Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 18:05, курсовая работа
В процессе исследования были сформулированы следующие задачи:
– рассмотреть понятие правового государства и гражданского общества, их основные принципы и черты;
– рассмотреть связь правового государства и гражданского общества.
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4
Глава 1. Правовое государство 4
1.1 Понятие правового государства 4
1.2 Принципы правового государства 7
Глава 2. Гражданское общество 12
2.1 Понятие гражданского общества 12
2.2 Принципы гражданского общества 15
Глава 3. Соотношение правового государства и гражданского общества. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 29
Чем
более развито гражданское
Развитость гражданского общества определяется не столько степенью охвата слоёв населения, сколько уровнем развития свободы личности, признаваемой в этом обществе. Реальная же свобода личности становится возможной в обществе подлинной демократии, где не государство и политическая власть господствуют над обществом и его членами, а общество имеет безусловное господство по отношению к государству. Такое общество и называется гражданским, а государство – правовым.
Следовательно, наличие гражданского общества может расцениваться как важнейший признак правового государства, в котором власть обеспечивает надёжную защиту прав и свобод человека и гражданина.
Вот как рассматривает соотношение правового государства и гражданского общества известный ученый правовед Четвернин В. А.: «в контексте «гражданское общество – государство» последнее можно рассматривать, с одной стороны, как публично-правовую ассоциацию, включающую в себя всех граждан. С другой стороны, государство выступает в отношения с гражданским обществом как публично-властный аппарат, или «государство в узком смысле». Именно аппарат, а не совокупность граждан (народ), осуществляет государственную власть. Граждане же (отдельные граждане, их объединения и вся совокупность граждан) сами по себе могут лишь участвовать в формировании и осуществлении государственной власти».20 Однако здесь следует заметить, что если «государство в узком смысле» будет правовым, то его «публично-властный аппарат» станет регулироваться гражданским обществом, то есть возможность граждан непосредственно участвовать в осуществлении государственной власти будет значительно шире, помимо того она (эта возможность) будет подкреплена законом, и с такой конструкцией функционирование всех систем общества, в том числе и правовой, станет наиболее результативным, а общество, в данном контексте, называемое гражданским, будет абсолютно удовлетворено действиями государственной власти.
Государство (государственный аппарат) выступает в качестве управляющей системы по отношению к гражданскому обществу как управляемой системе. Вместе с тем гражданское общество функционирует как саморегулирующаяся социальная система, детерминирующая государство. В том, что гражданское общество – система саморегулирующаяся и одновременно управляемая, нет противоречия. Оно саморегулируется, в частности, так, что само для себя формирует управляющую систему – аппарат государственной власти. Саморегулирующееся общество задаёт параметры и пределы государственного вмешательства. В этом заключается демократический принцип взаимоотношений гражданского общества и государства. Вместе с тем государство как управляющаяся система способно и к авторитарному воздействию на управляемую систему. Причем, авторитарное регулирование свидетельствует о неразвитости гражданского общества, о недостаточной разделённости публичной и частной сфер, государства и общества.
Само гражданское общество как совокупность частных индивидов никуда не девается, только теперь оно функционирует не само по себе, как если бы оно было самостоятельной и последней исторической реальностью, а в составе целого, материализованного – в государстве. Соответственно частные интересы – теперь уже не просто частные интересы, подлежащие удовлетворению, во что бы то ни стало, а выражение и продолжение общих интересов, общего блага, субъектом которого является общество в целом, народ, нация, государство.
Гражданское общество на пути к правовому государству развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Правовое государство – это государство, обслуживающее потребности гражданского общества, назначение которого – обеспечить свободу и благосостояние граждан. Государство в собственном смысле слова по своей глубинной природе и социальному предназначению – это политическая сила (организация), предназначенная для охраны права и действующая сама в границах права. Именно связанность правом и отличает действительное государство (государство в собственном смысле) от иных политических организаций, от иных форм внеправового господства и властвования.
Для охраны своих прав и свобод люди образуют государство – политическую силу, главное предназначение которой – охрана естественных и неотчуждаемых прав человека. В сущности, естественные права человека – это безусловные притязания индивида на свободную самореализацию в обществе и государстве. Сначала они складываются в общественном правосознании, а затем уже формируются и гарантируются в конституциях и законах. Каждый человек рождается свободным и равным другому человеку, каждый от рождения обладает неотчуждаемым кругом основных прав. Государство может выполнять свою основную функцию в том случае, если оно принадлежит народу – всем людям, его образовавшим и образующим нацию.
Государство,
которое не опирается на гражданское
общество, не упирается в него и
не сдерживается им, столь же опасно,
как и гражданское общество, которое
не снимается в национальном государстве,
не объединяется им в новую общезначимую
целостность. «Соответственно: в современном
обществе и для современного общества
институционально-
Словосочетание «гражданское общество и правовое государство» корректно лишь в известной мере, в понятийном плане, когда слова, хоть и соединяются союзом «и», но находятся по разные стороны от него. Правовое государство, по сути дела, – политическая ипостась гражданского общества. Их взаимодействие в принципе складывается по законам соотношения формы и содержания. Нерасторжимые и проникающие друг в друга, они олицетворяют целостность общества как такой системы, в которой прямые и обратные связи находят нормальное и прогрессивное проявление. В понятии правового государства заключено важнейшее требование гражданского общества к государству – правовыми методами обеспечивать социальную справедливость, защищенность каждого. «Гражданское общество может существовать только в связке с правовым государством, то есть там, где и государство в целом, и каждый гражданин в отдельности находится в одинаковом положении перед законом, где установлены чёткая иерархия законов, главенство конституции»22.
