Правовое государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества.

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 60.34 Кб (Скачать)
t-align:justify">Глубоко сомневаясь, однако, в обоснованности утверждений, что  гражданское общество выступает  как частнособственническая социальная структура, полагаем, что экономической  основой современного правового  государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности  как равноправных и в одинаковой мере защищённых юридически.

В правовом государстве собственность  принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает  как собственник продуктов своего личного труда. Но и государство, действуя через определённых юридических  лиц, вправе быть участником хозяйственных  отношений. Как справедливо отмечает профессор Г.А. Василевич: «Опыт свидетельствует, что социальное государство и рынок (рыночные отношения) – явления совместимые. Более того, государство, основные на рыночной экономике, добились больших успехов в социальной защите своих граждан, чем государства, в которых доминировала плановая экономика с главенствующей государственной собственностью».

Следовательно, в идеале гражданское общество – это содружество  свободных граждан, основные права  которых неотчуждаемы. Первейшая  задача государства – обеспечение  всеми возможными средствами свободы  человека. Только свободный человек  способен быть участником современного гражданского общества, обеспечивать себе и людям достойную жизнь,

                                                                                                                             12

добиваться экономического и духовного процветания, создавать  гармонию национальных отношений. Именно при таком условии возможно формирование демократического правового государства.                                                                                                         

Когда речь идёт о народе как  о единственном источнике  государственной власти, то имеется  в виду, что изначально верховный  властью обладает только народ. Мандат народа на осуществление этой верховной  власти государство получает путём  формирования представительных органов, выполняющих законодательные и  контрольные функции. Лишь парламенту предоставлено право издания  законов – обладающих высшей юридической  силой нормативных актов, в которых  содержатся нормы права, регулирующие наиболее важные общественные отношения. «Единственным источником государственной  власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь, - сказано  в ст. 3 Конституции Республики Беларусь, - является народ. Народ осуществляет

свою власть непосредственно, через представительные органы в  формах и пределах, определённых Конституцией». Именно суверенитет народа есть основа и источник государственного суверенитета.

Верховенство закона во всех сферах общественной жизни определяется тем, что в законах и прежде всего в конституции государство устанавливает общую волю населения страны. Законы регулируют наиболее важные стороны общественной жизни, определяют меру свободы в жизненно важных сферах, охраняют нравственные ценности общества. Все другие правовые акты, тем более ведомственные, при необходимости, конкретизировать положения законов, но ни в коем случае не «совершенствовать», не «изменять» их.

Верховенство закона обусловливается  не только тем, что он выражает общую  волю населения страны. Сама процедура  принятие и принципы действия закона возвышают его над всеми другими  нормативными актами, определяют его  особое место в любой системе  права. Уважение закона, прежде всего конституции, есть неотъемлемая черта правового государства, атрибут

                                                                                                                             13

поведения всех органов государства, должностных лиц и граждан. Вместе с тем в правовом государстве законы, как и другие                                                                                                                          

нормативные акты, должны приниматься  лишь тогда, когда без них нельзя обойтись. «Чем  шире область социальной жизни, свободная от нормативно –  правового регулирования, тем прочнее  устои правового государства». Инфляция нормативных актов приводит к  размыванию правовой системы, делает законодательство труднообозримым. Многочисленные правовое акты нередко вступают в противоречие друг с другом, излишне усложняют  правоприменительную, в том числе  и правоохранительную деятельность [11. С. 253].

Основной ценностью правового  государства признаются человеческая личность, её достоинство, права и  свободы. Государство, считающие себя правовыми, данное положение прямо или косвенно закрепляют в конституциях и декларируют права и свободы личности в качестве неотчуждаемых и непосредственно действующих. В Конституции Республики Беларусь эти положения зафиксированы в ст. 2, 21, 22.

При правовом закреплении  и регламентировании прав и свобод граждан в правовых государствах признаётся примат международного права. Конституции и текущее законодательство учитывают и реализуют правовые стандарты о правах и свободах человека, зафиксированные в международно-правовых документах. В их числе прежде всего следует назвать Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах (оба пакта приняты ООН 16 декабря 1966 г., ратифицированы СССР 18 сентября 1973 г.), ряд конвенций, принятых ООН (о предупреждении геноцида, апартеида, о политических правах женщин и др.), конвенции МОТ (Международной организации по труду).

Например, в п. 1 ст.17 Конституции  РФ сказано, что в Российской Федерации  признаются и гарантируются права  и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам  и нормам

                                                                                                                              14

международного права  и в соответствии с настоящей  Конституцией. В случае противоречия норм внутригосударственногоправа  в сфере прав и свобод                                                                                                                           международным документам государственные органы и прежде всего суды должны руководствоваться последними.

