Правовая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Формирование правовой государственности России, укрепление системы государственной» власти немыслимы без соответствующего уровня правовой культуры. России необходим быстрый и решительный прорыв в правокультурное пространство, нужна своеобразная ассимиляция национальных и мировых достижений в сфере права. Отсюда вытекает актуальность исследования» и заслуженное внимание к этой проблеме юридической науки.

Содержание

Введение
Глава 1. Правовая культура: понятие, структура, функции.
1.1 Понятие и структура правовой культуры
1.2 Функции и классификация правовой культуры
Глава 2. Правосознание общества как составная часть правовой культуры
2.1 Понятие, сущность, функции и виды правосознания
2.2 Деформация правосознания
Глава 3. Правовое воспитание, обучение и просвещение в современном российском обществе
3.1 Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры.
3.2 Роль и проблемы правового воспитания и правового обучения в современном российском обществе
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Мальцева Н.2.docx

— 68.18 Кб (Скачать)

     Ныне  общепризнанны следующие принципы правового воспитания:

  • следует учитывать особенности восприятия правовых норм различными группами населения;
  • необходимо добиваться осознания воспитуемыми социальной значимости и моральной ценности правовых норм, а также усвоения важнейших прав и обязанностей, устанавливаемых законом. Эффективность правового воспитания во многом зависит от того, насколько оно опирается на требования нравственных норм;
  • следует всемерно развивать правовую активность граждан, воспитывать у них непримиримость к любым нарушениям законности и правопорядка.

     Серьёзным недостатком нынешней практики воспитательной работы в юридической области  является недооценка организационных  форм, рассчитанных на молодёжную аудиторию: школьных правовых олимпиад, диспутов на темы права, морали. На новом этапе  развития государственного устройства важно сохранить этот опыт работы с молодёжью, стимулировать его  развитие на новом политико-правовом фундаменте. Рост преступности, снижение социальной защищённости требуют активизации  работы по разъяснению прав личности, «возможностей (немало возросших) по судебному  обжалованию незаконных и необоснованных действий, возмещению ущерба, пользованию  теми или иными гражданскими, политическими, имущественными правами».20

     Немаловажную  роль в формировании правовой культуры общества играют такие средства информации как  газетная, журнальная статья, театральные  постановки, кино и телевидение. Однако большинству журналистских публикации и сценариев фильмов не хватает  глубины и всесторонности при  исследовании проблемы воспитания чувства  уважения к правам, свободам людей, разъяснения новых юридических  видов социализации человека. Законы жанра, характерные для средств  массовой информации, предполагают сенсационность при отборе материала. «Это приводит к определённому смещению ракурса, рассматриваемого журналистом события  на «кровавые разборки», описание патологии  преступника, утрирование изощрённости или жестокости совершённого преступления».21 О какой правовой культуре общества может идти речь, когда газеты и журналы изобилуют сценами криминальной жизни, на экранах телевизоров грабёж и убийства на фоне сладкой, беспечной жизни богатых людей. В последнее время появилась тенденция принятия отрицательного опыта зарубежных стран в деле правового воспитания через кинофильмы и журналы. Помимо развития нездоровых тенденций, подражания криминальным элементам в молодёжной среде, «общество оказалось лишённым объективной картины, отражающей не только преступления и его генезис, но также и все следующие за преступлением этапы правоприменительной деятельности».22

     Телевидение расширяет и усложняет социальный опыт личности, и этот процесс происходит в стенах его дома, что облегчает  процесс усвоения информации. Особенностью является то, что этот процесс благодаря  массовости и доступности коммуникации охватывает огромные массы людей  и становится частью общественного  сознания, что, в свою очередь, сказывается  на формировании определенных правовых представлений и предпочтений  общества.  23

     Правовая  культура предполагает  умение грамотно и юридически обоснованно говорить. Раскрытие правовой терминологии, языка  юридических актов, толкование и  разъяснение содержания законов  являются составной частью правового  просвещения граждан. От правоведов, в свою очередь, требуется умение правильно, на профессиональном уровне составлять тексты юридических актов, употреблять в своей речи правильные в этическом смысле слова. Им не позволено  выражаться языком публицистики, которая  зачастую внедряет в народное сознание элементы так называемого «жаргонного  языка», как «шестёрка», «главарь», «разборка», «облава», создавая при  этом ореол сквернословия. «Этого рода «практика» ведёт к нравственному  и правовому разрушению личности, культурной деградации личности».24

     Правовое  воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить  без обучения, а обучение, так  или иначе, оказывает и воспитательный эффект. Различие здесь можно - провести, причем, весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону  сознания, а обучение — на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека. Ценностное, эмоционально-волевое воздействие  в свою очередь очень сильно ограничено реальной правовой, новой практикой, поскольку невозможно воспитать  у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются  на словах, в пустых декларациях  и демагогических заявлениях (как  политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями  и учителями перед детьми и  юношеством).

