Правовое государство: проблемы теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

В работе я хочу изучить и проанализировать следующие вопросы: возникновение и развитие учения о правовом государстве, все составляющие правового государства, его становление и развитие в России. Современная Российская действительность, со всей присущей ей консервативностью, указывает на необходимость скорейшего радикального пересмотра ряда ранее сложившихся подходов к рассмотрению правового государства и проблем, связанных с ним.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Предпосылки формирования правового государства………...……………….4
§ 1. Возникновение и развитие учения о правовом государстве………………………………………………………………..……..4
§ 2. Проблемы и пути формирования правового государства в России…………………………………..………………………………….11
Глава 2. Принцип функционирования правового государства……………………………………………………...……………...16
§ 1. Понятие правового государства…...……………………………..16
§ 2. Признаки правового государства…………………………...………………………………………...19
Глава 3. Правовое государство современной России……...……………...26
Заключение………………………………………………………………30
Список используемой литературы…………………………………...32

Работа содержит 1 файл

Теория государства и права России.docx

— 61.82 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ 

Федеральное государственное  автономное образовательное

учреждение  высшего профессионального  образования

«Южный  федеральный университет» 

Факультет юридический

Кафедра Теории и истории  государства и  права России 
 
 
 
 

Курсовая работа  

по 

Теории государства и права России 
 
 

Правовое  государство: проблемы теории 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 1 курса 5 группы ОЗО 

Омельченко  Марина Владимировна 

Проверил: доктор юридических наук,

профессор Любашиц Валентин Яковлевич 
 
 
 
 
 
 
 

г. Ростов-на-Дону

2012 г.

Содержание 

                                                                                                                             стр. 

     Введение…………………………………………………………………...3 

Глава 1. Предпосылки формирования правового                                                                   государства……………………………………………………...……………….4 

     § 1. Возникновение и развитие учения о правовом государстве………………………………………………………………..……..4

     § 2. Проблемы и пути формирования правового государства в России…………………………………..……………………………………….11 

Глава 2. Принцип функционирования правового государства……………………………………………………...……………...16 

     § 1. Понятие правового государства…...……………………………..16

     § 2. Признаки правового  государства…………………………...………………………………………...19 

Глава 3. Правовое государство  современной России……...……………...26 

     Заключение………………………………………………………………30 

     Список  используемой литературы…………………………………...32 
 
 
 

Введение.

     Вопросы, связанные с правовым государством, всегда вызывают глубокий интерес. Они  актуальны в современных условиях, т.к. мы живем в стране, которая  по Конституции является правовым государством. С практической точки зрения изучение явления правового государства  может показать путь, формы, методы, которые целесообразно использовать в сложившейся ситуации при создании правового государства в России.

     Существуя в рамках огромного исторического  времени, правовое государство не было, конечно, застывшим. Оно изменялось и развивалось, отражая процессы, происходившие в этих социальных структурах. В течение длительного  времени данная область деятельности была ареной ожесточенной и бесплодной политической и идеологической конфронтации.

     Следует также отметить что государство  и право не только зависят друг от друга, но в то же время и сохраняют  определенную самостоятельность. Но это  не означает, что такая взаимосвязь  и взаимозависимость относится  лишь к определенному типу государства  и не имеет общего фундаментального характера. Независимо от типа, формы  или просто преходящих обстоятельств  по отношению к государству и  обществу право всегда выступает  прежде всего как регулятор. Оно  регулирует в обществе экономические, политические и иные отношения. В  этом заключается одна из его функций  и назначений. Устанавливая конкретные права и обязанности сторон (граждан, должностных лиц), право вносит определенный порядок в общество и государство, создает юридические предпосылки для его активности и эффективности.

     Но  плачевным является и тот факт, что на практике общество знакомо  с ролью и функциями права  лишь понаслышке, по этому, возвращаясь  к вышесказанному, хотелось бы отметить, что право по отношению к любому обществу, к различным сторонам его жизни, а так же к государствам, выполняет разнообразные роли.

     Тема  данной работы – Правовое государство: проблемы теории. В ней я хочу изучить и проанализировать следующие вопросы: возникновение и развитие учения о правовом государстве, все составляющие правового государства, его становление и развитие в России. Современная Российская действительность, со всей присущей ей консервативностью, указывает на необходимость скорейшего радикального пересмотра ряда ранее сложившихся подходов к рассмотрению правового государства и проблем, связанных с ним.  

Глава 1. Предпосылки формирования правового государства.

§ 1. Возникновение и  развитие учения о  правовом государстве.