В ст. 21 конституции Республики Беларусь подчёркивается, что «государство гарантирует права и свободы  граждан Беларуси, закреплённые в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства».

Кроме того, конституции  правовых государств предусматривают  случаи ограничения прав и свобод человека. Такая возможность зафиксирована  и в указанных выше международно-правовых документах. В ст. 29 Всеобщей декларации прав человека сказано, что при осуществлении  своих прав и свобод каждый человек  должен подвергаться, во-первых, только таким ограничениям, какие установлены  законом, и, во-вторых, исключительно  с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка  и общего благосостояния в демократическом  обществе. В Международном пакте  о гражданских и политических правах предусмотрена возможность  ограничения прав и свобод также  в интересах охраны государственной  безопасности и здоровья населения.

Такая возможность ограничения  прав и свобод предусматривается  в ст. 23 Конституции Республики Беларусь только в целях защиты национальной безопасности, общественного правопорядка, нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Конституции правовых государств рассматривают основные права и  свободы в качестве непосредственно  действующих. Это означает, что они определяют не только смысл и содержание законов, но и деятельность органов государства. На их основе могут приниматься индивидуальные решения, в том

 

                                                                                                                              15

числе и судами, даже если отсутствуют конкретизирующие нормативные  акты или если последние противоречат этим правам.                                                                                                             

Правовое государство  предполагает не только признание и  закрепление в законах основных прав человека, но и правовую безопасность личности, её жизни, здоровья, свободы, защищённость её прав не только от иных лиц и организаций, но и от самого государства, его должностных лиц, незаконно посягающих на достоинство  и права личности. Следовательно, здесь должна быть предусмотрена  система юридических гарантий прав личности.

Таким образом, для правового государства принципиально важным является то, что оно существует и развивается не иначе как на базе гражданского общества, где права и свободы граждан не только формально провозглашаются, но и реально обеспечиваются. Для этого должен быть создан механизм их полной гарантированности и всесторонней защищённости, последовательно проводиться в жизнь принцип оптимального сочетания прав и свобод граждан с их конституционными обязанностями.

Основным атрибутом организации  и деятельности правового государства  является разделение властей. Осуществление этого принципа ставит заслон концентрации всей власти в одних руках, защищает гражданина от произвола должностных лиц, создаёт предпосылки к эффективной деятельности государственных структур.

Однако разделение властей  нельзя понимать как их противостояние. Основной Закон государства –  Конституция должен исключать такую возможность. Каждая из ветвей единой государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная – имеет своё предназначение и наделяется соответствующей компетенцией; все ветви власти самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий4 они обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Ни одна из ветвей власти не может принять на себя функции другой, но и действовать обособленно она

 

                                                                                                                              16

также не в состоянии. Поэтому  ветви единой государственной власти должны взаимно дополнять друг друга, сохранять                                                                                                                          

необходимую связь и согласованность, образуя единый «политический организм».

Как отмечалось выше, принцип  разделения властей предполагает наличие  системы сдержек и противовесов. Элементами такой системы, в частности, являются: срочность полномочий должностных лиц, право вето на законопроекты, право роспуска парламента и правительства, конституционный контроль и др.

В отличие от теории правового  государства в марксистской доктрине государство выступало органом  насилия, служащим интересам экономически и политически господствующего  класса, и совершенно по-иному, с  классовых позиций, трактовались понятия  «народ», «социальная справедливость», «свобода» и др.

Именно марксистское учение о политическом, а не о правовом государстве и попытались реализовать  большевики после свершения Октябрьской  революции, взяв курс на установление диктатуры пролетариата. И как  следствие, созданное государство  стало орудием подавления политических противников советской власти, орудием  подавления инакомыслия. Можно утверждать, что в силу ряда объективных и  субъективных причин вместо диктатуры  пролетариата в стране установилась диктатура партийно-государственного аппарата. Руководители политического  государства, объединив в руках  партии рычаги всех ветвей власти, совершали  без учёта специфики социально-экономических  условий неправовые эксперименты –  от насильственной коллективизации  и массового переселения народов  до безжалостного уничтожения неугодных  режиму лиц.

Официальное отношение к  доктрине правового государства  было сформулировано в докладе известного деятеля большевистских партий и  советского правительства Л.М. Кагановича по случаю 12-й годовщины 

                                                                                                                             17

советской власти, с которым  он выступил в Институте советского строительства при коммунистической академии: «…мы отвергаем понятие                                                                                                                       

правового государства даже для буржуазного государства… Понятие  « правовое государство» изобретено буржуазными учёными для того, чтобы скрыть классовую природу  буржуазного государства… Конечно, всё это не исключает закона. У  нас есть законы. Наши законы определяют функции и круг деятельности отдельных  органов государственной власти. Но наши законы определяются целесообразностью  в каждый данный момент».

Информация о работе Правовое государства