Правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование сущности правового государства, а также проблем формирования правового государства в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- исследовать концепции правового государства;
- раскрыть понятие «правового государства»;
- перечислить признаки правового государства;
- раскрыть содержание фундаментальных признаков правового государства;
- проанализировать основные проблемы формирования правового государства в современных условиях;
- определить основные проблемы становления правового государства в РФ, обозначить условия, способствующие становлению

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Основные положения правового государства …………………….......5
§ 1. Исторические концепции правового государства………………………..5-7
§ 2. Понятие и признаки правового государства ..…………………………..8-10
Глава 2. Сущность основных признаков правового государства ……………11
§ 1. Верховенство закона ……………………………………………..……..11-12
§ 2. Система разделения властей ………….………………………………..13-15
§ 3. Взаимная ответственность государства и личности ………………….16-17
Глава 3. Проблемы формирования правового государства ………………….18
§ 1. Основные проблемы формирования правового государства ………...18-19
§ 2. Проблемы и условия становления правового государства в России ..20-23
Заключение…………………………………………………………………...24-25
Список использованных источников…………………………………………..26

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по ТГП.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………3-4

Глава 1. Основные положения правового государства …………………….......5

§ 1. Исторические концепции  правового государства………………………..5-7

§ 2. Понятие и признаки правового государства ..…………………………..8-10

Глава 2. Сущность основных признаков правового государства ……………11

§ 1. Верховенство закона ……………………………………………..……..11-12

§ 2. Система разделения властей ………….………………………………..13-15

§ 3. Взаимная ответственность  государства и личности ………………….16-17

 Глава 3. Проблемы формирования правового государства ………………….18

§ 1. Основные проблемы формирования правового государства ………...18-19

§ 2. Проблемы и условия становления правового государства в России ..20-23

Заключение…………………………………………………………………...24-25

Список использованных источников…………………………………………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Правовое государство  — многомерное развивающееся  явление. С течением времени оно  приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием.

В настоящее время  проблеме построения правового государства уделяется очень много внимания. Все это обусловлено тем, что хоть идеи правового государства зародились еще в Древней Греции, но под влиянием общественного развития они менялись и сейчас меняются, поэтому очень трудно представить на сегодняшний момент, каким должно быть правовое государство, какими признаками оно должно обладать.

Все это подтверждает, что тема «правовое государство» является крайне актуальной.

Целью данной курсовой работы является исследование сущности правового  государства, а также проблем формирования правового государства в современных условиях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

- исследовать концепции  правового государства;

- раскрыть понятие  «правового государства»;

- перечислить признаки  правового государства;

- раскрыть содержание  фундаментальных признаков правового  государства;

- проанализировать основные  проблемы формирования правового  государства в современных условиях;

- определить основные  проблемы становления правового  государства в РФ, обозначить условия, способствующие становлению.

Теоретические основы изучения правового государства заложили такие философы как Платон, Аристотель, И. Кант, современные ученые В.С. Нерсесянц, Б. М. Лазарев.

Нередко тема «проблемы  становления правового государства» становится темой для обсуждения диссертаций, статей.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, содержащей три раздела, заключения, списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, определяется цель, ставятся задачи.

В первой главе раскрыты исторические концепции правового государства, дано понятие правовому государству, обозначены признаки правового государства.

Во второй главе содержится комплексный анализ фундаментальных признаков правового государства.

В третьей  главе проанализированы основные проблемы формирования правового государства в современных условиях, определены основные проблемы становления правового государства в РФ, обозначены условия, способствующие становлению

В заключении  сделаны выводы по каждой главе работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

§ 1. Исторические концепции  правового государства.

Идея правового  государства возникла в начале прошлого века, но идеи, на базе  которых  она  формировалась,  выдвигалась   намного   раньше.   Первые представления о государстве, основанном на господстве закона, сложились  еще в Древней Греции. Один из величайших  мыслителей  античности  Платон различал два вида устройства государства: в первом  над всеми возвышаются правители как  личности,  а  во  втором  -  законы.  Все  блага, которые боги могут даровать государству, учил  Платон,  бывают  только  там, где “закон- владыка над правителями, а они его рабы”.1

    Другой  знаменитый философ древних времен - Аристотель  полагал,  что в наиболее  правильно устроенном   государстве   - государством правят не люди,  а  законы,  поскольку  даже  лучшие  правители подвержены страсти,  закон же есть “уравновешенный разум”.  Другими  словами сказать, Аристотель утверждал, что там, где отсутствует власть  закона,  нет места и какой-либо форме государственного строя.

