Правовая культура России: истоки и современность

Автор: Александра Ветрова, 28 Августа 2010 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Выбранная мной тема курсовой работы звучит как: «Правовая культура в России: истоки и современность». Определяющим фактором при выборе данной темы стала актуальность и злободневность данного вопроса на современном этапе развития российского общества. Тем более, если учитывать, что в одно и то же время проходят два разнополярных процесса: первый - это масштабное проведение правовой реформы, а второй - процесс все большего распространения такого негативного явления, как правовой нигилизм, то данная проблематика представляется еще более актуальной и интересной. Еще одной особенностью данной сферы исследования является тот факт, что вопросы правовой культуры России на современном этапе ее развития еще относительно слабо проработаны в научной, а тем более учебной, литературе. Вопросы правовой культуры социалистического общества, однако, довольно хорошо исследованы такими известными авторами, как: Е.А. Аграновская, Н.М. Кейзеров, Е.А. Лукашева, В.П. Сальников, А.Р. Ратинов, В.И. Каминская и другие авторы.

Содержание

Введение 3
1. Понятие правовой культуры 4-7
2. Структура правовой культуры и ее виды 7-12
2.2. Структура правовой культуры
2.3. Виды правовой культуры и ее уровни
3. Правовая культура российского общества 12-27
3.1 Русская правовая культура: мифологические и
социально-экономические истоки и предпосылки
3.2 Регресс правовой культуры в советский период
3.3 Правовая культура современной России
3.4 Правовой нигилизм как деформация правовой культуры
современной России
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ по правовой культуре.rtf

— 384.57 Кб (Скачать)

  Правовой нигилизм как деформация правовой культуры современной России.

  Я выделил анализ этого феномена в отдельную главу по причине того, что явление правового нигилизма, сопровождавшее российскую правовую культуру на всем протяжении ее развития, получило широкое распространение в наши дни. По этому поводу Герцен говорил, что «русский народ, какого бы он звания ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно: и совершенно так же поступает правительство».  Проблема правового нигилизма в учебной литературе до недавнего времени не рассматривалась. Правовой нигилизм рассматривается как разновидность социального нигилизма, который может быть, в частности, нравственным, политическим, религиозным. Нигилизм вообще (в переводе с лат. - «отрицание») выражает негативное отношение субъекта к определенным ценностям61. Правовой нигилизм практически единогласно теоретики права определяют как скептическое, негативно-отрицательное, неуважительное отношение к праву вплоть до полного неверия в его потенциальные возможности решать социальные проблемы так, как того требует социальная справедливость (Туманов В.А.62, Матузов Н.И.). Но не всякое отрицание есть нигилизм, нигилизм как ответная реакция на угнетение, несправедливость, нарушение прав человека несет в себе «положительный заряд» и не может быть признано нигилизмом в собственном смысле слова. Профессор Матузов усматривает причины правового нигилизма в «юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения»63. Но с точки зрения Невважая И.Д., который подходит к правовому нигилизму на основе семиотического подхода к пониманию культуры Тартуской школы семиотики Ю.М. Лотмана и Б.А. Успенского, «правовой нигилизм означает то, что субъект правосознания не находит в жизни реального воплощения своего «видения», понимания права»64.

  Определив понятие данного явления современной российской правовой действительности, необходимо обозначить причины и предпосылки его генезиса. Антиправовые установки и стереотипы как составляющие правового нигилизма есть «элемент, черта, свойство общественного (группового, индивидуального) сознания и национальной психологии…отличительная особенность культуры, традиций, образа жизни» (В.А. Туманов).

  Первым и, на мой взгляд, самым глубинным источником и истоком правового нигилизма в России можно считать еще древнеславянскую мифологию, отражавшую область бессознательного и подсознательного восприятия человеком действительности.

  Второй причиной выступают исторические формы социальной и политической организации общества. Это, прежде всего многовековая община, самодержавие и крепостничество. Отношение к праву на Руси ярко выражает народная мудрость в форме пословиц и поговорок: «Что мне законы, коли судьи знакомы», «Перед Богом с правдой, а перед судьей с деньгами» и т.д. Имело значение и отсутствие должного внимания к праву со стороны православной церкви (в отличие, например, от католической, роль которой в рецепции римского права весьма существенна.) (Туманов В.А.).

  Третья причина распространения правового нигилизма в общественном сознании обнаруживается в советском обществе, где правовой нигилизм воспроизводился самим государством, где официальная идеология предусматривала отмирание права как такового, но право, однако, успешно использовалось в карательных целях. «С одной стороны, право - рудимент и помеха, с другой - оно с полной отдачей использовалось как инструментально-принудительное средство. В этой двойственности, своеобразном политическом флирте - корни рассматриваемого явления», - говорит Н.И. Матузов.

  Сегодня главный источник рассматриваемого явления - системный кризис российского общества, вызванный кардинальным переходом от одной ценностной системы общества к другой, от одного типа государственности к другому. В кризис ной ситуации сегодняшнего дня, - отмечает Комаров С.А., - люди все чаще поступают не в соответствии с моральными и правовыми нормами, а под влиянием той негативной среды, в которой они оказались»65.

  «Еще одним источником правового нигилизма является беспорядочная и необоснованно жесткая политика государства, злоупотребление идеей законности», - утверждает Комаров С.А.66

  Другое объяснение предлагает В.А. Туманов, говоря о том, что «как только скованные ранее в политическом и экономическом плане люди получили более или менее реальную возможность пользоваться правами и свободами, так тотчас же дал о себе знать низкий уровень правовой культуры общества»67.

