Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 18:05, курсовая работа
В процессе исследования были сформулированы следующие задачи:
– рассмотреть понятие правового государства и гражданского общества, их основные принципы и черты;
– рассмотреть связь правового государства и гражданского общества.
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4
Глава 1. Правовое государство 4
1.1 Понятие правового государства 4
1.2 Принципы правового государства 7
Глава 2. Гражданское общество 12
2.1 Понятие гражданского общества 12
2.2 Принципы гражданского общества 15
Глава 3. Соотношение правового государства и гражданского общества. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 29
Право
и правопорядок существуют и развиваются
только при демократическом
Принцип верховенства правового закона означает, что закон как выражение воли народа находится во главе иерархии нормативно-правовых актов и имеет высшую юридическую силу. Однако не всякий закон может быть назван правовым. Под правовым законом понимается такой закон, который отвечает определенным правовым принципам и не противоречит естественным и неотчуждаемым правам и свободам человека. «Закон – это не продукт произвольной деятельности государства, – пишет В. Н. Кудрявцев, – он должен отвечать демократическим правовым принципам равенства и справедливости»7. Правовое государство начинается там, где законодатель понимает принципы ограничения своей воли реальными объективными правовыми отношениями, в основе которых лежат свобода и равенство их участников. Исходя из этих критериев следует говорить о верховенстве права, его господстве в общественной жизни.
Истоком приоритета права в демократически устроенном обществе служат естественные, неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, обусловленные социальной природой личности. Правовое государство строится на безусловном признании неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, на их конституционном закреплении и судебной защите. Люди от природы равны и свободны, имеют незыблемые права, из которых вытекают и их обязанности перед другими людьми и обществом. Права и свободы личности не являются особым даром власти, они коренятся в общественном строе, но непременно должны быть признаны и закреплены и гарантированы государством в основном законе. Внутригосударственное законодательство должно соответствовать международным пактам и договорам, провозглашающим основные права и свободы личности. Основные права и свободы российских граждан закреплены в Конституции Российской Федерации, однако они слабо гарантированы, требуют эффективной защиты со стороны государства.
Однако если бы в Конституции не были закреплены основные права и свободы граждан (свобода совести, вероисповедания, слова, неприкосновенность личности и тд. (глава 2 Конституции Российской Федерации), то различные группы лиц обязательно бы сталкивались в различных вопросах. Именно наличие соответствующих прав и свобод, закреплённых в законодательстве, будет являться регулятором этих столкновений. Нарушение же установленных законом прав, как и любое нарушение, должно быть наказуемо. 8
Становление правовой государственности предполагает и новый тип отношений между личностью и государством. Это принцип взаимной ответственности личности перед государством и государства перед личностью. Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, перспектив его развития. Все отношения между гражданином и государством строятся только на основании закона, т. е. гражданин несет ответственность перед государством только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено в законодательных актах. Государство, определяя меру свободы личности, также ограничивает и себя в собственных действиях и решениях. В случае если орган государственной власти или должностное лицо своими действиями или бездействием причинили вред гражданину, то государство должно возместить ущерб в полном объеме, независимо от вины конкретного причинителя вреда. Все споры по поводу права между гражданином и государством подлежат рассмотрению в суде. Государство на конституционном уровне устанавливает эффективные формы контроля и надзора за осуществлением законов.
Важнейшим принципом организации и деятельности правового государства является принцип разделения государственной власти на относительно самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную, которые должны составлять так называемую систему «сдержек и противовесов». Главным смыслом принципа разделения властей является не простое обособление их друг от друга, а взаимное сдерживание властей ради обеспечения свободы личности. Принцип разделения властей направлен на обеспечение конституционных прав и свобод личности, которые могут быть гарантированы только при самостоятельном функционировании этих ветвей власти. Суть концепции разделении властей заключается в разграничении (разделении) функций органов государственной власти: законодательная деятельность, исполнение законов, отправление правосудия должны осуществляться самостоятельно. Согласно теории разделения властей соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом, эти ветви власти должны быть разделены (разграничены). С помощью разделения властей государственные органы действуют в рамках своей компетенции самостоятельно, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, предусматриваются формы воздействия во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власти. Однако речь не идет о полном отделении друг от друга законодательных, исполнительных и судебных органов, об уравнении этих органов. В правовом государстве существует механизм взаимного контроля законодательной, исполнительной и судебной властей, при сохранении каждой значительной степени независимости от другой власти.
Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, важнейшими средствами воздействия Парламента на исполнительную власть является утверждение и контроль за исполнением бюджета страны.9
Существенным свойством правового государства является авторитетное и независимое, основанное на общедемократических принципах и на правовом законе, справедливое правосудие. Основная задача суда – охрана прав и свобод человека и гражданина от произвола административной власти и от любых иных правонарушений. Правосудие – высшая гарантия прав и свобод граждан, средство обеспечения правовой законности в деятельности государственного управления, должностных лиц и граждан, правовой способ упрочения в стране общественного порядка и общественной безопасности, функционирования правовой государственности в целом. Судопроизводство должно быть основано на гласности и состязательности сторон, на презумпции невиновности. Судебная власть не должна подменять собой законодательную или исполнительную власть. Но ни законодательные, ни исполнительные органы не должны присваивать себе функции суда. Основной закон государства закрепляет принцип независимости, несменяемости судей и подчинения судов только закону.10
Таковы основные черты и принципы правового государства. Таким образом, заканчивая рассмотрение вопроса о правовом государстве, следует подвести итог, на основе всего выше сказанного, о том, что право и государство должны взаимно функционировать и только тогда в нашем обществе возможно наличие такого явления как правовое государство.
