Правовое государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества.

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 60.34 Кб (Скачать)

                                                                                                                             5

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.

Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться  уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового  государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной  властью, которые обеспечивали бы гармоничное  функционирование общества. Ученые древности  считали, что наиболее разумна и  справедлива лишь та политическая форма  общежития людей, при которой  закон обязателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная им, по мнению древних  мыслителей, считалась справедливой государственностью. «Там, где отсутствует  власть закона, - писал Аристотель, - нет места и какой-либо форме  государственного строя». Цицерон говорил  о государстве как о «деле  народа», как о правовом общении  и «общем правопорядке». Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние  на становление и развитие более  поздних прогрессивных учений о правовом государстве [2. С. 155].

В период буржуазных революций  в разработку концепции правовой государственности значительный вклад  внесли такие мыслители, как Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Т. Джефферсон и др.

Французский философ XVIII в. Жан  Жак Руссо в тракте «Об общественном договоре, или Принципе политического  права» разработал теорию общественного  договора, согласно которой государство  и гражданин строят свои отношения  на основании неписаного договора: держава обязуется обеспечить гражданину свободу и уважение его личности, создаёт условия для реализации его способностей, гражданин обязуется  уважать и защищать державу. Ж.Ж. Руссо выразил идею народного  суверенитета и                                                                                                                                              

                                                                                                                              6

права народов вернуть  себе свободу, узурпированную тем или  иным деспотом. Свобода, по его мнению, добровольное, сознательное повиновение  разумным законам гражданского общества.

Здесь сформулирован второй принцип правового государства, суть которого состоит  в свободе  личности, в уважении государством человеческого достоинства, в примате  прав граждан над правами государства [12. С. 151-256].

Примерно в  то же время  был сформулирован ещё один принцип правового государства – принцип разделения власти на несколько самостоятельных ветвей, которые уравновешивают друг друга, не допуская тем самым сосредоточения всей полноты власти в одних руках. Традиционно основоположниками классического варианта теории разделения власти в юридической литературе называют Дж. Локка и Ш. Монтескье.

Однако, Дж. Локк, разделяя власть на законодательную, исполнительную и  федеративную (регулирующую отношения  с другими государствами), поскольку  тот выше, кто «может создавать  законы для других». Он не выделяет отдельно судебную власть, считая её основным элементом исполнительной власти.

В связи с этим следует  признать, что своё классическое развитие теория разделения ветвей власти получила в работах Ш. Монтескье, называвшегося  три «рода» власти – законодательную, исполнительную и судебную. Последняя, по его мнению, может быть доверена не какому-нибудь специальному органу, а выборным лицам из народа, привлекаемым к отправлению правосудия на определённое время. Обосновывая насущную необходимость  разделения ветвей власти, Ш. Монтескье  писал: «Когда законодательные и  исполнительные силы объединены в одном  и том же человеке или в одном  и том же органе магистратуры, то свобода невозможна,                                                                                                                      

так как могут возникнуть опасения, что тот же самый монарх или сенат сможет ввести тиранические законы, использовать их тираническим образом.

 

                                                                                                                      7

Опять же свободны быть не может, если судебная власть не разделена  с законодательной и исполнительной. Если она объединена с законодательной  властью, жизнь и судьба субъекта будут подвержены произвольному  контролю, судья тогда превращается в законодателя. Если она объединена с исполнительной властью, судья  может поступать со всей ожесточённостью  угнетателя» [7. С. 294].

На американском континенте идеи правового государства воплотил в своей практической деятельности автор «Декларации независимости  Соединённых Штатов Америки» Т. Джефферсон. Опираясь на теорию общественного договора Ж.Ж. Руссо, он подвергал критике  монархическую форму правления  и отстаивал принцип народного  суверенитета, равенства всех перед  законом. В «Декларации» провозглашается, что государство создаётся для  обеспечения неотчуждаемых прав человека на «жизнь, свободу и стремление к счастью».

Таким образом, включенные в  «Декларацию» естественные права человека определяются как неотъемлемые права  отдельных индивидов по отношению  к государству как целому. Для  официальной государственной доктрины того времени это было совершенно новое положение, так как ранее  считалось, что правами людей  наделяет государство.

Значительный вклад в  философское обоснование теории правового государства внесли такие  мыслители нового времени, как К. Ясперс и И. Кант. И. Кант рассматривал государство как объединение  множества людей, подчинённых правовым законом, и считал, что законодатель должен решить относительно самого себя, того и законодатель должен руководствоваться требованием: «…чего народ не может решить относительно народа». Так оформился ещё один принцип концепции правового государства: источником политической власти в правовом государстве является народ; без реальной демократии не может быть правового государства.В самом деле, верховенство

 

                                                                                                                                8

закона может опираться  в реакционную силу, если сам закон  не отражает воли народа, его интересов  и устремления.

