Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:18, курсовая работа
Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества.
В этих условиях теория правового государства была объявлена буржуазной лженаукой, используемой идейными противниками коммунизма в пропагандистских и подрывных целях.
Сторонники этой теории подвергались политическим преследованиям, а основные её положения либо категорически отвергались (принципы гражданского общества, разделение властей, незыблемости свободы личности), либо искажались в угоду политическому произволу (демократизм законотворчества, верховенство закона, ответственность за правонарушения и др.).
Политика тотального подавления личности, множество необоснованных запретов, возникших на идеологической почве, жестокие политические репрессии породили всеобщий правовой нигилизм. В конечном счёте великая держава стала распадаться. Народ оказался в бедственном положении. Запоздалые попытки КПСС в конце 80-х годов предотвратить этот негативный процесс, провозгласив создание в СССР правового государства, не смогли спасти положения. Народам бывшего СССР, в том числе и белорусскому, предстоит строить новое цивилизованное общество, правовое государство.
Уяснение основных признаков
правового государства
неотъемлемые права и
свободы личности, выражающих интересы
3.ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
Во все времена призывы к созданию правового государства и разработка принципов его формирования были реакцией прогрессивных мыслителей на деспотической образ правления, абсолютизма, полицейское государство. Эти призывы всегда появлялись на волне либерализации общества, т.е. когда оно стремилось освободиться от тормозивших его развитие факторов. Не случайно наиболее значимые постулаты концепции правового государства возникли в период антифеодальной борьбы буржуазии, предложившей собственные юридические ценности, противоположные феодальным привилегиям, кулачному праву, узаконенному произволу класса крепостников.
Краткий экскурс
в историю зарождения и развития
теории правового государства
«Демократия,- отмечал
Н.Бердяев,- это власть организованного
народа в правовом государстве, где главенствует
закон, перед которым все равны. Нельзя
путать демократию с властью толпы, анархией
и беззаконием» [3. С. 65]. Другими словами, демократия - это
политическая свобода, упорядоченная
рамками законности и дисциплины. Она должна обеспечить
реальную защиту гражданина от произвола
властей, исключить законы, сводящие на
мер юридической ответственности по отношению к должностным лицам всех рангов, поступающим вопреки закону.
В этом смысле реальное содержание правового государства определяется качеством действующего законодательства. Некачественные законы создают почву для формализма, лицемерия, приспособленчества, коррупции, что дискредитирует саму идею законности. Как справедливо отмечал известный юрист В. Яковлев, «нам нужны не только законы, не только власть, которая бы подчинялась законам, не только права граждан и свободы, провозглашенные в законах,- нам нужен такой режим общественной жизни, при котором соблюдение закона было бы совершенно обязательным, необходимым как для рядового гражданина, так и для высшего должностного лица нашего государства, любого органа власти, управления и т.д. Важно, чтобы существовал механизм, обеспечивающий соблюдение закона любым и каждым» .
Господство закона
в правовой системе Республики Беларусь
должно стать реальным снизу доверху.
Все правовые институты необходимо
повернуть в сторону обеспечения прав
человека, чтобы сбалансировать несправедливый
перекос в системе отношений «государство
- человек», который всегда был в пользу
первого. В правовом государстве права
и свободы своим гражданам держава не
«дарует» как милость, а признает в качестве
их неотъемлемой собственности. В правовом
государстве держава перестает выступать
в роли господина в отношениях с гражданином,
а гражданин перестает быть маленьким
и зависимым винтиком в государственном
механизме.
Разработчики Конституции Республики Беларусь, принятой Верховным Советом 15 марта 1994 г., ориентировались на международно-правовые стандарты в области прав человека, в результате чего наш Основной Закон воплотил в себе полный набор общепризнанных прав и свобод человека и предусмотрел необходимые гарантии их реализации. Дальнейшее расширение этих прав и свобод и укрепление их гарантий нашло отражение в тексте
Конституции, принятой на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. с изменениями и дополнениями.
