Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:18, курсовая работа
Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества.
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.
Представление
о государстве как организации,
осуществляющей свою деятельность на
основе закона, начали формироваться
уже на ранних этапах развития человеческой
цивилизации. С идеей правового
государства связывались поиски
более совершенных и
Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считалась справедливой государственностью. «Там, где отсутствует власть закона, - писал Аристотель, - нет места и какой-либо форме государственного строя». Цицерон говорил о государстве как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке». Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве [2. С. 155].
В период буржуазных революций в разработку концепции правовой государственности значительный вклад внесли такие мыслители, как Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Т. Джефферсон и др.
Французский философ XVIII в. Жан
Жак Руссо в тракте «Об общественном
договоре, или Принципе политического
права» разработал теорию общественного
договора, согласно которой государство
и гражданин строят свои отношения
на основании неписаного договора:
держава обязуется обеспечить гражданину
свободу и уважение его личности,
создаёт условия для реализации
его способностей, гражданин обязуется
уважать и защищать державу. Ж.Ж.
Руссо выразил идею народного
суверенитета и
права народов вернуть себе свободу, узурпированную тем или иным деспотом. Свобода, по его мнению, добровольное, сознательное повиновение разумным законам гражданского общества.
Здесь сформулирован второй
принцип правового государства,
суть которого состоит в свободе
личности, в уважении государством
человеческого достоинства, в примате
прав граждан над правами
Примерно в то же время был сформулирован ещё один принцип правового государства – принцип разделения власти на несколько самостоятельных ветвей, которые уравновешивают друг друга, не допуская тем самым сосредоточения всей полноты власти в одних руках. Традиционно основоположниками классического варианта теории разделения власти в юридической литературе называют Дж. Локка и Ш. Монтескье.
Однако, Дж. Локк, разделяя власть на законодательную, исполнительную и федеративную (регулирующую отношения с другими государствами), поскольку тот выше, кто «может создавать законы для других». Он не выделяет отдельно судебную власть, считая её основным элементом исполнительной власти.
В связи с этим следует
признать, что своё классическое развитие
теория разделения ветвей власти получила
в работах Ш. Монтескье, называвшегося
три «рода» власти – законодательную,
исполнительную и судебную. Последняя,
по его мнению, может быть доверена
не какому-нибудь специальному органу,
а выборным лицам из народа, привлекаемым
к отправлению правосудия на определённое
время. Обосновывая насущную необходимость
разделения ветвей власти, Ш. Монтескье
писал: «Когда законодательные и
исполнительные силы объединены в одном
и том же человеке или в одном
и том же органе магистратуры, то
свобода невозможна,
так как могут возникнуть опасения, что тот же самый монарх или сенат сможет ввести тиранические законы, использовать их тираническим образом.
Опять же свободны быть не может,
если судебная власть не разделена
с законодательной и
На американском континенте
идеи правового государства воплотил
в своей практической деятельности
автор «Декларации
Таким образом, включенные в
«Декларацию» естественные права человека
определяются как неотъемлемые права
отдельных индивидов по отношению
к государству как целому. Для
официальной государственной
Значительный вклад в философское обоснование теории правового государства внесли такие мыслители нового времени, как К. Ясперс и И. Кант. И. Кант рассматривал государство как объединение множества людей, подчинённых правовым законом, и считал, что законодатель должен решить относительно самого себя, того и законодатель должен руководствоваться требованием: «…чего народ не может решить относительно народа». Так оформился ещё один принцип концепции правового государства: источником политической власти в правовом государстве является народ; без реальной демократии не может быть правового государства.В самом деле, верховенство
закона может опираться в реакционную силу, если сам закон не отражает воли народа, его интересов и устремления.
Идеи о справедливом государстве и праве занимали значительное место в трудах известных белорусских гуманистов Ф. Скорины, М. Литвина, С. Будного, А. Волана и другие [9. С.8-12].
Решительно отстаивали принципы
правового государства
Однако в то время «жестокие
рамки абсолютной монархии не способствовали
теоретическому восприятию и практическому
воплощению русскими учёными идеи разделения
власти (прежде всего наиболее радикальных
её положений о равновесии и сдерживании),
вынуждали исследователей занимать
компромиссную позицию, выражавшуюся
в отрицании возможности «
В послеоктябрьский период в нашей стране в условиях революционных преобразований идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из правовой науки и практики, поскольку противоречили принципу руководящей и направляющей роли коммунистической партии.
2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.
Понятие «государство» и
«общество» не тождественны. Государство
возникло на определённой стадии общественного
развития. Каково общество, таково и
государство. По мере того как общество
переходит в своем
наоборот, может паразитировать и даже сокрушать общественный организм. Поэтому когда идет речь о правовом государстве, то оно мыслится как альтернатива авторитарному и тоталитарному режиму.
Правовое государство
– многомерное развивающееся
явление. В ходе общественного прогресса
оно приобретает новые
Обобщая новейшие достижения юридической науки и практики государственного строительства, можно выделить следующие признаки (основные черты) правового государства:
-превращение государства в выразителя и защитника интересов гражданского общества;
- единственным источником
государственной власти
- господство закона во
всех сферах общественной
- незыблемости свободы
личности, её прав и свобод, чести
и достоинства, их
- чёткое разграничение
законодательной,
- обеспечение подлинного
демократизма, осуществляемого как
представительными органами
- наличие эффективных
форм государственного
- установление в праве
и последовательное
В юридической литературе последних лет называют и другие признаки правового государства: чёткое разграничение функций общества и государства; создание антимонопольных механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте; верховенство и прямое действие конституционного закона; установление в законе и осуществление на деле суверенности государственной власти; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права и др. Эти признаки в той или иной мере конкретизируются или дополняют основные.
Решающей социально-
В конечном счете именно
она способствовала формированию структур
гражданского общества, автономных по
отношению к государственной
власти. «Без собственности, - пишет
известный американский исследователь
Р. Пайнс, - не бывает ни процветания, ни
свободы. О тесной взаимосвязи