Правовая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Формирование правовой государственности России, укрепление системы государственной» власти немыслимы без соответствующего уровня правовой культуры. России необходим быстрый и решительный прорыв в правокультурное пространство, нужна своеобразная ассимиляция национальных и мировых достижений в сфере права. Отсюда вытекает актуальность исследования» и заслуженное внимание к этой проблеме юридической науки.

Содержание

Введение
Глава 1. Правовая культура: понятие, структура, функции.
1.1 Понятие и структура правовой культуры
1.2 Функции и классификация правовой культуры
Глава 2. Правосознание общества как составная часть правовой культуры
2.1 Понятие, сущность, функции и виды правосознания
2.2 Деформация правосознания
Глава 3. Правовое воспитание, обучение и просвещение в современном российском обществе
3.1 Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры.
3.2 Роль и проблемы правового воспитания и правового обучения в современном российском обществе
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Мальцева Н.2.docx

— 68.18 Кб (Скачать)

     Правовую  культуру определяет уровень развития правовой деятельности. Правовая деятельность подразделяется на теоретическую (деятельность учёных-юристов), образовательную (деятельность студентов и слушателей юридических  образовательных учреждений и пр.) и практическую (правотворческая  и правореализующая деятельность).

     От  правотворческой деятельности, её уровня развития и качества существенно  зависит правовая культура. При осуществлении  правотворчества должны соблюдаться  принципы: законности, научности, демократизма, системности.

     Соответственно  влияет на правовую культуру и правореализация, а в частности правоприменение - властная деятельность компетентных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений, имеющая своей целью воплотить  содержание правовых норм в жизнь. На качество правоприменительной деятельности оказывает влияние множество  факторов: структура государственного аппарата, порядок взаимодействия его  органов, профессионализм правоприменителя, его культура и многое другое.

     Высокий уровень правовой деятельности предполагает:

  1. наличие сильной юридической науки;
  2. качественное преподавание юридических дисциплин в учебных заведениях;
  3. вовлечение широких слоёв населения в деятельность, связанную с правом;
  4. высокий профессионализм и качество законотворческой деятельности;
  5. соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве;
  6. развитость и совершенство государственного аппарата;
  7. авторитет суда, как в системе органов государственной власти, так и среди населения;
  8. наличие гарантий независимости судебной власти;
  9. демократичность правосудия, его понятность и близость обществу, учёт приоритета прав и свобод человека при рассмотрении судебных споров;
  10. высокое качество правоприменительной деятельности.

       Правовую культуру определяет  степень совершенства всей системы  нормативно-правовых актов, в  которых выражается и закрепляется  право данного общества. Важен  уровень любого нормативно-правового  акта каждый из них должен  правовым. Нормативно-правовой акт  должен отвечать всем необходимым  требованиям, с точки зрения  его формы: быть по возможности  кратким и что, особенно важно,  понятным для населения, т.  е. обладать ясностью, а вся  необходимая дополнительная информация (определения, термины и пр.) должны  быть доступны для населения;  также должен отвечать всем  необходимым требованиям с точки  зрения содержащегося в нём  механизма его реализации.

     Важно и состояние правоприменительных  правовых актов (например: решение и  приговор судов, акты прокуроров) и  правореализационных (например: договоры в хозяйственном обороте).

     При оценке вышеуказанных нормативно-правовых актов, а также таких текстов  правового характера, как научные  и публицистические тексты на правовые темы, можно судить об уровне развития правовой культуры.

     Совершенство  системы нормативно правовых актов  можно достигнуть благодаря:

  1. наличию в государстве демократичной, отвечающей высоким правовым стандартам и интересам общества, эффективной конституции;
  2. соответствию конституции законов, а всех иных нормативно-правовых актов (подзаконных) - законам;
  3. чёткой иерархии нормативно-правовых актов;
  4. высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов, актов применения права.

     Правовая  культура представляет собой сложную  систему, состоящую из взаимосвязанных  элементов  компонентов, качественные характеристики которых не совпадают  с качественными характеристиками всей системы. В силу многогранности структуры правовой сферы общественной жизни представляется и структура  правовой культуры. Её можно рассматривать  по разным основаниям:

  • по элементам выделяют вещно-процессуальную, духовную и человеческую составляющие;
  • по сфере существования различают теоретическую и практическую культуру. Первая представляет собой, прежде всего, научную деятельность, направленную на разработку юридической науки, развитие юридического образования. Вторая выражается в правотворчестве, правоприменении и правоисполнении, в практической  деятельности, поведении, поступках людей.
  • по носителям правовая культура может быть личностной, групповой и общественной. Носителем правовой культуры выступает также народ, ибо говоря словами И. А. Ильина, правовая культура живет правосознанием народа, которое и определяет её содержание.

     Правовая  культура личности и правовая культура народа – явления взаимообусловленные  уже лишь потому, что главным в  содержании правосознания  народа является отражение и выражение подлинно человеческого, духовного. 7 

     1.2 Функции  и классификация  правовой культуры

     Говоря  о функциях правовой культуры, можно  выделить такие функции, как познавательно - преобразовательная, регулятивная, коммуникативная (связь), ценностно-нормативная и  прогностическая.

     Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической  и организационной деятельностью  по формированию правового государства  и гражданского общества.

       Ценностно-нормативная функция правовой  культуры выражается с помощью  системы аксиологических характеристик.  Она проявляется в разнообразных  фактах, которые приобретают ценностное  значение, отражаясь в сознании  действующих индивидов и человеческих  поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы,  другие составляющие правовой  культуры общества выступают  объектами оценки. Регулятивная  функция направлена на обеспечение  устойчиво-динамичного развития  правовой системы и общества  в целом.