Важнейшим принципом формирования правового государства Конституция Республики Беларусь рассматривает также разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.
Нередко под таким разделением
понимают полное равенство и независимость
ветвей власти. С подобной трактовкой,
однако, согласиться нельзя: ветви власти
не могут быть равными в своих правах и
независимыми друг от друга, иначе, во-первых,
не будет обеспечиваться их функциональная
самостоятельность, во-вторых, государство перестанет быть единым механизмом.
Суть разделения властей заключается в четком разграничении их функций, прав, обязанностей, ответственности, что не только не исключает взаимодействие ветвей власти, но и обеспечивает их уравновешенность в осуществлении государственных функций и взаимодействие в решении сложных политических проблем.
Ветви власти призваны сдерживать и уравновешивать друг друга в управлении обществом и государством, обеспечивать устойчивость власти в целом.
Законодательная власть в современной государственно-правовой трактовке - это высший представительный орган государства (парламент), избираемый всем населением страны. Парламент участвует в решении важнейших вопросов внутренней и внешней политики, принимая законы и формируя предусмотренные конституцией государственные органы.
Верховенство законодательной власти не означает ее абсолютного характера, поскольку высший представительный орган, как и другие органы власти, руководствуется конституцией, законами и общепризнанными международно-правовыми актами.
Исполнительная
власть призвана реализовывать акты
главы государства, законы и другие решения
парламента и осуществлять руководство
текущей жизнью общества и государства.
Она разделяется на центральную и местную. В центре функции исполнительной власти
выполняет правительство, а в странах
с президентской формой правления - и президент. На местах исполнительную власть осуществляют
местные органы власти, подконтрольные
вышестоящим представительным и исполнительно-распорядительным
органам и населению административно-
В правовом государстве важное место в системе ветвей власти отводится судам. Они выступают в качестве гаранта соблюдения прав и свобод граждан и могут признавать неконституционными решения любых государственных органов и должностных лиц в случае, если они противоречат конституции и законам.
В теории государства высказывается достаточно обоснованное мнение о том, что в современных условиях идет «отпочкование» новой, четвертой власти – контрольной.
Этот процесс еще не завершен: во многих странах тенденция обособления контрольной власти несет характер поиска. В отличие от ведомственного и административного контроля, который ведется органами, осуществляющими и иные функции, и который нередко является их «побочной» деятельностью, институты контрольной власти занимают относительно самостоятельное место, они организационно обособлены от других ветвей власти. Речь идет об органах конституционного контроля, прокурорского надзора, счетных палатах и других специальных органах государственного контроля. Во многих европейских странах это получило отчетливое выражение в конституционном законодательстве.
Согласно Основному Закону Республики Беларусь (ст. 79), Главой государства, гарантом Конституции страны, прав и свобод человека и гражданина является Президент, избираемый народом на пять лет. Президент
олицетворяет единство народа,
гарантирует реализацию основных направлений
внутренней и внешней политики, представляет
Беларусь в
Представительным и законодательным органом в Республике Беларусь является Парламент - Национальное собрание. Срок его полномочий - четыре года. Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики (ст. 90).
Согласно ст. 97 Конституции Палата представителей по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, рассматривает:
-проекты законов о
внесении изменений и
-назначает выборы Президента;
-дает согласие Президенту
на назначение Премьер-
-заслушивает доклад Премьер-
-принимает отставку
-принимает решения и по другим вопросам, предусмотренным Конституцией.
Совет Республики (ст. 98):
-одобряет или отклоняет
принятые Палатой
-дает согласие на назначение
Президентом Председателя Конституционного
Суда, Председателя и судей Верховного
Суда, Председателя Центральной комиссии
по выборам и проведению
республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;
-избирает шесть судей Конституционного Суда;
-рассматривает выдвинутое
Палатой представителей
-принимает решение о его расследовании.
При наличии оснований Совет Республики большинством не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности.
В соответствии со ст. 99 Конституции право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек и реализуется в Палате представителей. Законопроект становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.