Правовое государство и гражданское общество в их соотношении

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

В процессе исследования были сформулированы следующие задачи:
– рассмотреть понятие правового государства и гражданского общества, их основные принципы и черты;
– рассмотреть связь правового государства и гражданского общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4
Глава 1. Правовое государство 4
1.1 Понятие правового государства 4
1.2 Принципы правового государства 7
Глава 2. Гражданское общество 12
2.1 Понятие гражданского общества 12
2.2 Принципы гражданского общества 15
Глава 3. Соотношение правового государства и гражданского общества. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 29

Работа содержит 1 файл

Курсовая к защите.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

     Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для функционирования демократических форм государства, для утверждения правовой государственности. И, наоборот, чем меньше развито гражданское  общество, тем больше оснований для наличия авторитарных и тоталитарных режимов власти.

     Развитость  гражданского общества определяется не столько степенью охвата слоёв населения, сколько уровнем развития свободы  личности, признаваемой в этом обществе. Реальная же свобода личности становится возможной в обществе подлинной демократии, где не государство и политическая власть господствуют над обществом и его членами, а общество имеет безусловное господство по отношению к государству. Такое общество и называется гражданским, а государство – правовым.

     Следовательно, наличие гражданского общества может  расцениваться как важнейший  признак правового государства, в котором власть обеспечивает надёжную защиту прав и свобод человека и  гражданина.

     Вот как рассматривает соотношение правового государства и гражданского общества известный ученый правовед Четвернин В. А.: «в контексте «гражданское общество – государство» последнее можно рассматривать, с одной стороны, как публично-правовую ассоциацию, включающую в себя всех граждан. С другой стороны, государство выступает в отношения с гражданским обществом как публично-властный аппарат, или «государство в узком смысле». Именно аппарат, а не совокупность граждан (народ), осуществляет государственную власть. Граждане же (отдельные граждане, их объединения и вся совокупность граждан) сами по себе могут лишь участвовать в формировании и осуществлении государственной власти».20 Однако здесь следует заметить, что если «государство в узком смысле» будет правовым, то его «публично-властный аппарат» станет регулироваться гражданским обществом, то есть возможность граждан непосредственно участвовать в осуществлении государственной власти будет значительно шире, помимо того она (эта возможность) будет подкреплена законом, и с такой конструкцией функционирование всех систем общества, в том числе и правовой,  станет наиболее результативным, а общество, в данном контексте, называемое гражданским, будет абсолютно удовлетворено действиями государственной власти.

     Государство (государственный аппарат) выступает в качестве управляющей системы по отношению к гражданскому обществу как управляемой системе. Вместе с тем гражданское общество функционирует как саморегулирующаяся социальная система, детерминирующая государство. В том, что гражданское общество – система саморегулирующаяся и одновременно управляемая, нет противоречия. Оно саморегулируется, в частности, так, что само для себя формирует управляющую систему – аппарат государственной власти. Саморегулирующееся общество задаёт параметры и пределы государственного вмешательства. В этом заключается демократический принцип взаимоотношений гражданского общества и государства. Вместе с тем государство как управляющаяся система способно и к авторитарному воздействию на управляемую систему. Причем, авторитарное регулирование свидетельствует о неразвитости гражданского общества, о недостаточной разделённости публичной и частной сфер, государства и общества.

     Само  гражданское общество как совокупность частных индивидов никуда не девается, только теперь оно функционирует не само по себе, как если бы оно было самостоятельной и последней исторической реальностью, а в составе целого, материализованного – в государстве. Соответственно частные интересы – теперь уже не просто частные интересы, подлежащие удовлетворению, во что бы то ни стало, а выражение и продолжение общих интересов, общего блага, субъектом которого является общество в целом, народ, нация, государство.

     Гражданское общество на пути к правовому государству развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Правовое государство – это государство, обслуживающее потребности гражданского общества, назначение которого – обеспечить свободу и благосостояние граждан. Государство в собственном смысле слова по своей глубинной природе и социальному предназначению – это политическая сила (организация), предназначенная для охраны права и действующая сама в границах права. Именно связанность правом и отличает действительное государство (государство в собственном смысле) от иных политических организаций, от иных форм внеправового господства и властвования.