Идеи о справедливом государстве  и праве занимали значительное место  в трудах известных белорусских  гуманистов Ф. Скорины, М. Литвина, С. Будного, А. Волана и другие [9. С.8-12].

Решительно отстаивали принципы правового государства революционеры-демократы  А.Н. Радищев, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Кастусь Калиновский, а также  учёные-юристы А.Ф. Кистяковский, Н.М. Коркунов, С.А. Котляревский, П.И. Новгородцев, Т.Ф. Шершеневич и др.

Однако в то время «жестокие  рамки абсолютной монархии не способствовали теоретическому восприятию и практическому  воплощению русскими учёными идеи разделения власти (прежде всего наиболее радикальных  её положений о равновесии и сдерживании), вынуждали исследователей занимать компромиссную позицию, выражавшуюся в отрицании возможности «делимости государственной власти».

В послеоктябрьский период в нашей стране в условиях революционных  преобразований идеи правового государства  вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем  полностью исключены из правовой науки и практики, поскольку противоречили  принципу руководящей и направляющей роли коммунистической партии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                      9

2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА. 

Понятие «государство» и  «общество» не тождественны. Государство  возникло на определённой стадии общественного  развития. Каково общество, таково и  государство. По мере того как общество переходит в своем поступательном развитии от низшей ступени к высшей, возникает и  изменяется государство. Последнее может проявлять заботу об обществе и,                                                                                                                      

наоборот, может паразитировать и даже сокрушать общественный организм. Поэтому когда идет речь о правовом государстве, то оно мыслится как  альтернатива авторитарному и тоталитарному  режиму.

Правовое государство  – многомерное развивающееся  явление. В ходе общественного прогресса  оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Тем не менее общим  началом любого правового государства  является его связанность правом.

Обобщая новейшие достижения юридической науки и практики государственного строительства, можно  выделить следующие признаки (основные черты) правового государства:

-превращение государства в выразителя и защитника интересов гражданского общества;

- единственным источником  государственной власти является  народ;

- господство закона во  всех сферах общественной жизни,  отказ от примата государства  над правом;

- незыблемости свободы  личности, её прав и свобод, чести  и достоинства, их всесторонняя  гарантированность и охрана (основные  права и свободы личности рассматриваются  не как дар государства, а  как естественное состояние человека  и результат социального прогресса);

- чёткое разграничение  законодательной, исполнительной  и судебной властей при условии,  что все эти ветви власти  уравновешивают и сдерживают  друг друга в рамках закона;

                                                                                                                       10

- обеспечение подлинного  демократизма, осуществляемого как  представительными органами народа, так и им самим (в правовом  государстве не должно и не  может быть законом, не соответствующих  воле народа, а тем более противоречащих  ей);                                                                                                             

- наличие эффективных  форм государственного контроля  и надзора за соответствием  закону всех других нормативных  актов, за реализацией действующего  законодательства, соблюдением прав  и свобод личности;

- установление в праве  и последовательное обеспечение  государством юридической ответственности  государства и личности).

В юридической литературе последних лет называют и другие признаки правового государства: чёткое разграничение функций общества и государства; создание антимонопольных механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте; верховенство и прямое действие конституционного закона; установление в законе и осуществление на деле суверенности государственной власти; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права и др. Эти признаки в той или иной мере конкретизируются или дополняют основные.

Решающей социально-экономической  предпосылкой правового государства  является гражданское общество. «Выступая как частнособственническая социальная структура, - указывает профессор Г.Н. Манов, - гражданское общество представляет собой систему рыночных отношений, в которых необходимость прокладывает дорогу через конкуренцию и иные не управляемые административной властью процессы. Гражданское общество возможно лишь тогда, когда складываются отношения, предполагающие активное проявление творческих возможностей человека, когда призрак свободы личности обретает плоть и кровь». Исторический опыт не только разъединяла людей, но и вызывала к жизни невиданный ранее всплеск инициативы и интереса к развитию производства [11. С. 246].

                                                                                                                     11

В конечном счете именно она способствовала формированию структур  гражданского общества, автономных по отношению к государственной  власти. «Без собственности, - пишет  известный американский исследователь  Р. Пайнс, - не бывает ни процветания, ни свободы. О тесной взаимосвязи                                                                                                                          собственности и процветания свидетельствует весь ход истории, показывающий, что одна из главных причин достижения Западом мирового экономического превосходства заключается в институте собственности, которым там возник и там же получил свое наиболее полное развитие».

Информация о работе Правовое государства