Правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы рассмотреть правовую реформу и на примере показать, как она действует и в каких отраслях. По-моему мнению наиболее важными являются: Реформа органов государственной власти субъектов РФ;
Муниципальная реформа;
Закрепление и реформа избирательной системы;
Реформа в сфере общественных объединений;
Соотношение экономической и правовой реформы;
Правовая реформа и сохранение социальных завоеваний.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
Понятие правовой реформы, необходимость её проведения…………..4
Цели и задачи проведения правовой реформы в современной России..8
Основные этапы правовой реформы в Российской Федерации……….12
Заключение…………………………………………………………………...22
Список использованной литературы………………………………………..24

Работа содержит 1 файл

курсоваяТГП1КУРС.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

ПЛАН:

Введение………………………………………………………………………2

  1. Понятие правовой реформы, необходимость её проведения…………..4
  2. Цели и задачи проведения правовой реформы в современной России..8
  3. Основные этапы правовой реформы в Российской Федерации……….12

Заключение…………………………………………………………………...22

Список использованной литературы………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость осуществления  правовой реформы в стране обусловливается  глубокими изменениями экономической  системы, конституционного строя Российской Федерации, демократическими преобразованиями государственной и общественной жизни. Провозглашение России правовым государством, верховенства закона, принципа разделения властей предполагает серьезные правовые изменения по самым различным направлениям.

Юридическое сообщество нашей страны уже длительное время бурно дискутирует по поводу правовой реформы. Прежде чем принять в этом участие, есть смысл вспомнить, что единственно разумной целью реформы любой действующей общественной системы может быть лишь повышение ее эффективности. Только когда эта цель является определяющей, тогда успех реформы действующей системы может быть обеспечен.

Объектом курсовой работы является – правовая реформа.

Цель курсовой работы рассмотреть правовую реформу и на примере показать, как она действует и в каких отраслях. По-моему мнению наиболее важными являются:

  • Реформа органов государственной власти субъектов РФ;
  • Муниципальная реформа;
  • Закрепление и реформа избирательной системы;
  • Реформа в сфере общественных объединений;
  • Соотношение экономической и правовой реформы;
  • Правовая реформа и сохранение социальных завоеваний.

Так же для понятия  сущности правовой реформы были рассмотрены  такие вопросы как:

    1. Понятие правовой реформы, необходимость её проведения;
    2. Цели и задачи проведения правовой реформы в современной России;
    3. Основные этапы правовой реформы в Российской Федерации.

 

  

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ, НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЁ ПРОВЕДЕНИЯ.

 Реформа – преобразование, изменение, переустройство чего-либо, преобразование в какой – либо области государственной, политической, экономической жизни.1 Реформа, как правило, не затрагивает основы, правовая реформа в современной России в этом плане исключение.

Как справедливо отмечает академик Г.А. Арбатов, проблем множество, и для их решения во многих сферах жизни общества требуются далеко идущие реформы. Военная и судебная реформы, реформа деятельности средств массовой информации, образования - словом, сумма реформ, которая поможет нам создать гражданское общество - демократическое и эффективное. На взгляд Г.А. Арбатова, руководству следовало бы не импровизировать в закрытом узком кругу высших чиновников, а создавать группы высококвалифицированных и безупречно честных людей для выработки программ каждой из реформ. "Эти программы должны быть прозрачными и ясными обществу. Только тогда они превратятся в большую политику, без которой нам не добиться возрождения и процветания России. И наконец, одну, наиболее квалифицированную, творческую программу, возможно, следовало бы создать для решения общих и наименее ясных для населения проблем: о наших целях, о том, куда мы хотим вести страну и какой хотим ее видеть через десять - двадцать - тридцать лет. Общая ориентация необходима для сплочения народа, для пробуждения его творческой энергии и сознания".