     Для охраны своих прав и свобод люди образуют государство – политическую силу, главное предназначение которой  – охрана естественных и неотчуждаемых прав человека. В сущности, естественные права человека – это безусловные притязания индивида на свободную самореализацию в обществе и государстве. Сначала они складываются в общественном правосознании, а затем уже формируются и гарантируются в конституциях и законах. Каждый человек рождается свободным и равным другому человеку, каждый от рождения обладает неотчуждаемым кругом основных прав. Государство может выполнять свою основную функцию в том случае, если оно принадлежит народу – всем людям, его образовавшим и образующим нацию.

     Государство, которое не опирается на гражданское  общество, не упирается в него и  не сдерживается им, столь же опасно, как и гражданское общество, которое  не снимается в национальном государстве, не объединяется им в новую общезначимую целостность. «Соответственно: в современном обществе и для современного общества институционально-государственная мораль, которая не базируется на индивидуальной морали и корректируется ею, также разрушительна, как и индивидуальная мораль, которая не поднимается до институционально-государственной морали, не дополняется ею».21 Итак, государство по природе своей – правовой союз граждан и служить оно должно обществу, безопасности человека, а свобода в государстве достигается лишь в том случае, когда власть ограничена правом и строится на принципе относительной самостоятельности законодательных, исполнительных и судебных органов.

     Словосочетание  «гражданское общество и  правовое государство» корректно лишь в известной  мере, в понятийном плане, когда слова, хоть и соединяются союзом «и», но находятся по разные стороны от него. Правовое государство, по сути дела, – политическая ипостась гражданского общества. Их взаимодействие в принципе складывается по законам соотношения формы и содержания. Нерасторжимые и проникающие друг в друга, они олицетворяют целостность общества как такой системы, в которой прямые и обратные связи находят нормальное и прогрессивное проявление. В понятии правового государства заключено важнейшее требование гражданского общества к государству – правовыми методами обеспечивать социальную справедливость, защищенность каждого. «Гражданское общество может существовать только в связке с правовым государством, то есть там, где и государство в целом, и каждый гражданин в отдельности находится в одинаковом положении перед законом, где установлены чёткая иерархия законов, главенство конституции»22.

     Связанность правового государства и личности взаимными правами и обязанностями  в гражданском обществе не исчерпывается объяснением их неотчуждаемости. Это лишь основание, на котором возвышаются различные социально-экономические, политические, культурные и личные права, закреплённые в конституционном праве и других отраслях законодательства.

     Таким образом, можно сделать следующие вводы о взаимоотношения правового государства и гражданского общества: 

       –  во-первых, гражданское общество  является одним из важнейших  условий формирования правового  государства, а правовое государство,  по сути дела, – политическая  ипостась гражданского общества.

     – во-вторых, противоречия правового  государства снимаются наличием развитого гражданского общества, а  столкновения между членами гражданского общества регулируются справедливыми  законами правового государства.

           – в-третьих, правовое государство – это такое государство, которое обеспечивает реализацию потребностей гражданского общества, а оно, в свою очередь служит показателем развития личности в таком государстве.

           – в-четвёртых, правовое государство  и личность связаны взаимными правами и обязанностями в гражданском обществе, что служит основанием для развития других прав, закреплённых в законодательстве.

           –  в-пятых, необходимость создания  правового государства в гражданском  обществе, обуславливается желанием людей защитить свои права и свободы. То есть гражданское общество – общество свободных индивидов, образует государство, призванное охранять их личные права и свободы. А такое государство имеет место называть правовым.

           –   в-шестых, государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры, но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние. Гражданское общество так же  оказывает воздействие на все сферы деятельности государства: правотворческую (одобрение, внесение дополнений, предложение новых законопроектов); правоисполнительную, давая оценку тем или ним мероприятиям проводимым правительством, партии или иные общественные организации и объединения выражают потребности общества и могут заставить правительство действовать в их интересах; правоохранительную (хотя эта сфера государственной деятельности труднее всего поддаётся контролю и воздействию со стороны общества, тем не менее, средства массовой информации, как одна из общественных структур, может значительно повлиять на ход того или иного дела).

