Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 22:18, курсовая работа
Формирование правовой государственности России, укрепление системы государственной» власти немыслимы без соответствующего уровня правовой культуры. России необходим быстрый и решительный прорыв в правокультурное пространство, нужна своеобразная ассимиляция национальных и мировых достижений в сфере права. Отсюда вытекает актуальность исследования» и заслуженное внимание к этой проблеме юридической науки.
Введение
Глава 1. Правовая культура: понятие, структура, функции.
1.1 Понятие и структура правовой культуры
1.2 Функции и классификация правовой культуры
Глава 2. Правосознание общества как составная часть правовой культуры
2.1 Понятие, сущность, функции и виды правосознания
2.2 Деформация правосознания
Глава 3. Правовое воспитание, обучение и просвещение в современном российском обществе
3.1 Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры.
3.2 Роль и проблемы правового воспитания и правового обучения в современном российском обществе
Заключение
Список литературы
Теоретический
(научный) уровень - представляет собой
научные знания о сущности, характере
и взаимодействии правовых явлений,
механизма правового
Эти
уровни правовой культуры очень тесно
взаимосвязаны между собой.
Глава 2. Правосознание общества как составная часть правовой культуры
2.1 Понятие, сущность, функции и виды правосознания
Право
как социальное явление вызывает
то, или иное отношение к нему
людей, которое может быть положительным
(человек понимает необходимость
и ценность права) или отрицательным
(человек считает право
Если признать право объективной реальностью, то надо признать и наличие субъективной реакции людей на право, именуемой правосознанием. Правосознание - неизбежный спутник права. Это обусловлено тем, что право - регулятор отношений людей, наделенных волей и сознанием. Достаточно очевидно, что процесс создания права (правотворчество) связан с сознательной деятельностью людей, что право есть продукт этой деятельности. Ясно и то, что процесс воплощения права в жизнь есть обычно осознанная, волевая деятельность людей.
Иллюстрацией работы сознания, как на рациональном, так и на эмоциональном уровне может служить правотворческая деятельность российского парламента (Совета Федерации и Государственной Думы). Примером работы сознания в процессе реализации права выступает жизнь любого из нас, когда мы при совершении юридически значимых действий руководствуемся не текстом нормативных актов, а теми представлениями о них, которые сложились в нашем сознании.
Правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни.
Правосознание
обычно не существует в "чистом" виде,
оно взаимосвязано с другими
видами и формами осознания реальности
и действительности. Так, достаточно
часто правосознание
Правосознание теснейшим образом сопряжено с философскими теориями, идеологическими воззрениями, религиозными доктринами. Некоторые мыслители считали, что нормы права, их обязательность и принудительность живут лишь в сознании людей, поэтому право - явление психологическое (Л. Петражицкий). Другие подчеркивали внешнюю принудительность права как внешнего средства регулирования свободы человека (И. Кант, Г. Гегель). Третьи считали право классовым регулятором общественных отношений (К. Маркс, В.И. Ленин). Четвертые признавали за правом роль оформителя и гаранта естественных прав человека (Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо).
Русский
правовед И.А. Ильин рассматривал правосознание
как совокупность воззрений на право,
на государство, на всю организацию
общественной жизни. Например, он считал,
что форма правления в
Влияние
правосознания на организацию общественной
жизни достаточно велико, ощутимо. Этим
объясняется включение его в
механизм правового регулирования
как одного из средств воздействия
на общественные отношения. Специфическая
черта правосознания как
Наиболее зримую роль играет правосознание на стадии реализации права в процессе воплощения в жизнь юридических прав и обязанностей. Жизнь человека ясно демонстрирует, что сознание, мысль, образ, волевое усилие действительно управляют поведением людей, инициируют и регулируют их действия и поступки во всех сферах жизнедеятельности, в том числе правовой.
От
уровня, качества, характера, содержания
правосознания в значительной степени
зависит то, каким будет поведение
человека в обществе - правомерным,
социально полезным или неправомерным,
социально вредным и опасным.
2. Структура правосознания
Правосознание
(как индивидуальное, так и коллективное)
- сложное структурное
Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ современной правовой ситуации. Научные доктрины могут выступать в качестве источников права. Освоение правовой теории, рациональное осмысление роли права в жизни общества являются важными и необходимыми элементами юридического образования, формирования юридического профессионализма.
В
правосознании можно выделить и
эмоциональные структурные
Анализ отношения людей к законам и иным нормативным правовым актам позволяет выделить в правосознании и другие элементы.
Первый элемент - информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Информация может быть полной и всесторонней (например, после работы с текстом закона, знакомства с процессом его принятия, чтения комментариев по данному закону), а может быть и поверхностной, с чьих-либо слов. Информационный уровень правосознания - обязательная его структурная часть, ибо без информации о законе не может быть и отношения к нему.
Второй элемент - оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. Аксиологические (ценностные) элементы правосознания занимают важное место в его структуре. На основе ценностных представлений человека формируются мотивы его поведения в правовой сфере. Осознание ценности права личностью способствует превращению права из "чужого", исходящего от внешних сил, от властных социальных структур, в "свое", способствующее реализации целей и интересов человека.
На
основе информационного и оценочного
элементов формируется элемент
третий - волевой. Узнав о законе
и оценив его, человек решает, что
он будет делать в условиях, предусмотренных
законом. Использовать закон для
реализации собственных задач или
"обойти" его, строго исполнять
данный закон или найти другие
правовые акты, более отвечающие интересам
и потребностям, - все эти моменты
входят в волевой элемент
Безусловно,
в реальной жизни правосознание
проявляется как нечто целое,
не структурированное. Выделение структурных
элементов в правосознании
3. Виды правосознания
Для
понимания того, что есть правосознание,
имеет смысл рас смотреть его
разновидности. Основаниями разделения
правосознания на виды можно взять
уровень осознания
Первый
уровень - обыденное правосознание.
Этот уровень свойствен основной
массе членов общества, формируется
на базе повседневной жизни граждан
в сфере правового
Второй
уровень - профессиональное правосознание,
которое складывается в ходе специальной
подготовки (например, при обучении
в юридическом учебном
Третий уровень - это научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.
По субъектам (носителям) правосознание можно разделить на индивидуальное и коллективное
Одним
из видов коллективного
Групповое правосознание надо отличать от массового, которое характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа).