Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:53, курсовая работа
В работе я хочу изучить и проанализировать следующие вопросы: возникновение и развитие учения о правовом государстве, все составляющие правового государства, его становление и развитие в России. Современная Российская действительность, со всей присущей ей консервативностью, указывает на необходимость скорейшего радикального пересмотра ряда ранее сложившихся подходов к рассмотрению правового государства и проблем, связанных с ним.
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Предпосылки формирования правового государства………...……………….4
§ 1. Возникновение и развитие учения о правовом государстве………………………………………………………………..……..4
§ 2. Проблемы и пути формирования правового государства в России…………………………………..………………………………….11
Глава 2. Принцип функционирования правового государства……………………………………………………...……………...16
§ 1. Понятие правового государства…...……………………………..16
§ 2. Признаки правового государства…………………………...………………………………………...19
Глава 3. Правовое государство современной России……...……………...26
Заключение………………………………………………………………30
Список используемой литературы…………………………………...32
Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д.И. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.И. Радищева, П.И. Пестеля, Н.М. Муравьева и других мыслителей, подвергавших обоснованной критике беззакония феодализма.
Теоретическую
завершенность русская
В.М.
Гессен определяет правовое государство,
опираясь на фундаментальные воззрения
западной политико-правовой мысли. «Правовым
называется государство, которое признает
обязательным для себя, как правительства,
создаваемые им же, как законодателем,
юридические нормы. Правовое государство
в своей деятельности, в осуществлении
своих правительственных и
С.А. Котляревский придерживается кантовской теории взаимосвязанности и обоюдной ответственности государства и личности друг перед другом, гарантией которых является разделение властей. Практическую значимость для современной государственно-правовой жизни имеет его вывод о роли суда как основного органа, обеспечивающего реальную обоюдную ответственность государства и личности. Такой суд должен быть конституционным, абсолютно независимым от кого бы то ни было и пользоваться непререкаемым доверием народа. Утрата этого доверия колеблет начала правосудия, а вместе с тем и начала правового государства.
В
послеоктябрьский период в России в
силу ряда объективных и субъективных
факторов идеи правового государства
вначале были поглощены требованиями
революционного правосознания, а затем
полностью исключены из реальной
жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении
реальной власти в руках партийно-
Советская
государственно-правовая наука в
период тоталитаризма не воспринимала
идею правового государства, считая
ее буржуазной, диаметрально противоположной
классовой концепции
В
последние годы в русле реформаторских
процессов, проходящих в стране, произошли
серьезные изменения в научных
взглядах на государство и право,
четко обозначились новые подходы
к оценке их роли в политической
системе общества. Используя научный
арсенал прошлого и настоящего, практический
опыт построения и функционирования
правовой государственности в современных
цивилизованных странах, отечественное
правоведение, философская, экономическая
и политическая мысль наметили реальные
контуры будущего правового государства
в нашем обществе. Концептуальные положения
и пути формирования правового государства
с учетом конкретных условий развития
страны излагаются в трудах С. Алексеева,
А.В. Венгерова, В.Е. Гулиева, Н.Н. Деева,
В.Д. Зорькина, В.Н. Кудрявцева, Б.М. Лазарева,
Р.З. Лившица, В.С. Нерсесянц, М.И. Пискотина,
Ю.А. Тихомирова, Б.И. Топорнина, Р.А. Халфиной,
В.Н. Хропанюка, З.М. Черниловского, В.А.
Четвернина и др.
§ 2. Проблемы и пути формирования правового государства в России
Идея формирования правового государства существовала в России и до, и после октября 1917 г. Однако в силу ряда причин правовому государству не суждено было утвердиться. Причины заключались в следующем:
• право в России никогда не имело достаточной ценности и самоценности;
• правовой нигилизм был присущ и русской бюрократии;
• гражданам России свойственно было искать высшую справедливость в монархе, верховном правителе и т.д.;
• стоящим у власти всегда было свойственно объявлять правом свою волю;
•
протяженность границ, пестрый национальный
состав, исторические условия формирования
российской государственности
После октября 1917 г. к перечисленным причинам добавились и другие: некоторые исходные идеи большевизма, отрицающие преемственность в правовом развитии, общечеловеческое содержание в праве, естественно-правовые ценности; обесценивание права и закона в ходе революции и гражданской войны; отсутствие правовой культуры в революционной среде, включая правящий класс; возвышение исполнительных органов над законодательными; возвеличивание карательных учреждений; культ вождя и др.
