Правовое государство и гражданское общество в их соотношении

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

В процессе исследования были сформулированы следующие задачи:
– рассмотреть понятие правового государства и гражданского общества, их основные принципы и черты;
– рассмотреть связь правового государства и гражданского общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4
Глава 1. Правовое государство 4
1.1 Понятие правового государства 4
1.2 Принципы правового государства 7
Глава 2. Гражданское общество 12
2.1 Понятие гражданского общества 12
2.2 Принципы гражданского общества 15
Глава 3. Соотношение правового государства и гражданского общества. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 29

Работа содержит 1 файл

Курсовая к защите.doc

— 169.00 Кб (Скачать)
  1. Гражданское общество – открытое социальное образование.

     Суть  данного принципа состоит в свободе  действий индивида, во всеобщей информированности  и, прежде всего, в реальном осуществлении  права человека на информацию, в возможности взаимодействия с такими же образованиями: обмен информацией, знаниями с зарубежными образовательными учреждениями; научное сотрудничество с различными общественными организациями других стран; так же сотрудничество с международными организациями и объединениями и участие в программах по защите прав и интересов граждан в соответствии с нормами международного права и так далее.

  1. Гражданское общество – сообщество свободных индивидов.

     Данный  принцип означает наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, свободу индивида во всех сферах жизни общества. Гражданское общество стремится к тому, чтобы каждый самостоятельно определился в выборе жизненных целей ценностей. Добиваясь этой цели, в гражданском обществе не всегда удается достигнуть согласия между собой, избежать конфликтов, так как большинство из нас хотят в основном одного и того же, «но для себя и добиваются желаемого по-своему». Однако гражданское общество стремится оберегать людей от всякого рода столкновений, тем самым, избегая различных конфликтов. Все это постепенно приводит к выделению, в качестве самостоятельной ценности в обществе, гражданских прав и свобод каждого индивида. В частности, речь идет о праве на жизнь; личную неприкосновенность; свободное выражение своих мыслей; частную собственность; свободное объединение в союзы, партии.

  1. Гражданское общество – это правовое демократическое

общество. В основе этого принципа лежит наличие в гражданском обществе, как условие его существования – правового государства и его основных принципов. Суть которых заключается в обеспечении и защите прав и свобод граждан, приоритете права и разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, а так же наличие справедливого и гуманного правосудия.

            4.  Гражданское общество — это саморазвивающаяся и самоуправляемая система.

Обосновывая данный принцип необходимо сказать, что индивиды, взаимодействуя друг с другом, реализуя свои интересы и  потребности, объединяясь в различные  организации (партии, профсоюзы и  так далее) – обеспечивают развитие гражданского общества без вмешательства политической силы государства. То есть здесь можно сказать о саморегулировании гражданского общества. Что же касается его самоуправляемости, то одной из характерных черт будет являться возможность проявления гражданской инициативы – деятельности индивидов по осуществлению управления обществом или участия в непосредственном государственном управлении через своих представителей, позволяющей реализовать свой гражданский долг перед страной. Тем самым можно сказать, что здесь гражданское общество имеет собственные источники развития, независимые от государства.

            5.  Гражданское  общество – это плюралистическая и сложноструктурированная система.

Говоря  об этом принципе, следует указать  на то, что любое социальное явление  обладает определёнными качествами, однако гражданское общество составляет более полное, воспроизводимое и устойчивое их содержание. Объясняется это тем, что гражданское общество содержит в себе множество  различных общественных форм и институтов (политические партии, общественные организации, профсоюзы и так далее), которые позволяют реализовать самые разнообразные и необходимые интересы и потребности индивидов. Плюрализм же, как многообразие различных форм гражданского общества, позволяющих осуществить потребности граждан, просматривается во всех сферах жизни общества: в социальной и политической – это возможность участвовать в разнообразных объединениях и организациях, позволяющих проявить свою инициативу, либо же защитить себя от возможного произвола властей или отдельных граждан; в экономической – это многообразие форм собственности (частная, общественная, государственная, акционерная и так далее); в духовной – это свобода вероисповедания, то есть возможность исповедовать любую из существующих религии, а так же, это терпимость по отношению к другим религиям и расам, исключение разного рода дискриминаций.