Связанность
правового государства и
Таким образом, можно сделать следующие вводы о взаимоотношения правового государства и гражданского общества:
– во-первых, гражданское общество
является одним из важнейших
условий формирования
– во-вторых, противоречия правового государства снимаются наличием развитого гражданского общества, а столкновения между членами гражданского общества регулируются справедливыми законами правового государства.
– в-третьих, правовое государство – это такое государство, которое обеспечивает реализацию потребностей гражданского общества, а оно, в свою очередь служит показателем развития личности в таком государстве.
– в-четвёртых, правовое
– в-пятых, необходимость
– в-шестых, государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры, но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние. Гражданское общество так же оказывает воздействие на все сферы деятельности государства: правотворческую (одобрение, внесение дополнений, предложение новых законопроектов); правоисполнительную, давая оценку тем или ним мероприятиям проводимым правительством, партии или иные общественные организации и объединения выражают потребности общества и могут заставить правительство действовать в их интересах; правоохранительную (хотя эта сфера государственной деятельности труднее всего поддаётся контролю и воздействию со стороны общества, тем не менее, средства массовой информации, как одна из общественных структур, может значительно повлиять на ход того или иного дела).
– в-седьмых, в паровом
государстве все его граждане,
то есть члены гражданского
общества, и государственные органы,
в лице должностных лиц,
Итак, ограничусь эти количеством аргументов, доказывающих, что правовое государство и гражданское общество – вполне соотносимые понятия, взаимосвязанные между собой и зависящие напрямую друг от друга. Хотя если немного подумать, то конечно можно найти ещё очень много точек соприкосновения этих двух явлений.
Вот я и подошла к окончанию своей работы. Многое было сказано по данной проблеме, да и многое можно ещё сказать. Подводя итог каждой работе, нужно делать выводы. Дабы не повторяться, не буду говорить о понятиях правового государства и гражданского общества, а остановлюсь на главном вопросе работы – на их соотношении.
В ходе исследования, я использовала различные материалы статей из научных журналов, учебную литературу, где учёные правоведы выражали свои мысли на этот счёт. Но, прежде чем делать какие-либо выводы из их рассуждений, мне бы хотелось сказать, что эта работа многому научила меня: анализировать статьи, пользоваться научной литературой, понимать её язык; но самое главное, это то, что в процессе исследования у меня появились некоторые собственные мысли по данной проблеме соотношения правового государства и гражданского общества. Разумеется, что просто так им неоткуда было взяться – многое пришлось прочитать, многое изучить, над многим задуматься. Конечно во всём этом мне помогли разобраться наши учёные правоведы, юристы, такие как: Кистяковский Б. А., Четвернин В. А., Гусейнов А. А., Венгеров А. Б., Малько А. В., Козлихин И. Ю., Кудрявцев В. Н. и многие другие.
Так вот, какие же выводы я сделала для себя, касательно данной проблемы соотношения этих двух непростых явлений нашего общества:
– во-первых, мысли о правовом государстве и гражданском обществе начали оформляться ещё со времён античности, и приблизительно в один и тот же период, о чём свидетельствуют труды различных философов той эпохи. Конечно же люди того времени ещё не знали таких понятий, но идея их начала формироваться уже тогда. Обобщая данное рассуждение, можно сделать вывод о том, что эти два явления сосуществуют и развиваются одновременно;
-
во-вторых, в процессе своего развития
люди постепенно осознали
– в-третьих, любое государство, стремящееся стать правовым, обязательно должно предоставить некую свободу своим гражданам, возможность жить без вмешательства государственной власти в сферу своих отношений. Государство должно охранять и защищать интересы своего народа, а он в свою очередь будет законопослушным. Немаловажна здесь роль закона, и именно справедливого, позволяющего гражданам осуществлять свои права в полном объёме, но в то же время, ограничивающего их права по отношению к правам и свободам других граждан. Ведь не зря одна мудрая истина гласит: «свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». Роль закона обуславливается также абсолютным равенством всех перед ним: и простого гражданина, и самого законодателя – в лице государственных органов. То есть, можно сказать, что одним из условий образования правового государства является наличие гражданского общества; для гражданского же общества необходимо правовое государство, как регулятор отношений между гражданами.
Таким
образом, я постаралась привести
ряд аргументов, доказывающих, что
эти два явления тесно взаимосвязаны
между собой и развитие одного напрямую
зависит от развития другого, те есть смело
можно сказать, что правовое государство
и гражданское общество – это две стороны
одной медали.
Нормативно-правовые акты:
Информация о работе Правовое государство и гражданское общество в их соотношении