Понятие гражданского общества весьма многозначно. Все ученые и мыслители по-разному подходят к данному определению. Но, в независимости от времени, места и национальных особенностей государства, упоминание о гражданском обществе постоянно присутствовало в мыслях людей. Ещё в древности (античность, Рим) начали зарождаться истоки гражданского общества. Я же в данной работе решила отразить мнения ученых правоведов с позиции современных представлений о гражданском обществе.
Анализируя мнения различных учёных по данному вопросу о понятии гражданского общества, я остановилась на рассмотрении материалов «Круглого стола» в журнале «Государство и Право», тема обсуждения как раз затрагивала тему моей работы. Давайте же посмотрим, как учёные правоведы подходят к определению гражданского общества.
О желательности и необходимости гражданского общества сказано и написано много. Только видят в нём часто не то, чем оно является на самом деле. Вот так Межуев В. М. говорит об отношении власти и общества к терминам «гражданин», «гражданство» в советский период. «При коммунистах гражданство было синонимом государственного подданства, а слово «гражданин» - термином языка, на котором подданный говорил с властью («гражданин начальник»), а власть с подданным («пройдёмте, гражданин»)».11 Люди осознавали себя гражданами по отношению к государству, но не к другу, те есть слово «гражданин» говорило нам о его зависимости от государства, хотя должно было указывать на обратное.
О гражданском обществе как актуальной задаче мы начали говорить в связи с демократическими преобразованиями в стране. О разносторонности этого понятия в период образования Российской Федерации говорит, один из участников «Круглого стола», Гусейнов А. А. «В одном случае под гражданским обществом понимается структурная единица (сфера) общества, обозначающая зону между индивидом и государством; в другом – общество в целом, рассматриваемое к тому же в качестве цели, идеала; в третьем – совокупность налогоплательщиков, которые, как считается, нанимают государственных чиновников; в четвёртом – негосударственная сфера политической жизни, в качестве типичного выражения которой фигурирует, в частности, многопартийность; в пятом – неполитические формы общественной активности типа гражданских инициатив и т. п.».12 Однако, при всей размытости, неопределённости фактического содержания, понятие гражданского общества во всех своих многообразных контекстах имеет, тем не менее, позитивный ценностный смысл. «Никто не может сказать толком, что такое гражданское общество, но все знают, что это хорошо».13 Гражданское общество – зрелая стадия исторического развития общества. Гражданское общество формируется по мере того, как все члены общества признаются в равной мере свободными – субъектами, обладающими естественными и неотчуждаемыми правами и свободами.
Гусейнов А. А. так же рассматривает статус гражданского общества в период Нового времени, ведь именно тогда определение этого понятие было наиболее обоснованным, четким и обусловленным спецификой эпохи. «Понятие гражданского общества приобретает категориальный статус в социально-политической мысли Нового времени; в этом качестве его ещё нет в более ранние эпохи, и оно исчезает в последующие. Именно историческое содержание Нового времени – становление буржуазного общества – определило его основные смыслы. Здесь можно отметить следующее: гражданское общество есть синоним общества в собственном смысле слова – общество, рассмотренное во всём многообразии его материальной и духовной продуктивной деятельности. При этом общество, в отличие и в противовес различным волюнтаристским версиям истории, рассматривается как форма жизнедеятельности народа, результат труда больших масс людей».14
Гражданское общество политически активно и организованно. Оно участвует в управлении страной и, кроме способности ассоциироваться (в партии, союзы, движения), способно поддерживать с государством, которое оно создаёт, равноправные, договорные (конституционные) отношения, включающие социальный контроль власти. «Гражданское общество формируется одновременно в приватной сфере, сфере индивида, где он развивается как личность, и в публичной, где формируются и коллективизируются его гражданские качества, в ассоциативной жизни общества – демократических учреждениях и процедурах, партиях, союзах, движениях и тд. Залог успешного формирования гражданского общества, таким образом, не в государственном вмешательстве, а в развитии этих двух сфер», – с такой позиции рассуждал Кравченко И И.15
Гражданское общество – не всё общество, не весь народ и тем более, не вся совокупность населения страны, а лишь лучшая, наиболее развитая и динамичная, связанная с прогрессом часть социума. Поэтому подлинно гражданское общество может составлять лишь меньшую и даже незначительную часть общественного целого. Эта часть может сужаться и расширяться с тенденцией охватить в более или менее отдалённой перспективе большинство либо общество в целом. Поэтому гражданское общество – состояние и составная часть общественного и исторического процесса, не только результат, но и показатель, и фактор прогресса общества.
Развитое гражданское общество строится как взаимодействие организованных субъектов. Оно складывается из взаимодействия организованных групп, объединений, учреждений, органов местного самоуправления и других общественных формирований.
Итак, под гражданским обществом мы понимаем, общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним.
«Гражданственность есть мера политической развитости человека, его способности жить не только в семье и собственном доме, но вместе с другими и ради других. И только в таком качестве люди могут образовывать общество, называемое гражданским».16
А сейчас на основе учебной литературы я постараюсь охарактеризовать основные принципы гражданского общества.
Понятие гражданского общества предполагает наличие у него соответствующих принципов, признаков, характеризующих его как гражданское – свободное и независимое от государственной власти. Теперь наиболее подробно рассмотрим эти принципы.
Информация о работе Правовое государство и гражданское общество в их соотношении