Выявление и рассмотрение всех выше перечисленных  принципов поможет в дальнейшем провести более точный и объективный  анализ соотношения правового государства  и гражданского общества и сделать  соответствующие выводы.

     Глава 3. Соотношение правового  государства и  гражданского общества.

     Теперь  перейдём к третьему вопросу работы и более подробно рассмотрим соотношение  правового государства и гражданского общества. Вначале работы я воспользовалась  эпиграфом, взятым мною из названия статьи Ильина М. В. и Коваля Б. И., из журнала  Полис: «Две стороны одной медали: гражданское общество и государство». В процессе исследования вопроса я постараюсь доказать данный тезис.

     Решая поставленную задачу, я буду опираться  на мнения ученых правоведов, а так  же воспользуюсь некоторой учебной  литературой.

     О гражданском обществе, так же как о правовом государстве, стали говорить не так давно. И не случайно: гражданское общество – это спутник правового государства. Точнее, правовое государство появляется в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а гражданское общество.

     Современный цивилизованный взгляд на эти проблемы состоит в том, что правовое государство  не противостоит гражданскому обществу, а создаёт для его нормального  функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействии содержаться гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путём, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного развития общества.

     Современная либерально-юридическая теория в  соответствии с традициями либерализма рассматривает гражданское общество и государство как относительно независимые сферы частных и общих интересов. Развитое демократическое правовое государство является социальной ценностью всего человечества, условием развития свободной личности, гарантом сохранения стабильного мира и благополучия. Гражданское общество – это сфера свободной активности, в которой действуют индивидуальные и коллективные субъекты, преследующие частные цели и интересы. «В этом контексте государство выступает как сфера публично-властных отношений, в которых носители властных полномочий, составляющие аппарат государства, обязаны руководствоваться всеобщими интересами».17  Но, для полного формирования правового государства, помимо провозглашения конституционного принципа, прежде всего, нужен определенный уровень материальной обеспеченности людей, развитая экономика, определенный культурный уровень населения. Отсталая страна не в состоянии сформировать правовое государство. В условиях отсутствия демократии правовое государство немыслимо. Правовое государство нельзя установить одним каким-либо актом. Для его становления необходимо создать гражданское общество с достаточно высоким уровнем политической и правовой культуры населения и государственного аппарата, с развитой демократией. Основой правового государства служит развитое гражданское общество, где действует принцип свободы экономической деятельности, основанной на верховенстве правовых законов. Государство – это сфера общих дел тех же субъектов, которые в отношениях гражданского общества выступают как частные лица.

     Вот в каких трёх стратегиях видит  взаимоотношения правового государства  и гражданского общества Соловьёв А. И. «свои основополагающие функции  государство выполняет в первую очередь как сугубо политический институт. Являясь наиболее эффективным инструментом социального властвования, государство воспринимается зачастую как исключительно политическое образование. Не касаясь оценки разнообразных сторон и источников, отметим лишь, что собственно политический характер государства выявляется, прежде всего в сфере межгрупповой конкуренции и борьбы за власть. Из этого вытекает та основная задача государственной политики, которая определяет в данном аспекте характер отношений государства  с гражданским обществом, а именно: укрепление позиции достигшей власти группы или, другими словами, легитимности правящего режима.

     Иная  стратегия отношений образуется во взаимодействии государства с  гражданским обществом, когда государство  выступает как структура, имеющая  своей главной целью не власть (то есть не власть конкретной группы, сословия или класса), а управление, урегулирование и упорядочение социальных взаимоотношений людей. В данном аспекте государство предстаёт уже не как центр властвования, но как орган макроуправления социума, функционально подчинённый последнему, не как институт ориентированный на те или иные групповые (сословные, классовые, корпоративные) приоритеты (в том числе, возможно, и приоритеты большинства общества), а как структура, руководствующаяся общесоциальными задачами, критериями общественной пользы и экономической эффективности.

     Перспективы сотрудничества. У гражданского общества, однако, существуют и другие резервы  активизации. Связаны они с иной гранью социальной активности государства  – с его деятельностью как параполитического объединения граждан. В частности, в отношениях с гражданским обществом оно может выступать и в виде совокупности специфических, определённым образом иерархизированных организаций, усматривающих свою задачу в реализации интересов общества и оказывающих людям конкретные практические услуги. Другими словами, государство может быть некой административной структурой, действующей не согласно законам власти или принципам социального макрорегулирования, а согласно специфической логике служебных и человеческих отношений. Гражданское общество контактирует с государством даже не как партнёр, а как получающий услуги клиент, ещё точнее – как совокупность клиентов определённых государственных организаций и учреждений. Именно в данном аспекте граждане в наиболее зримой форме выступают как носители  социальных, материальных, культурных и прочих потребностей, способ удовлетворения которых является показателем реального отношения к ним государства».18

     Гражданское общество и государство – не равнозначные понятия. С гражданским обществом нельзя смешивать политическое общество (государство и другие институты), так как основной фигурой и содержанием гражданского общества являются приобретающие всеобщее социальное значение человек как личность и его частные интересы и потребности, свободная реализация которых возможна лишь вне политического контроля. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, культурные объединения, научные ассоциации, профсоюзы и др.

     Есть  особая сфера жизнедеятельности  гражданского общества – сфера политического  участия, в которой индивиды, организованные в соответствии со своими частными интересами, одновременно выступают  как граждане, участвующие в формировании государственной власти. Хотя гражданское общество в целом – это неполитическое сообщество, в его рамках действуют так называемые политические объединения, обеспечивающие связь гражданского общества и государства. Сфера политического участия представляет собой систему отношений, связующих неполитическую сферу гражданского общества с политической сферой государства. «Политические объединения лишь называются политическими, в действительности это общественные объединения, которые выражают частные интересы индивидов и социальных групп и которые сами по себе не имеют и не могут иметь политической власти».19 

     Государство оказывает влияние на гражданское  общество, его структуры. Но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние. Структура гражданского общества способны оказать воздействие, прежде всего на правотворческую деятельность государства, критикуя законопроекты, внося в них дополнения, изменения или предлагая новые. Правоисполнительная деятельность государства также является полем активного влияния структур гражданского общества. Оценивая те или иные экономические мероприятия, проводимые правительством, партии или союзы предпринимателей или общества потребителей способны донести до сведения правительства интересы той или иной части общества и заставить правительство действовать в интересах граждан. Правоохранительная деятельность государства в меньшей степени подвержена воздействию со стороны структур гражданского общества по причине её меньшей гласности. И, тем не менее, судебные дела, например, получившие огласку с помощью средств массовой информации, рассматриваются судебными органами более пристально и взвешенно.

     Одним словом, гражданское общество –  питательная среда правового  государства – заставляет государственную  власть умерить свои желания, подчиниться законам, ею принятым, и служить населению всей страны.

     Гражданское общество – это автономная и непосредственно  не зависящая от государства сфера общественных отношений, т.е. система экономических, духовных, культурных, нравственных, правовых, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в различные организации и союзы для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Государство – лишь форма гражданского общества. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих в рамках права, которые служат барьером для монополизации государственной власти. Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества и превращение подданных государства в свободных граждан. Основным препятствием к развитию гражданского общества является доминирование государства над обществом. Верховенство государства по отношению к личности ведет к подчинению и разрушению гражданского общества.

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество в их соотношении