Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:18, курсовая работа
Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества.
В правовом государстве собственность
принадлежит непосредственно
Следовательно, в идеале гражданское общество – это содружество свободных граждан, основные права которых неотчуждаемы. Первейшая задача государства – обеспечение всеми возможными средствами свободы человека. Только свободный человек способен быть участником современного гражданского общества, обеспечивать себе и людям достойную жизнь,
добиваться экономического
и духовного процветания, создавать
гармонию национальных отношений. Именно
при таком условии возможно формирование
демократического правового государства.
Когда речь идёт о народе как о единственном источнике государственной власти, то имеется в виду, что изначально верховный властью обладает только народ. Мандат народа на осуществление этой верховной власти государство получает путём формирования представительных органов, выполняющих законодательные и контрольные функции. Лишь парламенту предоставлено право издания законов – обладающих высшей юридической силой нормативных актов, в которых содержатся нормы права, регулирующие наиболее важные общественные отношения. «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь, - сказано в ст. 3 Конституции Республики Беларусь, - является народ. Народ осуществляет
свою власть непосредственно, через представительные органы в формах и пределах, определённых Конституцией». Именно суверенитет народа есть основа и источник государственного суверенитета.
Верховенство закона во всех сферах общественной жизни определяется тем, что в законах и прежде всего в конституции государство устанавливает общую волю населения страны. Законы регулируют наиболее важные стороны общественной жизни, определяют меру свободы в жизненно важных сферах, охраняют нравственные ценности общества. Все другие правовые акты, тем более ведомственные, при необходимости, конкретизировать положения законов, но ни в коем случае не «совершенствовать», не «изменять» их.
Верховенство закона обусловливается
не только тем, что он выражает общую
волю населения страны. Сама процедура
принятие и принципы действия закона
возвышают его над всеми
поведения всех органов государства,
должностных лиц и граждан. Вместе
с тем в правовом государстве законы, как
и другие
нормативные акты, должны приниматься лишь тогда, когда без них нельзя обойтись. «Чем шире область социальной жизни, свободная от нормативно – правового регулирования, тем прочнее устои правового государства». Инфляция нормативных актов приводит к размыванию правовой системы, делает законодательство труднообозримым. Многочисленные правовое акты нередко вступают в противоречие друг с другом, излишне усложняют правоприменительную, в том числе и правоохранительную деятельность [11. С. 253].
Основной ценностью правового государства признаются человеческая личность, её достоинство, права и свободы. Государство, считающие себя правовыми, данное положение прямо или косвенно закрепляют в конституциях и декларируют права и свободы личности в качестве неотчуждаемых и непосредственно действующих. В Конституции Республики Беларусь эти положения зафиксированы в ст. 2, 21, 22.
При правовом закреплении и регламентировании прав и свобод граждан в правовых государствах признаётся примат международного права. Конституции и текущее законодательство учитывают и реализуют правовые стандарты о правах и свободах человека, зафиксированные в международно-правовых документах. В их числе прежде всего следует назвать Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах (оба пакта приняты ООН 16 декабря 1966 г., ратифицированы СССР 18 сентября 1973 г.), ряд конвенций, принятых ООН (о предупреждении геноцида, апартеида, о политических правах женщин и др.), конвенции МОТ (Международной организации по труду).
Например, в п. 1 ст.17 Конституции РФ сказано, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права
и в соответствии с настоящей
Конституцией. В случае противоречия
норм внутригосударственногоправа
в сфере прав и свобод
В ст. 21 конституции Республики Беларусь подчёркивается, что «государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закреплённые в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства».
Кроме того, конституции
правовых государств предусматривают
случаи ограничения прав и свобод
человека. Такая возможность
Такая возможность ограничения прав и свобод предусматривается в ст. 23 Конституции Республики Беларусь только в целях защиты национальной безопасности, общественного правопорядка, нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
Конституции правовых государств рассматривают основные права и свободы в качестве непосредственно действующих. Это означает, что они определяют не только смысл и содержание законов, но и деятельность органов государства. На их основе могут приниматься индивидуальные решения, в том
числе и судами, даже если
отсутствуют конкретизирующие нормативные
акты или если последние противоречат
этим правам.
Правовое государство предполагает не только признание и закрепление в законах основных прав человека, но и правовую безопасность личности, её жизни, здоровья, свободы, защищённость её прав не только от иных лиц и организаций, но и от самого государства, его должностных лиц, незаконно посягающих на достоинство и права личности. Следовательно, здесь должна быть предусмотрена система юридических гарантий прав личности.
Таким образом, для правового государства принципиально важным является то, что оно существует и развивается не иначе как на базе гражданского общества, где права и свободы граждан не только формально провозглашаются, но и реально обеспечиваются. Для этого должен быть создан механизм их полной гарантированности и всесторонней защищённости, последовательно проводиться в жизнь принцип оптимального сочетания прав и свобод граждан с их конституционными обязанностями.
Основным атрибутом
Однако разделение властей нельзя понимать как их противостояние. Основной Закон государства – Конституция должен исключать такую возможность. Каждая из ветвей единой государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная – имеет своё предназначение и наделяется соответствующей компетенцией; все ветви власти самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий4 они обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Ни одна из ветвей власти не может принять на себя функции другой, но и действовать обособленно она
также не в состоянии. Поэтому
ветви единой государственной власти
должны взаимно дополнять друг друга,
сохранять
необходимую связь и согласованность, образуя единый «политический организм».
Как отмечалось выше, принцип
разделения властей предполагает наличие
системы сдержек и
В отличие от теории правового государства в марксистской доктрине государство выступало органом насилия, служащим интересам экономически и политически господствующего класса, и совершенно по-иному, с классовых позиций, трактовались понятия «народ», «социальная справедливость», «свобода» и др.
Именно марксистское учение
о политическом, а не о правовом
государстве и попытались реализовать
большевики после свершения Октябрьской
революции, взяв курс на установление
диктатуры пролетариата. И как
следствие, созданное государство
стало орудием подавления политических
противников советской власти, орудием
подавления инакомыслия. Можно утверждать,
что в силу ряда объективных и
субъективных причин вместо диктатуры
пролетариата в стране установилась
диктатура партийно-
Официальное отношение к доктрине правового государства было сформулировано в докладе известного деятеля большевистских партий и советского правительства Л.М. Кагановича по случаю 12-й годовщины
советской власти, с которым
он выступил в Институте советского
строительства при
правового государства даже
для буржуазного государства… Понятие
« правовое государство» изобретено
буржуазными учёными для того,
чтобы скрыть классовую природу
буржуазного государства… Конечно,
всё это не исключает закона. У
нас есть законы. Наши законы определяют
функции и круг деятельности отдельных
органов государственной