораздо позже – в условиях борьбы против феодального произвола и абсолютистского деспотизма, в период буржуазных революций и утверждения нового строя. Базируясь во многом на античных источниках, такие мыслители, как Ш. Монтескье, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж.Ж Руссо, А.Н. Радищев и другие, вывели проблему соотношения государства и права на светский уровень, освободили ее в значительной части от религиозного мировоззрения.
В
их трудах проявились стремления ввести
государственное властвование в
правовые границы и прозвучало отрицательное
отношение к абсолютизму
Государственно правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии —это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к «правильной» форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа, и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, охрану семейного достояния.4
Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине XVIII—XX вв., включает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; верховенство правового закона; взаимную ответственность личности и государства; доминирование общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом «дозволено все, что не запрещено законом»; установление реальных гарантий прав и свобод личности.
Философская основа теории правового государства была сформулирована И. Кантом(1724-1804) , который рассматривал государство как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам», и считал, что законодатель должен руководствоваться требованием: «Чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа». Кант создал целостное учение о правовом государстве. Он полагал, что источником развития общественно-исторического процесса как совокупности всех известных действующих государств, а не одного, отдельно взятого государства является социальный антагонизм. Его суть выражается в том, что люди склонны вступать в общение друг с другом, жить сообща. Однако в силу присущей людям недоброжелательности, эгоизма они оказывают друг другу противодействие и тем самым разрушают общество, создают реальную угрозу его распада, уничтожения. Учение И. Канта оказало огромное воздействие на последующее развитие концепции правового государства. Под влиянием его идей в Германии сформировалось представительное направление, среди сторонников которого были Р. Моль, В. Велькер, Р. Гнейст и др. Благодаря их трудам идеи правового государства обрели терминологическую определенность и получили широкое распространение.
В России данная концепция развивалась в трудах ученых-юристов либеральной школы– Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева, М.М. Ковалевского, Б.А. Кистяковского. Специальные исследования посвятили этой теме, в частности, В.М. Гессен (Теория правового государства. СПб., 1913), С.А. Котляревский (Власть и право. Проблема правового государства. М., 1915).
Второе рождение эта идея обрела в современном мире в период развала диктаторских, авторитарных режимов в Германии и Италии, Испании и Португалии, колониальных империй, утверждения демократии. Концепция правового государства в странах, переживающих кризис в их духовной жизни, в политике и экономике (как, например, сейчас в России), является эффективным орудием борьбы за права человека, за предоставление ему гарантий безопасности, достоинства, творческого саморазвития.5
Таким образом, теория правового государства вовсе не застывшая догма. Она развивается и сегодня, постоянно наполняясь новым содержанием по мере накопления в истории человечества правовых и нравственных традиций и политического опыта. Вместе с тем следует помнить, что в юридической науке никогда не существовало, не существует и сейчас единой общепризнанной концепции правового государства. Она может обосновываться и разрабатываться с разных мировоззренческих позиций, в рамках различных типов правопонимания, отражать реалии различных национальных политических и правовых систем и т.д.
Непреходящим
общим началом любого правового
государства его связанность
правом. В своих началах, нормах и
предписаниях право выражает взаимодействие
в системе “индивид-общество-
Правовое государство - это правовая (справедливая) организация государственной власти в высокоцивилизованном, культурном обществе, нацеленном на идеальное использование государственно-правовых институтов для организации общественной жизни в подлинно народных интересах. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности.
Общественным
сознанием правовое государство
воспринимается как такой тип
государства, власть которого основана
на праве, правом ограничивается и через
право реализуется. Но такое представление,
хотя и верное по сути, недостаточно
для адекватного понимания
Задача государства состоит в том, чтобы регулировать отношения между свободными гражданами на основе строгого соблюдения норм права, которые призваны гарантировать свободу личности, неприкосновенность собственности, жилища и другие права человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина должны являться высшей ценностью правового государства. В то же время закон призван установить и обеспечить правопорядок, а не справедливость.
Суть правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов. Суть государства правового — именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности.
В идее правового государства можно выделить два главных элемента:
1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав:
правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение – гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность отправления функций государственной власти становится вторичной, производной.
Политико-правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и других международных актах.
2) наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения.
Права человека положены в основу системы «сдержек и противовесов», правового режима ограничения для государства, не допуская тем самым излишнего регулирующего вторжения последнего в частную жизнь. «Индивидуальные права представляют все одну общую черту: они ограничивают права государства, – писал в начале XX в. А Эсмен. – Государство должно воздерживаться от вмешательства в известные области, предоставляя известный простор личной деятельности...»
Государство
само себя никогда не ограничит, какое
бы оно ни было. Ограничить власть может
только другая власть. То есть власть государства
можно ограничить, прежде всего, правами
человека и гражданина, которые выступают
своеобразным проявлением власти личности,
волей гражданского общества, составляют
главную часть права вообще. Только
осознание необходимости
В философском смысле свобода может быть определена как"способ-ность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека надо создавать условия для его юридической свободы, своеобразный механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип «не запрещенное законом дозволено».
Права
человека и правовое государство, несомненно,
характеризуются общими закономерностями
возникновения и
Правовые ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не превратились в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан. Поэтому в условиях демократии право как бы «меняется местами» с государством – утверждается верховенство первого: и право возвышается над государством.
Государство становится правовым именно потому, что оно подпадает под власть, под диктатуру права, закона. С этой точки зрения можно говорить, что в правовом государстве праву принадлежит приоритет перед государством, и утверждать, что государство есть не что иное, как сила, отданная на служение праву. В правовом государстве четко и точно определены как формы, пути и механизмы деятельности государства, так и пределы свободы граждан, гарантируемые правом. Это значит, что государство здесь крепко связано правом; государство может разрабатывать и принимать тот или иной закон, но само, в свою очередь, обязано действовать в рамках этого закона, подчиняться ему.
Предпосылками создания и функционирования правового государства (иногда их называют его основами) являются:
Необходима
экономическая независимость и
самостоятельность индивида, поскольку
только экономически самостоятельный
гражданин может быть равноправным
партнером государства в
Правовое государство
– это организация политической
власти, создающая условия
для наиболее полного
обеспечения прав и
свобод человека и гражданина,
а также для наиболее
последовательного
связывания с помощью
права государственной
власти в целях недопущения
злоупотреблений.