Правовое государство и гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 10:13, курсовая работа

Описание работы

Россия пошла по пути строительства правового государства. Образцом для подражания нам служат передовые западные страны, которые добились значительных успехов во многих областях человеческой деятельности. Соблазны западного изобилия терзают души многих россиян. «Живут же люди. А чем мы хуже?»- такие мысли мелькают у многих. То, что мы не хуже их, а, скорее всего лучше – это убеждение прочно сидит в подсознании у каждого. «Что нам стоит построить правовое государство!» - думает неискушенный обыватель. А, в самом деле, какую цену придется заплатить?

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
1. Исходные предпосылки исследования……………………………………5
2. Правовое государство : сущность , основные черты……………………..8
2.1.Конституция …………………………………………………………9
2.2.Права человека и их гарантии …………………………………….15
2.3.Суд…………………………………………………………………...24
2.4.Демократия и гражданское общество…………………………….25
3. Перспективы России в построении правового государства………….31
Заключение………………………………………………………………….33
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Правовое государство.docx

— 67.42 Кб (Скачать)

Новый период в истории государства западнизма еще только начался. Претензии государства на роль правителя всей внутренней жизни общества встречают, естественно, сопротивление. Пока тут можно говорить о стремлении государства к максимально возможному для него контролю над подвластным обществом, и о стремлении каких-то сил общества к максимально возможной для них независимости от государства. В результате их борьбы рождается какой-то компромисс и срастание государства с противоборствующими силами. Но что бы при этом ни произошло, любой результат так или иначе будет развитием государственности, пока она не достигнет логического предела.

Разделение  властей сохраняет, конечно, какое-то значение. Но не то, какое этому придается  в речах и сочинениях теоретиков и политиков. Оно сохраняет, в частности, значение внутренней самозащиты одних частей системы власти от заселения других, то есть роль средства предохранения не столько от тирании системы власти по отношению к подвластному обществу, сколько от тирании в рамках самой системы власти независимую от ее отношения к обществу.

Приведенные факты подтверждают мысль о том, что государство расширяет свои функции в жизни западного общества, а идея о разделении властей на практике оказалась нереализованной. Реалии оказались далеки от первоначальной идеи.

Что скрывается за словосочетанием «гражданское общество»? 

Решающей  социально-экономической предпосылкой правового государства является гражданское общество.

Политические  характеристики гражданского общества наилучшим образом концентрируются  ныне в понятии правового государства. Правовое государство, по сути дела, политическая ипостась гражданского общества: их взаимодействие принципиально складывается по правилам соотношения формы и содержания.10 Нерасторжимые и проникающие друг в друга, они олицетворяют целостность общества, подчиняющуюся законам кибернетики, а не логике известной притчи о «курице или яйце» (см. приложение 3).

Снова приходится согласиться с автором книги  «Запад», который пишет, что «гражданское общество», как и большинство  понятий социальных наук, является смутным и много - мысленным. Еще  с ХVIII века идет традиция включать в гражданское общество экономические, религиозные, моральные, национальные и другие негосударственные феномены. Это словоупотребление объяснимо условиями тех веков, когда западнизму приходилось еще утверждаться в борьбе с феодализмом, который олицетворялся государством. В XX веке западнизм победил бесповоротно.11

  Государственность  стала адекватной социальной  организации и экономике. И  уже в рамках западнизма стали выделять некоторую совокупность социальных явлений, отличающихся как от явлений государственности, так и от экономики. Но и в этом случае, как правило, происходило и до сих пор происходит смешение двух словоупотреблений - нового и старого.

Вышеупомянутый  автор употребляет выражение  «гражданское общество» как обозначение  совокупности добровольных негосударственных и неделовых (неэкономических) объединений граждан с целью защиты своих частных интересов, а также с целью защиты общих интересов, игнорируемых государством и деловыми кругами.

Таким образом, единого понятия термина «гражданское общество» не существует.  Но, тем  не менее, совокупность всех социальных явлений, которые связывают с гражданским обществом, играют немаловажную роль в функционировании правового государства.

  1. ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИИ В ПОСТРОЕНИИ ПРАВОВОГО

ГОСУДАРСТВА

 

Уже десяток  лет Россия усиленно строит правовое государство. Западные учителя нам усердно помогают в этом строительстве. Больших результатов позитивного характера Россия не достигла. Зато негативными «успехами» Россия поразила даже наших западных партнеров.