Немецкий советолог К. Вестей, оценивая конституционное развитие СССР, писал: «Достигнутое сегодня состояние правового развития в Советском Союзе есть только первый маленький шаг в теоретическом признании господства права». Как в дальнейшем пойдет правовое развитие, автор не брался предугадать.
Действительность не раз ломала различные прогнозы. Идея правового государства вначале лишь декларировалась. Затем она стала избирательной программой народных депутатов, нашла законодательное воплощение. Но, увы, была не раз сокрушена реальной жизнью.
Попробуем
разобраться, что есть у нас от
правового государства, чего никогда
недоставало, а также что необходимо
предпринять для его
• провозглашение принципа «Все во имя человека, все для блага человека». Недоставало проведения этого принципа в жизнь, но само закрепление его является своего рода реальным достижением;
• провозглашение государства общенародным. Конечно, в действительности оно так и не сложилось. Однако такое провозглашение создавало правовые предпосылки для борьбы за установление государства народа и для народа;
• особую совокупность аксиом, норм и принципов, которые составляли основу как правотворческой, так и правоприменительной деятельности государства. Это своего рода естественное право. К сожалению, последнее монопольно формировалось одной партией, что приводило к узурпации прав общества в целом;
• законы и другие нормативные акты, составляющие правовую основу государственной и общественной жизни;
• провозглашение весьма широкого круга прав и свобод граждан, реально не обеспеченных и не гарантированных;
• провозглашение принципа законности в деятельности государственных органов и организаций граждан.
Вместе с тем нам не хватало подлинной законности в реальных отношениях и, более того, чувства законности как в рядовой массе, так и в среде правящих. Ряд гарантий прав и свобод или отсутствовал, или нуждался в серьезном усилении. Недоставало не только компетентности многим руководящим работникам и должностным лицам, но и независимости ряда органов в исполнении ими государственных функций. До недавнего времени не признавался примат прав и интересов личности перед интересами общества и государства; не существовало официально признаваемых общечеловеческих норм, которые бы опосредовали действие всех других прав и принципов; не было признания официальными кругами и восприятия в массовом сознании того обстоятельства, что государство не может чего-то сделать ни при каких условиях (признание пределов государственной деятельности); не признавалась теория разделения властей, теория сдержек и противовесов в механизме государства; не работал институт непосредственного народного волеизъявления (референдум).
Фактом
отсутствия каких-либо институтов и
неразвитости соответствующих процессов
обусловлена потребность в
В
условиях ориентации на свободный рынок
естественны разгосударствление социальной
жизни, свертывание командно-нажимных
методов руководства и
В
связи с созданием института
президентской власти необходимы повышение
авторитета и роли представительных
органов, совершенствование
Интересы
демократии диктуют необходимость
плюрализации общественных сил (партий,
движений, объединений и формирований
граждан) в ходе взаимного их влияния
на государство. Каждая из властей в
государстве может служить
Каждая
из указанных ветвей власти признает
верховенство закона среди других нормативных
актов во всех сферах общественной
жизни. Это элементарное требование
режима законности. Поэтому правовое
государство иногда ошибочно отождествляют
с государством строгой законности.
О законности могут проявлять
заботу в любом, даже не в правовом
государстве, в том числе фашистском,
тоталитарном. Понятие «государство
законности» ориентирует на сферу
правоприменения, область реализации
права. Категория «правовое
Демократический процесс создания правового государства предполагает широкое участие всех интеллектуальных сил общества: научных учреждений, общественно-политических движений и партий, центральных и местных государственных органов, отдельных граждан. Он включает в себя постановку вопроса, его обсуждение, выявление общего консенсуального мнения как по существу проблемы, так и относительно ее решения.
Суть
правового государства выходит
за рамки формально-юридических
установлений законодательного процесса.
Если в последнем имеет значение,
кто формально обладает правом законодательной
инициативы, кто и в каком порядке
составляет законопроект, кем и куда
он направляется, как обсуждается, голосуется,
публикуется и т.д., то формирование
правовых постулатов требует обращения
в первую очередь к содержательно-