     Представления о государстве как организации, осуществляющей деятельность на основе закона, начали формироваться уже  на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового  государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители  античности (Сократ, Демокрит, Аристотель, Платон, Цицерон и др.) пытались выявить  такие связи и взаимодействия между правом и государственной  властью, которые бы обеспечивали гармоничное  функционирование общества той эпохи. Они считали, что наиболее разумна  и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой  закон общеобязателен как для  граждан, так и для самого государства.

     Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению античных философов, считается справедливой государственностью. Рост производственных сил, изменения  социальных и политических отношений  в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают  новые подходы к государству  и пониманию его роли в организации  общественных дел. Центральное место  в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного  органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

     В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности с  позиций историзма изложили прогрессивные  мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Воден. В своей теории Н. Макиавелли на основе многовекового опыта существования  государства прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принципы политики. Цель государства он видел  в возможности свободного пользования  имуществом и обеспечении безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса  о государственных формах предпочтение отдавалось республике, поскольку именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы. Воден определяет государство как  правовое управление многими семействами  и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы  обеспечить права и свободы.

     В эпоху ранних буржуазных революций  значительный вклад в разработку концепции правовой государственности  внесли прогрессивные мыслители  Г. Греции, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и др.

     Голландский юрист Г. Греции был первым выдающимся теоретиком школы естественного  права. Согласно его теории существует право естественное и право волеустановленное. Источником естественного права  является природа человека, человеческий разум. К предписаниям естественного  права он относит воздержание  от чужого имущества, обязанности соблюдения обещаний, возмещение виновного ущерба, а также «воздаяние» людям  заслуженного наказания. Волеустановительное  право, исходящее от государства, должно всецело соответствовать принципам  естественного права. Правовые институты  феодализма объявлялись Г. Греции противоречащими природе человека, поэтому выдвигалось требование нового права, «отвечающего законам разума». Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех.

     Нидерландский философ Б. Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование  демократического государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные права и свободы человека. Он утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.1

     Английский  философ Т. Гоббс разработал ряд  прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни, которые  впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями. К их числу  относятся обоснование формального  равенства перед законом, незыблемость договоров. Т. Гоббс отстаивал понимание  свободы человека как права делать все то, что не запрещено законом, и тем самым заложил теоретические  основы наиболее эффективного принципа правового регулирования общественных отношений.

     Английский  философ Дж. Локк был классическим выразителем правовых представлений  буржуазного общества в противоположность  феодальному. Государство, которое  создается для охраны естественных прав человека, подчеркивал Дж. Локк, устанавливает законы для устройства и учреждения собственности, а также  использует общественные силы для исполнения этих законов и для защиты от внешних  нападений. В таком государстве  господствует закон, обеспечивающий естественные неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства. Свобода людей в условиях правового  государства состоит «в незыблемом для всех правиле, установленном  законодательной властью, суть которого выражается в свободе следовать  собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека».2

     Американский  просветитель Т. Джефферсон, автор «Декларации  независимости Соединенных Штатов Америки», практически воплощает идеи правового государства на американском континенте. С позиции теории общественного договора и естественных неотчуждаемых прав человека он подвергает критике монархическую форму правления и отстаивает принцип народного суверенитета. Декларация Т. Джефферсона торжественно провозглашает, что существуют неотчуждаемые права человека, для обеспечения которых создается государство. Путем включения в Декларацию естественные права человека превратились в субъективные права отдельных индивидов по отношению к государству как к целому. Для официальной государственной доктрины это было совершенно новое положение, так как прежде считалось, что правами людей наделяет государство.

     Значительный  вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности  в этот период внесли также Вольтер, Гельвеции, Руссо, Пейн и другие видные мыслители.

     Немецкий  философ И. Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное  место в которой занимает человек, личность. Важнейшим принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обусловливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как «объединение множества, людей, подчиненных правовым законам».3 Там, где государство действует на основе конституционного права, отвечает общей воле народа, там государство правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной деятельности. В правовом государстве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину.

     Философская концепция правового государства, по И. Канту, оказала значительное влияние  на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового  строительства цивилизованного  общества.

     Прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в лице Р. Иеринга, Г. Еллинека, Л. Дюги, М. Ориу, Р. Паунда, Г. Спенсера оттачивала элементы теории правового государства с позиций своего времени и опыта прошлого. Если отвлечься от субъективных оценок, то большинство авторов сходилось во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же подзаконен, как и гражданин. Р. Иеринг, например, считает, что правовая государственность имеет место лишь там, где государственная власть сама подчиняется предписанному ею порядку, где она приобретает окончательную правовую прочность. Лишь при господстве права процветают национальное благосостояние, торговля и промыслы, развертываются присущие народу «умственные и нравственные силы».

Информация о работе Правовое государство: проблемы теории