Правовая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Формирование правовой государственности России, укрепление системы государственной» власти немыслимы без соответствующего уровня правовой культуры. России необходим быстрый и решительный прорыв в правокультурное пространство, нужна своеобразная ассимиляция национальных и мировых достижений в сфере права. Отсюда вытекает актуальность исследования» и заслуженное внимание к этой проблеме юридической науки.

Содержание

Введение
Глава 1. Правовая культура: понятие, структура, функции.
1.1 Понятие и структура правовой культуры
1.2 Функции и классификация правовой культуры
Глава 2. Правосознание общества как составная часть правовой культуры
2.1 Понятие, сущность, функции и виды правосознания
2.2 Деформация правосознания
Глава 3. Правовое воспитание, обучение и просвещение в современном российском обществе
3.1 Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры.
3.2 Роль и проблемы правового воспитания и правового обучения в современном российском обществе
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Мальцева Н.2.docx

— 68.18 Кб (Скачать)

     Для характеристики макроколлективов (население  страны, континента, исторической эпохи) используется понятие "общественное правосознание". Сюда же можно отнести  правовые воззрения наций и народностей.

     Например, рядом особенностей отличается правосознание  российского общества. К.Д. Кавелин  в статье "Взгляд на юридический  быт древней России" указывал на предопределенность этих особенностей историческими условиями развития российского менталитета.11 Русскому народу присущ взгляд на право как на обязательные предписания стоящих на вершине власти людей, что свойственно для обществ патриархального типа. В. Соловьев в работе "Оправдание добра" пишет, что право русским народом понимается как средство принудительного осуществления минимального добра. Такое понимание права характерно для феодальных обществ, для неограниченных монархий, полицейских, тоталитарных государств, где право существует для пресечения деяний порочных, нерадивых, злых.12

     Российскому обществу свойственна подмена правосознания  этическими воззрениями. В течение  столетий идеи права и свободы, правового  государства и прав личности не имели  места в русском историческом опыте Российскому общественному  сознанию присущи правовой нигилизм, неуважение к праву и закону. Соловьев иронически замечает, что если общественный договор по-европейски - это согласие подданных и власти об обоюдообязательном законе, то общественный договор по-российски - это молчаливый сговор народа и власти об обоюдной безнаказанности при нарушении закона.

     При достаточно очевидном отсутствии в  истории нашей страны стойких  правовых традиций, правовых ценностей  нельзя забывать громадный вклад  русских юристов - ученых и практиков  в дело формирования права и правосознания  в России в конце XIX - начале XX в. Но процесс становления российского  правосознания был прерван в 1917 г. Существенный урон зарождающемуся российскому  правосознанию нанесла марксистско-ленинская  мысль об отмирании права. Не способствовала развитию правосознания и правовая жизнь советского общества. Российское общество в его сегодняшнем состоянии  завершает XX век в условиях глубокого  дефицита правопонимания и правосознания.

     В этой ситуации вопросы понимания  роли правосознания, путей его формирования и развития приобретают особую значимость. Для российского общества актуальной является задача раз работать такую  правовую идею, которая соответствовала  бы его историческим традициям, духовности его народа, обеспечивала бы становление  правового государства и правового  общественного порядка.  

     2.2 Деформация правосознания  граждан 

     Деформации  подвержены все без исключения сферы  правового осознания действительности гражданами. Она вторгается в область  правовых знаний, которыми граждане располагают, разрушает их установки, чувства, убеждения  в правовой области, проникает в  содержание правового мировоззрения, в самое ткань их правовой идеологии.

     Деформация (от лат. deformatio — искажение)13 правового сознания предполагает некоторый изначальный запас правовых по своей природе взглядов, знаний, установок, которые в силу различных причин превратились в какие-то иные, внеправовые конструкции или остались правовыми лишь номинально или частично. Конечно, правовое сознание индивидов может, дойдя по крайней степени искажения, превратиться и в преступное сознание, однако такая метаморфоза редко встречается в чистом виде. Преступное сознание есть сознание, несущее в себе принципиальное отрицание исходной идеи права.

     Как и всякое иное социальное явление, деформация правосознания имеет свой генезис, содержание, формы и способы проявления. Она может проявляться в относительно мягких формах или, напротив, принимать  уродливый и крайне опасный характер.

     Можно выделить несколько распространенных форм деформации индивидуального правосознания.

     - Правовой инфантилизм — наиболее мягкая форма искажения правового сознания, заключающаяся в несформированности, недостаточности правовых знаний, установок.

     Пробельность  правосознания населения широко распространена. При этом имеется  в виду не столько неполнота правовых познаний граждан, сколько пробельность в главном, когда из целостной  системы выпадают существенные ее элементы и прежде всего позитивное отношение  к закону и другим правовым ценностям.

     - Правовой нигилизм  — осознанное игнорирование требований закона, исключающее, однако, преступный умысел. Указание на преступный умысел здесь необходимо для того, чтобы отграничить правовой нигилизм от других форм деформации, находящихся уже за пределами сферы права как такового. По нашему мнению, игнорирование закона с преступной целью, а также преступное законодательствование и т. п. — явления, которые представляют собой самостоятельные формы деформации правосознания.

     Явление правового нигилизма следует, без  сомнения, отнести к наиболее распространенным и укоренившимся формам деформации правосознания населения. Одни ученые определяют правовой нигилизм как активную противоправную тенденцию личности (И. И. Карпец, А. Р. Ратинов). Другие говорят  о таком уровне дефектности правового  сознания, который характеризуется  нигилистическим отношением к праву  в целом, убеждением, что руководствоваться  надо не правом, а своими желаниями  и интересами (А. И. Долгова). Третьи указывают, что правовой нигилизм проявляется  в полном неверии в потенциальные  возможности права (В. А. Туманов).