     Под коммуникативной функцией понимается установление связи между гражданами в правовой сфере (через общение  в сфере права).  Обеспечивая  общение граждан в юридической  сфере, она существует через это  общение и влияет на него. Здесь  имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и косвенное «общение»  с лицами, принадлежащими к прошлым  поколениям, или с нашими современниками, с которыми мы незнакомы, или которые  отделены от нас расстоянием и  временем.

     Такое общение опосредуется юридическими произведениями, и сегодня значительно  расширяется в связи с совершенствованием средств массовой информации. Правовое общение выступает как форма  меж субъектных взаимодействий свободных  и уникальных личностей в сфере  права. Правовая культура призвана аккумулировать в себе прогрессивные достижения всех типов правовых культур как  нынешних, так и прошлых эпох.

       Прогностическая функция охватывает  правотворчество и реализацию  права, обеспечение правомерного  поведения граждан, их социальной  активности, включает анализ тенденций,  характерных для всей правовой  системы. В настоящее время  элементы научного прогнозирования  и планомерности, например в  законодательной деятельности, усиливаются,  хотя логика и последовательность  разработки и принятия законодательных  актов еще оставляют желать  лучшего.

     Истинная  функция предвидения в правовой области заключается не только в  определении наиболее подходящих средств  для достижения культурных правовых целей, но и в предсказании возможных  последствий, объяснении необходимости  возникновения новых правовых ценностей.

     Профессор В.В.Лазарев в своих работах  по правовой культуре отмечает невозможность  сделать каждого гражданина юристом, «Но, пишет Лазарев, - преодолеть юридическую  безграмотность и правовой нигилизм – это одно из условий развития правовой культуры».8

     В этой связи хочется привести и  высказывание известного русского философа И.А. Ильина:  «народ, не знающий законов  своей страны, ведет вне правовую жизнь, или довольствуется....неустойчивыми  зачатками права. Народу необходимо и достойно знать законы, это входит в состав правовой жизни, по этому  нам и опасен такой порядок, при  котором народу недоступно знание права. Человеку, как существу духовному, невозможно жить на земле вне права..».9

     Правовая  культура взаимодействует с другими  сферами общественной культуры: политической, нравственной, религиозной, эстетической и т.д. при этом, в специфическом  содержании правовой культуры обязательно  проявляются черты и особенности, свойственные как господствующей культуре данного общества, так и отдельным  ее областям.

     По  мнению профессора В.В.Лазарева «обеспечение максимального взаимного соответствия между всеми элементами правовой культуры – магистральная линия  укрепления в обществе законности и  правопорядка»

     Необходимо  помнить о невозможности существования  всех составных частей правовой культуры без своего носителя-субъекта, а  именно: отдельного человека, группы людей, населения в целом. На основании  этого принято выделять соответственно правовую культуру личности, групповую  правовую культуру и правовую культуру населения. Рассмотрим каждый вид более  подробно:

     Правовая  культура личности - это то, как личность осознаёт, понимает, оценивает, осуществляет права, свободы и выполняет обязанности. А сама реализация прав, свобод и  обязанностей и особенно степень  активности при реализации находятся  в существенной зависимости от того, насколько правильно они осознаются и оцениваются личностью. Правовая активность является высшим уровнем  правовой культуры личности. Она проявляется  в готовности личности к активным сознательным, творческим действиям, как  в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права, а также в законности поведения. Согласно концепции Д. Б. Богоявленской10 существует 3 уровня правовой активности (если рассматривать её как интеллектуальную активность личности):

     а) если субъект права при самой  добросовестной и энергичной работе остаётся в рамках заданного или  первоначально найденного способа  действия, его интеллектуальная активность относится к пассивному уровню, что  подчёркивает не отсутствием умственной деятельности вообще, а то, что эта деятельность каждый раз определяется действием какого-то внешнего стимула;

     б) если субъект права, имея достаточно надёжный способ решения своей задачи, продолжает анализировать состав, структуру  своей деятельности, сопоставляет между  собой цели и задачи, что приводит его к открытию новых, внешне более  остроумных способов решения к формулированию закономерности, то такой уровень  интеллектуальной активности называется эвристическим (более характерен для  следователей и пр. подобных профессий);

     в) самый высокий уровень интеллектуальной активности носит название творческого; отличается самостоятельной постановкой  проблемы.

     Не  следует путать правовую активность с правомерным поведением. Критериями разграничения здесь могут выступать  цель, средства достижения такой активности и общественно значимый результат  деятельности в правовой сфере. Также  следует отличать от правовой активности просто инициативное исполнение своих  обязанностей должностным лицом, т.к. оно (исполнение) является профессиональным долгом.

     2) Групповая правовая культура - это  уровень и степень правовой  образованности, правового воспитания  того или иного класса, общественного  слоя, особых социальных групп;

     3)  Правовая культура населения  - это уровень правосознания и  правовой активности всего населения,  степень прогрессивности юридических  норм и юридической деятельности.

     Оценивая  правовую культуру важно обращать внимание на уровень познания правовых явлений, овладение ими. На основании этого  можно выделить следующие уровни правовой культуры:

     Обыденный уровень - для него не характерны глубокие обобщения, т.е. для него характерна поверхностность. Проявляется в  повседневной жизни людей при  использовании субъективных прав, соблюдении юридических обязанностей. Но важно  понимать, что он отнюдь не является второстепенным;

     Профессиональный  уровень - присущ лицам, специально занимающимся правовой деятельностью. Для данного  вида характерна более высокая степень  знания и понимания правовых проблем, целей, задач, а также профессионального  поведения, которая складывается ввиду  постоянного и непосредственного  соприкосновения с правовыми  понятиями и явлениями;

Информация о работе Правовая культура