Возможно, в России построить правовое государство? Принципиально это осуществимо  при наличии ряда условий, сходных с условиями, при которых сформировалось западное общество. Нужно длительное время, минимум лет сто. Нужен соответствующий человеческий материал с психологическими чертами современного западного человека. Нужна соответствующая организация общества с преобладанием делового аспекта в первичных клеточках общества. Нужны зависимые народы для успешной экономической деятельности. Для формирования всех необходимых условий десятка лет явно недостаточно,

А какого вида демократию можно построить  довольно быстро? Предлагаю к рассмотрению ситуацию, которую опишу ниже. Намного  ли такая картина далека от действительности?

 Стране  навязываются внешние атрибуты  западной политической системы - многопартийность, парламент, свободные выборы, президент и т.п. Но они тут являются лишь прикрытием режима совсем не демократического, а скорее диктаторского (авторитарного). Эксплуатация страны в интересах Запада осуществляется силами незначительной части населения, наживающейся за счет этой нации. Эти люди имеют высокий жизненный стандарт, сопоставимый с таковым самых богатых слоев Запада.

Колонизируемая  страна доводится до такого состояния, что становится неспособной на самостоятельное  существование. В военном отношении  она деморализуется настолько, что  ни о каком сопротивлении и  речи быть не может. Вооруженные силы сохраняются лишь для того, чтобы  сдерживать протесты населения и  попытки оппозиции изменить ситуацию.

До жалкого  уровня низводится национальная культура. Место ее занимают самые примитивные  образцы западной культуры, вернее - псевдокультуры Запада, массам населения предоставляется суррогат демократии в виде распущенности, ослабленного контроля со стороны властей, доступные развлечения, система ценностей, избавляющая людей от усилий над собой и от моральных ограничений.

Эту  картинку изменить ее в лучшую сторону  будет проблематично по той причине, что западные страны сформировались исторически в национальные государства: как социальные образования более высокого сравнительно с прочим человечеством уровня организации, как своего рода «надстройка» над прочим человечеством. Они развили в себе силы и способности доминировать над другими народами, покорять их. А историческое стечение обстоятельств дало им ... возможность использовать свои преимущества.

Западные  страны сложились не сами по себе, не изолированно от окружающего мира, а как часть суперструктур, имевших иерархическую структуру зависимости и подчинения: 1)метрополия; 2) зависимые страны и народы различной степени зависимости; 3)колонии различного уровня.

Это стремление западных стран к образованию  мировой суперструктуры не исчезло, а приняло новую форму и усилилось.

 Основные  черты нового периода этого  процесса таковы: 1) западные страны покоряют планету не поодиночке, а совместно; 2) теперь они стремятся организовать все человечество так, как это соответствует их интересам.

Россия  в качестве равноправного партнера Западу не нужна, это очевидно. Место  России уже определено. Это место  сырьевого придатка Запада и его  экспансионистских устремлений.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государство – это форма организации  общества. Развитие  и становление  государства – естественно исторический процесс, связанный с крупным  общественным разделение труда.

По своему устройству государство  есть многоаспектное социальное образование, имеет свои задачи, функции, формы.

Формирование правового государства  в нашей стране жизненная необходимость. Только правовое государство делает общество гражданским. Делает возможным  свободное развитие каждой личности и всего общества.

Подводя итоги данной работы, можно сказать, что поставленные задачи выполнены, а цели - достигнуты. Границы исследования были оговорены во введении. Сущность правового государства была выявлена, источники, условия и тенденции развития этого социального феномена - определены. Конституция, разделение властей, многопартийность, демократический режим, права и свободы - все это внешние стороны правового государства.

Все люди рождаются свободными и равными  в своем достоинстве и правах.  