     Отрицание того, что требует закон, может  происходить как в скрытой, так  и открытой форме и мотивироваться в каждом отдельном случае самыми различными соображениями.

     Самой тяжелой формой деформации правосознания  граждан является феномен его  перерождения. Природа этого опасного явления принадлежит одновременно к числу самых сложных с  исследовательской точки зрения.

     По  мнению Баранова П.П., «перерожденческое» сознание следует рассматривать как крайнюю степень искаженного, дефектного правосознания или же, как явление, хотя и находящееся за пределами последнего, но где-то совсем рядом с ним. 14Перерождение во многих своих чертах сходно с правовым нигилизмом. И в том, и в другом случае правовое начало сознательно отрицается, игнорируется. Однако, как показывает практика, отрицание отрицанию рознь. От правового нигилизма в чистом виде перерожденческое сознание отличается не только степенью общественной опасности, но и мотивацией. Перерожденческое правосознание основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, жестокости, алчности и т.п. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Правовое воспитание как средство формирования правовой             культуры.

     Правовая  культура общества нуждается в систематическом  рационально формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии. Система  мер, направленных на формирование политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как  правовое воспитание. Другими словами, правовое воспитание — это формирование у граждан и в обществе правовой культуры. Данный процесс осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом  в целом.

     Правовое  воспитание — это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения  к другому. Правовое воспитание имеет  целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

     Обычно  говорят о правовом воспитании в  широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается»  окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и  поведением людей, должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у граждан, должностных лиц, государственных  органов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную), нет прямой цели оказать на других правовоспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

     Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве  и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан  устойчивой ориентации на законопослушное  поведение. Конечно, некоторые правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики. Однако целью правового воспитания является «создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей».15

     Рассмотрим  основные элементы механизма правового  воспитания как  деятельности, направленной на повышение правовой культуры человека. Прежде всего, это конкретные способы  организации воспитательного процесса, такие как правовое обучение, правовая работа в связи с теми или иными  конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т. д.), пропаганда права  средствами массовой коммуникации, художественной литературой.

     Другим  «важным элементом механизма  правового воспитания выступают  разнообразные методы правовоспитательной  работы — приёмы, способы разъяснения  политико-правовых идей и принципов  в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах  правопорядка».16 К ним относятся многообразные приёмы эмоционального, педагогического воздействия на воспитуемых: убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение. Эти способы часто применяются в юридической практике.

     К методам правового воспитания относится  правовое просвещение. Процесс распространения  правовых знаний служит росту общей  правовой культуры.  Главная его  цель — «воспитание уважения к  праву и законности как ценностной установки широких слоёв населения  России», овладение населением основами юридических знаний, понимание социальной и юридической ответственности.17 Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства». Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры.

     Система мероприятий правового обучения включает в себя работу специальных  правовых курсов, школ, семинаров, проведение которых осуществляют государственные  и общественные органы, как на коммерческой, так и на бюджетной основе.  Задача правового обучения — ознакомить население с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех  стран, где уровень правовой защищённости, а, следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России.18

       К сожалению, в настоящее время  ценностное, эмоциональное воздействие  правового воспитания очень сильно  ограничено реальной правовой  практикой, так как невозможно  воспитать у человека уважение  к тем ценностям, которые отсутствуют  в сознании и деятельности  людей данного общества и не  всегда опыт других стран можно  применить в России. Пустые декларации  и демагогические заявления (как  политическими лидерами перед  населением, так и простыми воспитателями  и учителями перед детьми и  юношеством) пагубно сказываются  на процессе формирования правовой  культуры общества. К тому же  на роль воспитателя годится  далеко не каждый. В общественном  масштабе им может стать выдающийся  человек, который «раскроет» людям  глаза на истинное положение  дел в области правовой культуры  общества.19

     Большую роль в правовом воспитании играют средства массовой информации. К формам правовоспитательной работы через  средства массовой информации относятся  беседы на правовые темы, дискуссии  по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи «Человек и закон», комментарии нового законодательства специалистами и т.д. Практикой  выработаны такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической  тематике, недели, декады, месячники  правовых знаний, научно-практические конференции, сборы. Однако, в связи с ломкой общественного сознания и переориентацией человеческих ценностей, произошедшей в нашей стране за последнее десятилетие, их удельный вес сократился. Эта форма работы не пользуется популярностью в обществе и проводится только в период избирательных или иных конституционно необходимых мероприятий.

     Особую  сложность представляет собой правовое воспитание лиц, склонных к совершению антиобщественных поступков. В этих случаях внедрение в сознание человека новых убеждений и взглядов должно сочетаться с его отказом  от уже сложившихся позиций и  установок, в совокупности образующих так называемую негативную правовую культуру. Не исключено, что указанные  лица могут попытаться использовать знание законов во вред обществу, тем  самым государственную волю, воплощенную  в них. Поэтому акцент при воспитании, а по существу – перевоспитании следует делать на осознании ими  моральных принципов общества, на понимании роли и значения санкций  правовых норм как морально оправдательного  средства борьбы с правонарушениями. Здесь особенно наглядно, что правовое воспитание неотделимо от комплекса  других воспитательных мер. Это и  понятно, поскольку, как известно, человек  не воспитывается по частям (сначала  в области морали, затем – права  и т.д.), он формируется благодаря  совместному воздействию самых  различных факторов.

Информация о работе Правовая культура