Стало быть, российскому обществу и государству надо найти такие ориентиры и создать механизм для неуклонной их реализации. 
Одним из таких ориентиров должно быть построение правового государства и активизация в связи с этим правовой реформы. На это указывает В.Д.Зорькин: "Правовое государство - наша безусловная цель, к которой мы за десятилетие действия российской Конституции, несомненно, очень серьезно продвинулись. Но сказать, что мы эту цель уже полностью достигли, ни один ответственный и вменяемый гражданин, увы, не может: Поэтому вполне оправданно ставить вопрос о необходимости полномасштабной правовой реформы в России. Если ее не форсировать, то и все остальные реформы в стране с очень большой вероятностью начнут буксовать. И очень скоро".

Правовое государство – государство, в котором не издаётся никаких законов, противоречащих идее права, в котором государственный интерес, постоянно обходящий законы, не имеет никакой ценности. Органы и институты такого государства ( особенно суды и полиция ) точно соблюдают существующие законы. Правовое государство – государство, где право перестаёт быть средством воплощения воли правящей элиты, а становится мерилом жизни не только для народа, но и для неё самой.2

Отличительные признаки правового  государства:

1) верховенство права,

2) разделение властей, «система сдержек и противовесов»,

3) широкие и реальные права  и свободы личности,

4) взаимная ответственность государства  и личности. 3

Очевидно, что главная  задача, стоящая при проведении правовой реформы, создать в России правовую систему, независимую от конкретных людей. Правовая система – целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями       (государством) и используемый ими для достижения своих целей. Меняются президенты, парламенты, председатели судов, но эффективность работы правовой системы от этого снижаться не должна. Жизнеспособность правовой системы, которая способна преодолевать любые кризисы, продемонстрировал Уотергейт в США, что убедительно показано в фундаментальном исследовании П. Д. Барнебойма "3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера".

К сожалению, российская правовая система, ее эффективность, во многом зависит  от деятельности конкретных людей, от того, кто стоит во главе исполнительной и судебной власти, способен ли он проводить неуклонно в жизнь идеи самостоятельности и независимости судебной власти, реализовывать режим законности. Законность в широком смысле - это принцип точного и повсеместного исполнения всеми органами государства, должностными лицами и гражданами требований закона. Наряду с этим существует понятие "режим законности", включающее в себя наличие развитой системы законов и иных правовых актов, а также надлежащую и активную реализацию содержащихся в данных актах правовых норм в соответствии с целями правового регулирования, интересами личности, общества и государства. В условиях режима законности возникает динамичное состояние соответствия общественных отношений нормам права. Как справедливо указывает В.Д. Зорькин, следует признать, что Россия имеет отсталую правовую систему, и предпринимать решительные шаги по проведению правовой реформы. Нужно поставить в качестве актуальной задачи 2004-2008 гг. развертывание масштабной правовой реформы сроком до 2020 г. Программа правовой реформы должна быть не правительственной, а государственной. Ее следует утвердить законом и неуклонно осуществлять по этапам вплоть до 2020 г. Тогда появляется шанс на формирование к этому сроку развитой правовой системы, построение основ правового государства, преодоление отставания от стран с развитой правовой системой. Критически важен период 2004-2008 гг., когда будет заложена основа реформы. К сожалению, 2004 год уже прошел, но ничего в этом направлении не делается.

 

 

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

Конституция РФ 1993 года провозгласила  РФ демократическим федеративным правовым (ст.1), а также социальным (ст.7) и  светским (ст.14) государством.4 Однако на момент принятия Конституции РФ 1993 года, да и по состоянию на 2000 год Россию можно назвать демократическим, правовым и социальным  государством  лишь условно. Следовательно, цель правовой реформы – построение правового государства. В частности, цель правовой реформы в политической сфере – построение демократического государства, установление демократического режима, а в социальной сфере –построение социального государства. 

Любая реформа, в том  числе правовая, может и должна проводиться с исключительной целью - обеспечение системы прав человека в обществе, гарантий прав и законных интересов личности.

Масштабная правовая реформа предусматривалась еще  Указом Президента РФ от 6 июля 1995 г. N 673 "О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации". В нем как основные элементы концепции правовой реформы были определены вопросы правового обеспечения ряда важнейших направлений формирования и функционирования российской государственности и развития полноценного гражданского общества, а именно:

  • законодательное обеспечение системы прав человека в обществе, прежде всего реальных гарантий прав и законных интересов личности;
  • упрочение основ и защита конституционного строя; 
    реформирование государственного управления, в том числе совершенствование системы государственной регистрации общественных объединений и других юридических лиц и контроля за их деятельностью; 
    создание целостной правовой базы организации и деятельности судебной системы и органов юстиции;
  • обеспечение координации нормотворческой деятельности федеральных органов государственной власти, а также федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • формирование правовой базы и институциональная реформа правоохранительной системы для усиления борьбы с преступностью;
  • конкретизация основ федерализма в Российской Федерации;
  • выработка принципиальных направлений и форм осуществления реформы местного самоуправления;
  • дальнейшее системное правовое обеспечение развития экономики;
  • развитие системы правового воспитания, в том числе укрепление системы юридического образования и юридической науки;
  • организация правовой экспертизы в нормотворческой и правоприменительной практике;
  • формирование современной широкодоступной базы нормативных актов, в том числе в электронном виде. 
    Все эти положения актуальны и через десятилетие - в настоящее время, но, к сожалению, в большинстве своем они так и остались нереализованными.5 
    Конституция РФ провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью в РФ, а их признание, соблюдение и защиту – обязанностью государства (ст.2), закрепила широкие права и свободы человека, а также гарантии их защиты  (гл.2). Носителем власти и единственным источником власти провозглашён многонациональный народ РФ (ст.3). Кроме того, Конституция закрепила верховенство Конституции РФ и федеральных законов (ст.4), разделение властей (ст.10), идеологическое и политическое многообразие, многопартийность (ст.13), единство экономического пространства, свободу экономической деятельности и равенство форм собственности (ст.8) и другие основополагающие конституционные принципы.  Полагаю, что проведение в жизнь основополагающих конституционных норм и составляет сущность правовой реформы.

Конечно, правовая реформа  началась задолго до принятия Конституции  РФ 1993 года. Но Конституция явилась промежуточным итогом правовой реформы, закрепила многие её завоевания и одновременно направила её дальнейшее развитие. Так что рассмотрение целей правовой реформы в свете Конституции РФ, на мой взгляд, вполне оправдано.

В России фактически создаётся  новая правовая система. Так как невозможно в рамках курсовой работы разобрать всю российскую правовую систему, остановлюсь на основополагающих, принципиальных и проблемных моментах, имеющих теоретическое значение. В данной работе рассматриваются политические и теоретико – правовые аспекты правовой реформы.

Первый Президент РФ Б.Ельцин (1991—1999) много лет руководил  проведением правовой  реформы  и определял основные её направления. В 1991—1993 годах он руководил работой  по подготовке проекта новой Конституции России.

В.Д. Зорькин выделил три основные задачи и одновременно направления правовой реформы - правовая трансформация российского общества, трансформация и стабилизация системы права, реализация жесткой и устойчивой системы правоприменения и обеспечения доступа граждан к правосудию, подчеркивая, что это именно "триединая", системная задача, которую по всем направлениям следует решать комплексно и одновременно.

 

 

 

 

3. Периодизация правовой реформы.

Правовой реформе в  современной России предшествовала правовая реформа в Советском Союзе в  1985 – 1991 годах. Правовая реформа в РСФСР до 1990 года шла в фарватере правовой реформы в СССР. В 1990 году принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. В 1991 году СССР прекратил своё существование, Российская Федерация получила государственный суверенитет, а её правовая система – самостоятельное развитие. Кульминация правовой реформы пришлась на 1993 год – год принятия новой Конституции Российской Федерации. Затем правовая реформа получила развитие в соответствие с новой Конституцией. Представляется, что правовая реформа до настоящего времени не закончена, так как не приняты многие необходимые основополагающие законы. Правовая реформа продолжается и в настоящее время. Она проводится во всех отраслях государства. Вот некоторые примеры таких реформ.

Реформа органов  государственной власти в субъектах  РФ.

Согласно Конституции  РФ система органов государственной  власти в субъектах РФ устанавливается  ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя  и федеральным законом об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти, но такого закона не было до 1999 года. Субъекты РФ на основе Конституции и договоров о разграничении принимали Уставы, которые зачастую противоречили Конституции РФ.

Информация о работе Правовое государство