Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:53, курсовая работа
В работе я хочу изучить и проанализировать следующие вопросы: возникновение и развитие учения о правовом государстве, все составляющие правового государства, его становление и развитие в России. Современная Российская действительность, со всей присущей ей консервативностью, указывает на необходимость скорейшего радикального пересмотра ряда ранее сложившихся подходов к рассмотрению правового государства и проблем, связанных с ним.
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Предпосылки формирования правового государства………...……………….4
§ 1. Возникновение и развитие учения о правовом государстве………………………………………………………………..……..4
§ 2. Проблемы и пути формирования правового государства в России…………………………………..………………………………….11
Глава 2. Принцип функционирования правового государства……………………………………………………...……………...16
§ 1. Понятие правового государства…...……………………………..16
§ 2. Признаки правового государства…………………………...………………………………………...19
Глава 3. Правовое государство современной России……...……………...26
Заключение………………………………………………………………30
Список используемой литературы…………………………………...32
3. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития — третий признак правового государства. Он включает:
• приоритет прав и свобод личности;
• социальную защищенность;
• социальную справедливость.
В
социально-политической жизни свобода
человека выступает как его право.
Правовое государство признает за индивидом
определенную сферу свободы, в пределах
которой вмешательство
Правовой
характер свободы индивида выражается
в различных сферах общественной
жизни. В современном демократическом
государстве объективное право
свободы воплощается в
Отношения между государством и гражданином должны строиться на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями (отзыв депутата); ответственность правительства перед представительными органами; дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.
На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.
Правовой характер взаимной ответственности государства и личности — важная составная часть объективно складывающегося в обществе права, а не продукт волеизъявления государства. Соблюдение правовых требований — юридическая обязанность всех, и прежде всего государства. Этим подчеркивается неотчуждаемость естественных прав человека в правовом государстве.
4. Взаимная ответственность личности и государства. Она проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство не только вправе требовать от личности выполнения ее обязанностей, установленных законом, но и само несет ответственность перед личностью, выполняя определенные обязанности. Следовательно, человек может требовать от государства исполнения его обязанностей, в частности обеспечения реальности закрепленных в Конституции прав и свобод, своей безопасности со стороны государства, своей собственности, восстановления нарушенных прав и свобод, устранения препятствий к их осуществлению.
В
правовом государстве должны быть законодательно
закреплены возможности, позволяющие
личности требовать от государства
исполнения его обязанностей. Такие
возможности предоставляет
5. Четкое разграничение функций общества и государства. Понятия государства и общества не тождественны, их следует различать.
Государство
проявляет заботу об обществе или, напротив,
паразитирует или даже сокрушает
общественный организм. По мере того как
общество переходит в своем
6. Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права. В соответствии с Конституцией общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы. Отсюда следует, что они входят в систему права Российской Федерации. С учетом теории и практики международного права под общепризнанными принципами и нормами следует понимать принципы или нормы общего международного права, получившие всеобщее признание. К этому следует добавить, что каждая такая норма или принцип должны быть признаны обязательными и Российской Федерацией. Без такого признания они не могут стать частью ее правовой системы.
Источниками общепризнанных принципов и норм международного права по смыслу ст. 38 Статута Международного суда ООН являются: международные конвенции (как общие, так и специальные), международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы, общие принципы права, признанные цивилизованными народами.
Исходя
из этого, общепризнанные принципы и
нормы международного права могут
иметь договорно-правовую форму (например,
Устав ООН), существовать в форме
международного обычая (в частности,
принцип свободы открытого
Таковы
основные характеристики правового
государства. В них концентрируются
общечеловеческие ценности, сформированные
в процессе длительного развития
государственно-
Глава 3.
Правовое государство
в современной России.
В Конституции РФ нашли свое признание и нормативное закрепление все три основных аспекта правовой государственности – гуманитарно-правовой (права и свободы человека и гражданина), нормативно-правовой (конституционно-правовая природа и требования ко всем источникам действующего права) и институционально-правовой (система разделения и взаимодействия властей).7
Действующая конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, конституировала РФ как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства и республиканской формой правления. Кроме того, Конституция определяет РФ как социальное государство и как светское государство. Определенная глава Конституции посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы в соответствии с нормами международного права.
Реальные
демократические преобразования в
праве начались со второй половины 80-х
годов в годы перестройки, особенно после
поражения августовского (1991г.) путча.
Получил общее признание принцип "правового
государства", были отменены репрессивные,
иные реакционные институты и положения, стали развиваться
система правосудия (созданы Конституционный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации). В октябре 1991г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной.
Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека - главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.
В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.8
Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического государства.
Конституционная модель российской правовой государственности остается еще не сформированной до конца. Поэтому первоочередной является задача доведения до конца процесса формирования всех конституционных институтов. Наряду с существенными достоинствами конституционная модель РФ имеет и ряд недостатков, т.к. процесс формирования правового государства в РФ сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. В России пока не удалось реализовать в полной мере ни одного из основных принципов правового государства.
Грубо нарушается в стране принцип верховенства закона. Достаточно распространенной является практика принятия представительными и исполнительными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам. Значительная часть норм, закрепленная федеральным законодательством, не реализуется, действует лишь формально. Часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд. Государство оказывается неспособным обеспечить в должной мере права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, соц. обеспечения. Принцип разделения властей в Конституции закреплен таким образом, что законодательная власть не способна организовать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению реализации федеральных законов.9
В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы.
Таким
образом, основная задача состоит в
том, чтобы наконец преодолеть застарелый
порок российской власти – тенденцию
к ее монополизации и
Заключение.
На
данный момент нет альтернативы правовому
государству, если мы принимаем общечеловеческую
систему ценностей западной цивилизации.
Таким образом, государство занимает в
политической системе центральное место,
обусловливаемое его природой и назначением
как особого инструмента, с помощью которого
осуществляется политическая власть экономически
господствующего класса. Сохранение и
упрочнение политической власти возможно
лишь тогда, когда государство интегрирует
интересы всех слоев населения. Стремясь
обеспечить объединение общественных
сил, их сотрудничество, гражданское согласие,
оно взаимодействует с другими субъектами
политической системы как ее основа, придавая
обществу устойчивость и способность
к развитию.