     Ценности  и идеалы «вырастают» спонтанно, формируются самой жизнью, всеми  окружающими обстоятельствами, и  роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хотя и важна, но не является ведущей, а тем более  единственно необходимой и достаточной. И на роль воспитателя годится  далеко не каждый. В общественном масштабе таким воспитателем может стать  какой-либо выдающийся человек (А.Д. Сахаров, А.Ф. Кони), который раскроет людям  глаза на истинное положение дел  в области защиты прав человека, противостоянии государственному произволу.

     По  этой причине основной упор в деле повышения правовой культуры общества должен быть сделан на правовое обучение, информирование населения о существующих юридических предписаниях. Очень  важно ознакомление населения с  образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень  правовой защищенности личности, а, следовательно, и уровень правовой культуры выше, чем в России. Тем более важно  обучать этому будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и  государства, т.е. в защите слабого  от сильного, что является одним  из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

     Подводя итог о вышеизложенном, можно сказать, что формирование правовой культуры - это сложный и длительный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни. Средствами формирования правовой культуры являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности, наличие сильной юридической  науки, совершенствование системы  правовых актов, которое достигается  благодаря наличию в государстве  демократичной, эффективной конституции  и высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных  актов. Пример руководителей, должностных  лиц государственного аппарата, участвующих  в законодательной и правоприменительной  деятельности оказывает большое  влияние в процессе формирования правовой культуры общества.

     К сожалению, наша страна не приблизилась к правовому государству по той  причине, что «чиновники у нас  практически безнаказанно нарушают должностные инструкции  (редко  встретишь сообщение о наказании  за должностные преступления). Правовую культуру следует формировать у  работников правоохранительных  органов. А там, где царит безнаказанность, распространяется вседозволенность».25

     Развитие  правосознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения  людей, предотвращению случаев произвола  и насилия над личностью. Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью  являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское  общество и правовое государство. Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является основными задачами в процессе формирования правовой культуры.

     Российское  государство призвано уделять должное  внимание повышению политический, правовой, нравственной культуры граждан, настойчиво добиваться, чтобы каждый человек  умел с позиции общегосударственных  интересов оценивать общественные явления, отстаивал идеалы и духовные ценности нашего общества, сознательно  участвовал в управлении общественными  и государственными делами. Высокий  уровень политической, правовой и  нравственной культуры - необходимая  предпосылка полного и всестороннего  осуществления на практике принципов  демократии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература: 

  1. Конституция РФ
  2. Ю. Я. Малюга Культурология.- М.: ИНФРА-М, 2001
  3. Ю. М. Резник Культура как предмет изучения //  Личность. Культура. Общество.- Т.3 вып. 1(7), 2001;
  4. Аграновская Е.В. «Правовая культура и обеспечение прав личности». М.: Наука, 1988;
  5. Самутин Д. С. Правовая культура: элементы и понятие // Общество и право.- 2008.- №3
  6. Ильин И.А. «Демагогия». М., 1991;
  7. И.А.Ильин. О сущности правосознания. – Москва, 1993.
  8. В.В.Лазарев. Общая теория права и государства. – Москва, 2000.
  9. Власова Г. Б. Правовая культура и судебная власть // Культура: управление, экономика, право.- №4, 2009
  10. В.В.Лазарев. Общая теория права и государства. – Москва, 2000.
  11. Лихачев И.А. Об определении понятия "Правовая психология"//Педагогический вестник, Ярославль, http://www.yspu.yar.ru
  12. Прилукова Е. Г., А. Ю. Томилов Теле-виртуальная реальность  и правовая культура общества  // Российская юстиция.- май 2007, №5
  13. Васильев В.А. Юридическая психология - СП б.: Питер Ком, 1998.
  14. Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова Теория государства и права. - М, 1997 год.
  15. http://ru.wikipedia.org/wiki/Деформация

Информация о работе Правовая культура