Соблюдение государством прав и  свобод человека и гражданина предполагает не только их провозглашение и законодательное  закрепление в конституции страны, но и создание реальной возможности  отстаивания и защиты этих прав и  свобод всеми доступными и законными  способами. Конституция РФ признает право гражданина защищать  свои законные права, свободы и интересы всеми способами, не запрещенными законом. Каждый гражданин может использовать для защиты своих прав, свобод и  интересов все предусмотренные  Конституцией РФ и иными нормативно-правовыми  актами механизмы их защиты.  При  нарушении или ущемлении его  прав гражданин может использовать все виды обжалования в соответствующих  органах государственной власти и управления, обращаться к общественности и в средства массовой информации, создавать комитеты или движения в свою защиту, проводить различные виды пикетирования в разрешенном законодательством порядке. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии с международными договорами Российской Федерации каждый в праве обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.12

Граждане Российской Федерации  получили право обращаться с жалобами в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге. Европейский Суд  по правам человека рассматривает жалобы только на действия или решения органов  государственной власти и не принимает  к рассмотрению обращения, направленные против частных лиц и негосударственных  организаций. Все выше перечисленные явления и являются показателем, что Россия стремится к построению правового государство

 

Список литературы

1. Конституция  РФ. М., 2004.

2. Всеобщая  декларация прав человека. М., 2005.

3. Европейская  Конвенция о защите прав человек  и основных свобод 1950 г.  М., 2004.

4.Барнашов  А.М. Теория разделения властей:  становление, развитие, применение. Томск, 1988.

5. Батурин Ю.М., Лившиц Р.З. Социалистическое  правовое государство: от идеи  к осуществлению. М., 1989.

6. Борисенков А.С. Политическая Россия сегодня. М., 1993.

7. Гоббс Т. О государстве. Сочинения.  В 2-х т. Т. 2. М., 1991.

8. Джон Локк. Сочинения: В 3-х  т. М., 1988.

9. Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий  политической и государственной  власти в условиях формирования  гражданского общества \\ Гос-во и право. 1994. №7.

10. Зиновьев А. «Запад». М., 2001.

11.  Ильин А.Н., Коваль В.И. две  стороны одной медали: гражданское  общество и государство \\ Полис. 1992. № 1,2.

Керимов А. Д. Парламентские представительства  как средство контроля за исполнительной властью (Пятая Французкая республика) \\ Государство и право. 1992 № 1.

12.Комаров С.А. Личность в политической  системе российского общества (политико-правовое  исследование). Саранск, 1995.

13. Комаров  С.А. Советское общенародное государство  и личность. Красноярск, 1986.

14.Кудрявцев  В.Н. Лукашова Е.А. Новое политическое  мышление и права человека \\ Вопросы  философии. 1990. №5.

15. Кучинский В.А Личность. Свобода. Право. М., 1978.

16. Малько  А.В. Об ограничении прав и  свобод человека и гражданина  в проекте Конституции РФ \\ Гос-во и право. 1993. №3.

17.Матузов  Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.

18. Мушинский В.О. Правовое государство и правопонимание \\ Сов. гос-во и право. 1990. №2.

19.Нерсесянс В.С. Правовое государство:  история и современность. \\ Вопросы  философии. 1989. №2.

20. Ордещук П. К. Американская политическая система: поиск эффективной демократии // Свободная мысль. 1991. № 14.

21. Право и власть. М., 1990.

22.Права человека. Сборник международных  документов. М., 1986.

23. Руссо Ж-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди людей (1755) \\ Избранные сочинения в 3-х тт. М., 1961.

24.Теория государства и права. \ Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. М., 2001.

25.Теория государства и права \  Под ред. Г.Н. Манова. М., 2001.

26. Шайкенов Н.А. Правовое обеспечение интересов личности. Свердловск, 1990.

27. Энгельс Ф. Происхождение семьи,  частной собственности и государства.  М., 1985.

28. Язык закона. М., 1990.

1 Зиновьев А. «Запад». М., 2001.

2 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1985.

3 Теория государства и права. \ Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. М., 2001.

 

4 Керимов А. Д. Парламентские представительства как средство контроля за исполнительной властью (Пятая Французкая республика) \\ Государство и право. 1992 № 1.

5 Теория государства и права \  Под ред. Г.Н. Манова. М., 2001.

6 Руссо Ж-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди людей (1755) \\ Избранные сочинения в 3-х тт. М., 1961.

7 Керимов А. Д. Парламентские представительства как средство контроля за исполнительной властью (Пятая Французкая республика) \\ Государство и право. 1992 № 1.

8 Ордещук П. К. Американская политическая система: поиск эффективной демократии // Свободная мысль. 1991. № 14.

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество