Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:18, курсовая работа
Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества.
В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона (ст.101).
Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров - центральный орган государственного управления (ст. 106). Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом. Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого его члена.
Правительство:
-руководит системой органов
государственного управления и других
органов исполнительной власти;
-разрабатывает основные
направления внутренней и
-разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;
-обеспечивает исполнение
Конституции, законов и
-осуществляет иные полномочия,
возложенные на него
Согласно ст. 108 Конституции Правительство издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Беларуси. Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения.
Основной Закон определил конституционные основы судебно-правовой реформы. К ним прежде всего следует отнести:
-отделение судебной власти
от законодательной и
-защиту судов от влияния политических партий и иных общественных объединений;
-осуществление судебной власти только судом;
-признание прав гражданина
на рассмотрение его дела
-закрепление презумпции невиновности, состязательность и равенство сторон в процессе;
-запрещение создавать чрезвычайные суды;
-определение основополагающих принципов правового статуса судей (независимость, неприкосновенность, запрещение заниматься предпринимательством, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской и т.п.).
Процесс формирования
правового государства не может
рассматриваться в отрыве от процесса
становления и функционирования гражданского
общества. В классическом варианте гражданское
общество складывалось вне и помимо государства,
заполняя ячейки, свободные от государственно-властного
воздействия. Оно во многом противостояло
государству, отвоевывало у него пространство
для самоорганизации и устанавливало
пределы вмешательства в свою жизнь. При
тоталитарных режимах ячеек, не занятых
государством, практически не оставалось.
И
потому функционирование и развитие гражданского общества во многом зависело от деятельности государства, что, естественно, не могло не наложить отпечаток на ход и результаты этого процесса.
Основу гражданского общества составляют отношения различных форм собственности. Если при тоталитарном режиме они сохранились, гражданское общество может восстановиться относительно легко. Сложнее переход от «социалистического» тоталитаризма, характеризуемого единством власти и собственности, к реальному гражданскому обществу. Частная собственность здесь может возникнуть только в результате широкомасштабной приватизации. Но сама по себе приватизация вызывает глубокую трансформацию государственной власти, ибо отторгает ее от распоряжения всей собственностью страны. После реальной приватизации подменять собственника уже не удастся. С ним надо считаться, создавать для него разумные и приемлемые «правила игры», переходить от силовых к современным правовым методам воздействия.
Делать все это власть пока в должной мере не научилась и поэтому опасается потерять контроль над социальными процессами. В целях предотвращения таких последствий государственная власть удерживает «командные высоты» в экономике.
Но если интересам государства приватизация явно не отвечает, то отдельные его представители, владея рычагами государственной власти,
приобрели собственность
и тем самым обеспечили себе переход
в слой частных собственников. Этот
процесс особенно отчетливо наблюдается
в Российской Федерации и других бывших
советских республиках. Отсюда можно сделать
вывод: в условиях посттоталитаризма государственная
власть может стать одним из главных инструментов
первоначального накопления капитала.
Следует признать, что в Республике Беларусь
этот процесс был предотвращен.
Накопленный наукой и практикой опыт позволяет утверждать, что в Беларуси приватизация может пойти по следующей схеме: с одной стороны, сохранится государственный контроль над значительным объемом собственности и общественного производства, а с другой - необходимо всемерное развитие мелкого и среднего бизнеса при существенной экономической (в рамках закона) поддержке государства. Чтобы этот процесс не затянулся, он не должен строиться на бесплодных пожеланиях и рекомендациях, а на прочной правовой основе и с учетом требований социальной справедливости и экономической целесообразности.
Наряду с этим должно происходить укрепление и других институтов гражданского общества: свободы слова, печати, собраний, митингов, объединений. Разумеется, наличие необходимых рамок для реализации указанных свобод необходимо в любом, даже в самом демократическом гражданском обществе. Однако, будучи «дарованными» государством, они не воспринимаются как неотъемлемые права личности, а поэтому нередко защищаются и сдерживаются не правовыми, а административными средствами.
Не должно быть сомнений в том, что либерализация экономики и политики создаст более широкие возможности для проявления личной инициативы, в том числе частного, юридически поддерживаемого бизнеса, подлинно независимых, не пользующихся ни государственным, ни зарубежным финансированием СМИ, общественных объединений и т.д. Если такие структуры, возникнув, устоят перед соблазном перебраться под государственное или зарубежное покровительство и выживут, обратное
движение к недемократическим
формам управления обществом будет
невозможным. Они создадут важнейшую составную
часть гражданского общества, действующую
в качестве инициатора прогрессивных
преобразований, генератора творческих
идей и в то же время весьма полезного
оппонента государственной власти.
Утверждение принципов правового государства в нашей стране как встречало, так и продолжает встречать определенное сопротивление. На наш взгляд, это объясняется тем, что внедрение таких принципов невозможно без отказа от далеко не всегда оправданных командно-административных методов руководства обществом, без преодоления правового нигилизма, волюнтаризма и субъективизма. Это может стать реальностью лишь в условиях установления полной конституционной законности и обеспечения строгой юридической ответственности, что противоречит устремлениям бюрократических элементов в государственном аппарате.
В теоретическом отношении серьезным препятствием на пути формирования правового государства является то, что советская юридическая наука долгое время считала неприемлемой даже саму идею создания правового государства, поскольку эта идея возникла еще в период европейских буржуазно-демократических революций и противоречила партийному единовластию. Такой подход отражал и до сих пор отражает негативное отношение к тем общечеловеческим ценностям, которые складывались тысячелетиями в сфере государственных правовых отношений.
Сегодня ясно, что без добротной теории, а также без участия правоведов в правотворческом процессе практика рискует пойти по неверному пути. Без глубокой научной экспертизы и широкого обсуждения не должен приниматься и проводиться в жизнь ни один законодательный акт.
Юридическая наука призвана, основываясь на идеалах гуманизма и общечеловеческих ценностях, вырабатывать новое, демократическое правовое мышление как составную часть культуры, в центре которой стоит человек, его
права и интересы. Прочными
юридическими и организационными гарантиями
должно быть обеспечено право каждого
человека на подлинную социальную свободу.
Отправной политической и юридической
основой этого процесса является предусмотренное
ст. 1 Конституции
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИДЕИ
2.ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ
ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА………………...
3.ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО
ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
темы исследования обусловлена теоретической
и практической значимостью вопросов,
связанных с формированием в
Республике Беларусь правового государства.
Сложные, нередко противоречивые процессы,
связанные с реформированием
государства, настоятельно требуют
переосмысления многих, до недавнего
времени бесспорных, положений отечественного
правоведения. Это касается как понимания
права в целом, так и его
роли в гражданском обществе, а
также проблем построения правового
государства. Правовое государство
является реальным только тогда, когда
государственная власть и право
находятся в состоянии
обеспечения и защиты прав и свобод, чести и достоинства личности, средство борьбы с бюрократизмом, местничеством и ведомственностью, форма осуществления и существования реального народовластия. Приобщаясь в рамках нового политического мышления, новой юридической доктрины к мировым общечеловеческим ценностям, общество в Республике Беларусь одной из фундаментальных проблем своего развития провозгласило создание современного демократического правового государства.