Правовое государство: проблемы теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

В работе я хочу изучить и проанализировать следующие вопросы: возникновение и развитие учения о правовом государстве, все составляющие правового государства, его становление и развитие в России. Современная Российская действительность, со всей присущей ей консервативностью, указывает на необходимость скорейшего радикального пересмотра ряда ранее сложившихся подходов к рассмотрению правового государства и проблем, связанных с ним.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Предпосылки формирования правового государства………...……………….4
§ 1. Возникновение и развитие учения о правовом государстве………………………………………………………………..……..4
§ 2. Проблемы и пути формирования правового государства в России…………………………………..………………………………….11
Глава 2. Принцип функционирования правового государства……………………………………………………...……………...16
§ 1. Понятие правового государства…...……………………………..16
§ 2. Признаки правового государства…………………………...………………………………………...19
Глава 3. Правовое государство современной России……...……………...26
Заключение………………………………………………………………30
Список используемой литературы…………………………………...32

Работа содержит 1 файл

Теория государства и права России.docx

— 61.82 Кб (Скачать)

     Для формирования правового государства  имеет едва ли не определяющее значение этнический фактор. При всей общности человеческих проблем, при одинаковости вытекающих из них норм просматриваются  и особенные проблемы, свойственные населению конкретной страны в данных исторических условиях, государство, если оно стремится быть правовым, не может игнорировать состав и характер населяющих страну народов.

     Правовое  государство не может безнаказанно порывать с существующей властью, которая  пользуется у населения авторитетом. Речь идет не об отдельных служителях власти, а об органах как таковых.

     Разгон  Учредительного собрания не повысил  авторитет большевиков, укрепил  диктаторский режим и еще больше отдалил Россию от правового государства. Учреждение президентского правления, как представляется, повлекло за собой  скорее негативные последствия. Во всяком случае, праву в этом аспекте больше бы соответствовали законы, укрепляющие  традиционно сложившуюся исполнительную власть, а правовому государству  в большей степени отвечало бы полновластие в сфере законодательной  деятельности высшего представительного  органа, работающего на профессиональной основе.

     Очевидно, пройдут десятилетия, пока идея правового  государства воплотится в действительность. Пока же его формирование протекает  скачкообразно, по формуле «Шаг вперед—  два шага назад». Позитивный результат  зависит от того, насколько успешно  будут преодолеваться обстоятельства, препятствующие созданию правового  государства. Закрепление в ст. 1 Конституции принципа правового  государства следует трактовать не как достигнутое завоевание, а  в качестве Цели, которая должна определять организацию и функционирование всей государственной системы.

     Глава 2. Принцип функционирования правового государства.

     § 1. Понятие правового государства.

     Правовое  государство — многомерное развивающееся  явление. В ходе общественного прогресса  оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство представляет такую форму организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях, с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показал, что в тоталитарных государствах регулярно издавались юридические акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование было антиподом правового государства.

     Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, акционерной, кооперативной и др.) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

     Социальную  основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, объединяющее свободных граждан — носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства, с отказом от приоритета «обезличенного» производства над социально-экономическими, политическими и духовными интересами граждан. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. Правовое государство — это одновременно и социальное государство.

     Нравственную  основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Режим правовой государственности реально утверждает высшие нравственные ценности человека, обеспечивает их определяющую роль в жизни общества, исключает произвол и насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным воззрениям и т.п.6 Духовная насыщенность государственной жизни в значительной степени определяет нравственную зрелость общества в целом, уровень его цивилизованности, гуманизм в социально-экономических и политических отношениях.

     Правовое  государство — это суверенное государство, которое концентрирует  в себе суверенитет народа, наций  и народностей, населяющих страну. Осуществляя  верховенство, всеобщность, полноту  и исключительность власти, такое  государство гарантирует свободу  общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве, будучи важным показателем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол. Государство применяет силу в разумных (правовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение нарушает свободу других людей, либо угрожает ей.

     Политическая  природа государства наиболее четко  проявляется в его суверенитете. Именно в суверенитете концентрируется  вся гамма потребностей и интересов  различных звеньев политической системы общества. Благодаря суверенитету координируются интересы государственных  и негосударственных организаций, достигается их справедливое правовое равновесие и свободное развитие.

     Рассмотрим  теперь основные признаки правового  государства. 

§ 2. Признаки правового государства.

     1. Верховенство и  господство права  (в широком смысле) и закона (в более  узком). Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающие право как исторически развивающуюся в общественном сознании, расширяющуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, демократии, рыночного хозяйства и т.п. Идея господства права в жизни общества и государства — современный этап тысячелетних поисков сверхисточника для государственного нормотворчества. Его видели то в божественной воле, то в воле народа, то в экономическом базисе и т.п.

     Идея  господства права выражается в гл. 1 Конституции в том, что государство  не создает, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат  им от рождения (ч. 2 ст. 17), а только признает их, соблюдает и защищает их носителя — человека, его права и свободы как высшую ценность (ст. 2). Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием (ст. 18). Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.

     В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и  защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает  общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать  объективные потребности общественного  развития на началах равенства и  справедливости. Именно поэтому закон  обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать  закону. Законы регулируют наиболее важные стороны общественной жизни. Они определяют меру свободы в жизненно важных сферах, охраняют нравственные ценности общества (например, законы о собственности, о предпринимательстве, об акционерных обществах, об общественных объединениях, о свободе совести, о печати и др.). Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов, но, ни в коем случае не «совершенствовать», не «подправлять», не «изменять» их.

     В то же время правовой закон не допускает  своеволия законодателя. В законах  должны выражаться объективно складывающиеся общественные отношения, тенденции  их развития и самообновления. Различного рода законодательные ограничения  и запреты субъективного характера  подрывают основы правового государства, сдерживают общественный прогресс.

     Основной  закон правового государства  — конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной  и общественной жизни. Конституция  представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать  все текущее законодательство. Никакой  другой правовой акт государства  не может противоречить конституции. Ее приоритет — неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство — это конституционное государство.

     Верховенство  закона, и прежде всего Конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе.

     2. Принцип разделения  властей. Данный принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой — под-законность исполнительной и судебной властей. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой.

     Законодательная власть обладает верховенством, поскольку  она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет, в конечном счете, правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права, выраженным в них.

Однако  верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы ее действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она контролируется народом и специальными конституционными органами, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

     Исполнительная  власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Ее деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные  лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные  законом права или обязанности  граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она выполняет  функции подзаконной власти, действует  на началах законности. Сдерживание  исполнительной власти достигается  также посредством ее подотчетности  и ответственности перед представительными  органами государственной власти. В  правовом государстве каждый гражданин  волен обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и  должностных лиц в судебном порядке.

     Судебная  власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто  бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве вершится только судебными  органами. Никто не может присвоить  себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется  только законом, правом и не зависит  от субъективных влияний законодательной  или исполнительной власти. Независимость  и законность правосудия являются важнейшей  гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

     С одной стороны, суд не может присваивать  себе функции законодательной или  исполнительной власти, с другой —  его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает  сдерживающим фактором, предупреждающим  нарушение правовых установлений, и  прежде всего конституционных, как  законодательными, так и исполнительными органами государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Информация о работе Правовое государство: проблемы теории