Правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 00:53, контрольная работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, что бы правильно и объективно раскрыть тему курсовой работы.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- рассмотреть возникновение идеи правового государства;
- дать понятие и изложить признаки правового государства;
- охарактеризовать разделение властей и права и свободы в правовом государстве;
- проанализировать современное понимание концепции правового государства.

Работа содержит 1 файл

правовое государство.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

     Правовое  государство - путь к возрождению  естественноисторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие “правовое государство” - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие. Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.

     В чем же заключается отличие правового  государства от государства как  такового? Государство как таковое  характеризуется его всевластием, не связанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц. В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан. Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

     1. Ему присуща государственная  власть как средство проведения  внутренней и внешней политики.

     2. Оно представляет собой политическую  организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества.

     3. Располагает специальным государственным механизмом.

     4. Обладает определенной административно-территориальной  организацией на своей территории.

     5. Существует благодаря налогам  и другим сборам.

     6. Обладает государственным суверенитетом10.

     Особенности механизма современного правового государства заключаются в следующем. Все его структурные части, и элементы функционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением и в своей специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою деятельность строго сообразовывают с действующим законодательством. Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан, гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм правового государства является способом его существования. Функции правового государства реализуются с помощью его механизма. Таким образом, в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных методов управления. Его демократический характер обусловлен ответственностью перед обществом, на службе которого он находится. Правовое государство есть концентрированное выражение гражданского общества. В силу этого его этапы развития в целом и общем совпадают с этапами развития гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякое государство обладает известной самостоятельностью по отношению к обществу, то этапам развития правового государства присущи определенные особенности, отражающие его политический характер.

     Первый  этап развития правового гражданского общества - это становление рыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы средств массовой информации, социальной защищенности граждан; второй этап - утверждение рыночной экономики различных форм предпринимательства, обеспечение социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств массовой информации.

     В нашем государстве делается попытка не только возродить идею правового государства, но и претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и противоречивым.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Написав курсовую работу на тему: Возникновение  идеи правового государства и современное ее понимание», сделаем выводы.

     Правовое  государство - это всеохватывающая  политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Верховенство закона подразумевает не только и не столько приоритет закона как разновидности нормативно-правового акта в отношении подзаконных актов, сколько широкий спектр прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим законодательством. В правовом государстве любое ущемление прав человека недопустимо. Более того, оно обязательно последовательно и неукоснительно обеспечивает реализацию этих прав и защищает их. В этой связи принципиальное значение приобретает проблема правового равенства в различных сферах жизни общества и государства. Ее решение предполагает создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.

     В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового  государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы.

     Еще в 1991 году была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека - главная обязанность государственной власти.

     Но  это, я считаю, только начало на пути к намеченной цели. Это только попытка поставить личность и государство в равные условия, хотя зачастую в жизни в отношении правовых гарантий остается неприкосновенным только государство. Но нам посчастливилось жить в такое время, когда интересы личности стоят на первом плане, то есть все для граждан, для их удобства и комфорта. Хотелось, чтобы эта практика европейских стран внедрилась в нашу страну. В государстве, где общество формируется под влиянием культуры и нравственных ценностей, чтят законы и правопорядок.

     Рассмотрев  концепцию правового государства  можно прийти к выводу, что в  настоящее время делаются многочисленные попытки построить правовое государство, например Республика Беларусь уже объявлена таковым, но это еще не значит, оно реально существует, “это является скорее задачей, которую предстоит решить в ходе реформирования Республика Беларусь, нежели свершившимся фактом”. Исходя из этого можно сделать вывод, что необходимо заниматься проблемой создания рационального (правового) государства, как в наши дни, так и в обозримом будущем, ища способы решения данной проблемы.

     Следует также отметить, что сейчас уже  достигнуты некоторые успехи – все  большее количество государств становится на путь демократизации отношений между государством и личностью.

     Таким образом, ясно, что концепция правового  государства, с одной стороны, стоит в одном ряду с утопическими проектами, но, с другой стороны носит весьма заметный отпечаток реализма, который сказывается в том, что, во-первых, принципы правового государства опираются как на многовековую научную традицию, так и на обширный практический опыт, а во-вторых, правовое государство не претендует на коренное и окончательное усовершенствование общества, но выступает лишь как одна из мер, наряду с другими путями движения к искомому идеалу.

 

           СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
    1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.
    2. Венгеров А.В. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция. – 2000. – 105с.
    3. Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: курс лекций [для студентов] / А.Ф. Вишневский. - Минск: Тесей, 2005.- 334с.
    4. Дмитрук В.Н. Теория государства и права. /Учебное пособие. – Мн.: Амалфея, 1998.
    5. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учеб. 3-е изд., испр. и доп. М., 2004.
    6. Общая теория государства и права: Курс лекций/А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. А.Ф. Вишневского. – Мн.: Тесей, 1998 - 344с.
    7. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2 Теория права. - М.: Издательство «Зерцало», 1998. – 656с.
    8. Общая теория государства и права: Курс лекций /Под общ. ред. А.Ф. Вишневского. – Мн.: Тесей, 1998.
    9. Общая теория права и государства: Учеб пособие/ А.Ф. Вишневский. – Мн.: Амалфея, 2002 - 344с.
    10. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М.:ИНФРА-М-НОРМА, 1997.
    11. Теория государства и права: Хрестоматия: В 2 т. / Авт.-сост. В.В. Лазарев, С.В. Липень. М., 2001.
    12. Проблемы формирования правового государства в Беларуси: Сб. науч. тр. / Под ред. В.А. Кучинского. Мн., 1994.

 

       СОДЕРЖАНИЕ

 

     ВВЕДЕНИЕ

     1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

     2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО  ГОСУДАРСТВА

    3. РАЗДЕЛЕНИЕ  ВЛАСТЕЙ И ПРАВА И СВОБОДЫ  В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ

    4. СОВРЕМЕННОЕ  ПОНИМАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО  ГОСУДАРСТВА

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Информация о работе Правовое государство