    В   средние  века  Н.  Макиавелли   и   Ж.  Боден   обосновали   задачу государства, которая состоит в охране  прав  и  свобод  граждан.   Ж. Боден определял государство как правовое управление  многими  семействами  и  тем, что им принадлежит. А задача государства, по его мнению,  состоит  в  том, чтобы обеспечить права и свободы. Н. Макиавелли в своей теории,  на  основе многовекового  опыта существования государств   прошлого   и   настоящего, предпринял попытку  объяснить принципы политики. Цель государства  он  видел в возможности свободного пользования имуществом и  обеспечении  безопасности для каждого. Так же  идеи правового государства, идеи его развития волновали  ученых так называемой эпохи  начинавшихся  демократических  революций,   охвативших XVII - XVIII века.

    Так,  крупный английский ученый в  области политики  и  права   Дж.  Локк  писал,  что  государство   объединило  людей  под эгидой установленного им закона, само соблюдает и охраняет права личности.

    Но  все-таки, кто был родоначальником  теории “правового государства?

    Мнения  специалистов, в области истории  политических  учений,  по  этому вопросу расходятся. Одни говорят,  что  родоначальником  является   Иммануил Кант, другие называют  немецких  юристов   первой  половины XIX в.  Т. К. Валькера  и Р. Фон   Моля.   “По- моему,  -  пишет  правовед профессор Б. М. Лазарев, - Иммануил Кант дал философское  обоснование  теории правового государства, а  Т. Л. Валькер и  Р.  фон  Моль  в  названия  своих работ,   включая слова “правовое государство”,  детально  раскрывали  свое понимание  этой  категории. И только  Канту   принадлежит  заслуга  создания философской основы правового государства”.2  Но вместе с тем, сам термин “правовое государство” вошел в широкий научный оборот лишь после издания трудов немецкого государствоведа Ф.Моля в 30-х гг. 19 столетия.3

С мнением  Б. M.  Лазарева  я согласен, но хотелось бы дополнить, что государство  по Канту, должно во всей своей  деятельности опираться на право.  И  еще   оно  должно согласовать с ним   свои   действия,  иначе оно потеряет доверие тех, кого объединяет,- граждан.

    В   разные  эпохи,   разными   учеными-юристами   давались   различные определения термину “правовое государство”. В наши дни правовое  государство характеризуют   следующими   словами:   ”Правовое    государство    -    это всеохватывающая   политическая   организация   общества,    основанная    на верховенстве закона. Форма осуществления народовластия,  функционирующая  на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав,  свобод  и  обязанностей каждой личности".4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Понятие и признаки правового государства

Правовым называется такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определённых законом границах, обеспечивая правовую защищённость своих граждан.

Правовое государство  — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.  При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.

Признаки правового  государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем  присутствовать.

Признаками правового  государства являются:5

  1. Суверенитет народа и конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета.
  2. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
  3. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
  4. Взаимная ответственность личности и государства.
  5. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищённость.

Государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике.

  1. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.
  2. Стабильность законности и правопорядка в обществе.
  3. Преодоление правового нигилизма в массовом сознании.
  4. Выработка высокой политико-правовой грамотности.

10. Разграничение партийных и государственных функций.

11. Установление парламентской системы управления государством.

12. Торжество политико-правового плюрализма.

13. Выработка нового правового мышления и правовых традиций, в

том числе:

а. Преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества.

б. Отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства.

в. Преодоление декоративности и декларированности юридических  норм.

г. Выход юридической  науки из самоизоляции и использование  общечеловеческого опыта.

Для того чтобы понять суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции), определенной системой признаков, институтов и норм. Суть правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов, - и то и другое есть признаки не правового, а полицейского государства. Суть правового государства - именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его.6

В основе правового государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командная, обреченная на деградацию из-за отсутствия стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское общество. Гражданское общество - система экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов.

Таким образом, можно  сделать вывод, что правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ОСНОВНЫХ ПРИЗНАКОВ         ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

§ 1. Верховенство закона

В правовом государстве  ни один государственный орган, должностное  лицо, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они должны будут понести строгую юридическую ответственность.

Когда мы ведем речь о  верховенстве закона как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в виду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему, а должностные лица не уклонятся от его исполнения и тем более не нарушать его. Также недопустимо вкладывать в его содержание такой смысл, который не был предусмотрен законодателем. Кроме того, и все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться законом. А для этого помимо всего прочего, они должны быть информированы о его содержании.

Правовое государство  также предполагает правовую устойчивость Конституции, так как Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство.7 Недопустимо ее постоянное изменение, дополнение и обновление.

Укрепление законности остается актуальнейшей задачей, ибо это - центральная категория правового государства. Новая Конституция Российской Федерации в соответствии с принципом разделения властей внесла коррективы в иерархию нормативно-правовых актов. Конституцией Российской Федерации к федеральным законам отнесены: федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Все правовые акты, издаваемые в Российской Федерации, не могут  противоречить Конституции Российской Федерации, федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ст.76, ч.3). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Информация о работе Правовое государство