           –    в-седьмых, в паровом  государстве все его граждане, то есть члены гражданского  общества, и государственные органы, в лице должностных лиц, одинаково  равны перед законом и за  совершение правонарушений несут  ответственность в строго установленных законом рамках.

Итак, ограничусь эти количеством аргументов, доказывающих, что правовое государство и гражданское общество – вполне соотносимые понятия,  взаимосвязанные между собой и зависящие напрямую друг от друга. Хотя если немного подумать, то конечно можно найти ещё очень много точек соприкосновения этих двух явлений.

     Заключение

     Вот я и подошла  к окончанию  своей работы. Многое было сказано  по данной проблеме, да и многое можно  ещё сказать. Подводя итог каждой работе, нужно делать выводы. Дабы не повторяться, не буду говорить о понятиях правового государства и гражданского общества, а остановлюсь на главном вопросе работы – на их соотношении.

     В ходе исследования, я использовала различные материалы статей из научных  журналов, учебную литературу, где учёные правоведы выражали свои мысли на этот счёт. Но, прежде чем делать какие-либо выводы из их рассуждений, мне бы хотелось сказать, что эта работа многому научила меня: анализировать статьи, пользоваться научной литературой, понимать её язык; но самое главное, это то, что в процессе исследования у меня появились некоторые собственные мысли по данной проблеме соотношения правового государства и гражданского общества. Разумеется, что просто так им неоткуда было взяться – многое пришлось прочитать, многое изучить, над многим задуматься. Конечно во всём этом мне помогли разобраться наши учёные правоведы, юристы, такие как: Кистяковский Б. А., Четвернин В. А., Гусейнов А. А., Венгеров А. Б., Малько А. В., Козлихин  И. Ю., Кудрявцев В. Н. и многие другие.

     Так вот, какие же выводы я сделала  для себя, касательно данной проблемы соотношения этих двух непростых  явлений нашего общества:

     – во-первых, мысли о правовом государстве  и гражданском обществе начали оформляться  ещё со времён античности, и приблизительно в один и тот же период, о чём свидетельствуют труды различных философов той эпохи. Конечно же люди того времени ещё не знали таких понятий, но идея их начала формироваться уже тогда. Обобщая данное рассуждение, можно сделать вывод о том, что эти два явления сосуществуют и развиваются одновременно;

     - во-вторых, в процессе своего развития  люди постепенно осознали необходимость  правового государства и, следовательно,  гражданского общества. Там где  появлялись идеи о правовом  государстве, там же сразу возникала необходимость гражданского общества, и наоборот. Это, прежде всего, свидетельствует о том, что эти два явления не могут достигнуть своего совершенства друг без друга;

     – в-третьих, любое государство, стремящееся  стать правовым, обязательно должно предоставить некую свободу своим гражданам, возможность жить без вмешательства государственной власти в сферу своих отношений. Государство должно охранять и защищать интересы своего народа, а он в свою очередь будет законопослушным. Немаловажна здесь роль закона, и именно справедливого, позволяющего гражданам осуществлять свои права в полном объёме, но в  то же время, ограничивающего их права по отношению к правам и свободам других граждан. Ведь не зря одна мудрая истина гласит: «свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». Роль закона обуславливается также абсолютным равенством всех перед ним: и простого гражданина, и самого законодателя – в лице государственных органов. То есть, можно сказать, что одним из условий образования правового государства является наличие гражданского общества; для гражданского же общества необходимо правовое государство, как регулятор отношений между гражданами.

     Таким образом, я постаралась привести ряд аргументов, доказывающих, что  эти два явления тесно взаимосвязаны между собой и развитие одного напрямую зависит от развития другого, те есть смело можно сказать, что правовое государство и гражданское общество – это две стороны одной медали. 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы:

       Нормативно-правовые акты:

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество в их соотношении