  Помимо названных причин и истоков, А.И. Ильин выделяет предпосылки для деформации правосознания, которые всегда были присущи российскому обществу:

    Размеры территории. Чем больше территория, тем острее ощущается потребность в сильном централизованной власти, поддерживаемой лояльным населением.

    Плотность населения. Малая плотность населения не требует учитывать не только свои интересы, но и интересы соседа.

    Державные задачи государства. Чем грандиознее державные задачи государства, тем они менее понятны населению и тем сильнее проявляется формализм и равнодушие при их исполнении.

    Хозяйственные задачи страны. Чем они примитивнее, тем меньшие требования предъявляются к правосознанию.

    Национальный состав страны. Национальная неоднородность создает неблагоприятную почву для развития в стране правосознания.

    Религиозный состав страны. Религиозная неоднородность затрудняет коммутативные связи в обществе.

    Социальный состав. Однородный социальный состав способствует консолидации общества.

  Правовой нигилизм явление достаточно сложное, и потому имеет множество форм выражения и проявления в современном российском обществе. Вслед за Н.И. Матузовым68 выделим следующие формы.

Прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов. Это наиболее грубый и опасный вид правового нигилизма, наносящий неисчислимый вред обществу.

Повсеместное массовое неисполнение и несоблюдение юридических предписаний, являющееся результатом крайне низкого, деформированного правосознания, отсутствия должной правовой культуры.

Война законов, издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов. Существует мнение, что война законов ушла в прошлое, что не совсем соответствует истине. При видимом спаде война законов продолжается между законами, подзаконными актами, судебными решениями, а также между федеральными и региональными актами.

Подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью. Подобная практика получила широкое распространение в советский период, в наши дни такая форма нигилизма окончательно еще не изжила себя.

Конфронтация представительных и исполнительных структур на всех уровнях. Она возникла в процессе становление новой для России президентской вертикали управления при сохранении старой системы Советов. Это своего рода «номенклатурный», «элитарный» нигилизм или как его определяет Туманов В.А. - «ведомственный правовой нигилизм.

  Способом преодоления правового нигилизма выступает совокупность мер, направленных на повышение правовой культуры общества, проводимых, в частности посредством правового воспитания и правового обучения. По выражению Н.Н. Вопленко, вообще не совсем корректно говорить о целенаправленном повышении правовой культуры, поскольку это естественный процесс, который нельзя формировать «кавалерийским натиском»; речь должна идти скорее о мерах по созданию для него необходимых условий»69. 
 
 
 
 
 
 

           Заключение.

  В заключение хотелось бы подвести некоторый итог всей проведенной исследовательской работе. Работа состоит из двух частей, четко отделенных друг от друга. В первую часть - теоретическую - входят два первых раздела, в которых раскрываются чисто теоретические вопросы понятия, структуры и видов правовой культуры. В частности, в разделе, посвященном понятию исследуемого феномена, были изложены основные подходы, которые предпринимаются учеными для определения понятия правовой культуры. Во втором разделе были выявлены основные концепции в вопросе структурирования и классификации. Общетеоретическая часть представляется мне необходимой для того, чтобы получить понятие, общее представление, и основные направления исследования по данной теме. Следующий раздел, состоящий из четырех подразделов, включает  в себя основное исследование по выбранной теме: «Правовая культура России: истоки и современность». В подразделе «Русская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки» раскрывается один из наиболее современных подходов к изучению правовой культуры России «мифология и право». Данное направление исследования не получило еще широкого распространения и данный концепт представлен немногими авторами, в числе которых находится А.Б. Венгеров, В.С. Нерсесянц, А.П. Семитко. Авторская концепция последнего была воспринята мной как основополагающая. В следующем подразделе «Регресс правовой культуры в советский период» был рассмотрен второй отправной пункт российской истории, оказавший очень большое влияние на становление национальной правовой культуры и предшествующий непосредственно современному этапу. В последних двух тематических подразделах содержится исследование непосредственно правовой действительности наших дней, а также исследование такого негативного явления российской правовой культуры, как правовой нигилизм. Освещение вопроса современного состояния российской правовой культуры и ее деформации представляет особый интерес, так как Российская государственность и российское право до сих пор находятся в процессе формирования и восприятия новых прогрессивных идей и решений. 

                Список литературы

  Нормативные документы:

Конституция Российской Федерации

  Учебная и научная литература:

Венедеев Ю.А. Политическая демократия и электорально-правовая культура граждан // Государство и право, 1997. № 2. С. 33.

Гапоненко Н.В. Правовая культура в советском государственном управлении: сущность и формирование. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1991.

Государство и право. Очерки теории: Конспекты лекций / Отв. ред. В.Д. Ардашкин. Красноярск, 1995.

Доступ граждан к правовой информации как условие развития правосознания и формирования правовой культуры (По материалам международных «круглых столов») // Государство и право, 2001. № 9.

Землин А.И. Правовая культура современной российской молодежи // Основы государства и права, 1999. № 6. С. 50.

Зиновьев А.В. Конституционность как барометр правовой культуры и основа правового государства // Правоведение, 1999. № 2. С. 81.

Иванников И.А. Концепция правовой культуры // Правоведение. 1998. №3. С. 12

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права : Учебник. М.:Юритъ, 2002.

Общая теория государства и права: учебник для вузов / Под. общ. ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ им. Баумана, 1996.

Основы знаний о праве и государстве: Учеб. Пособие / Под. общ. ред. В.М. Шафирова. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 1996.

Певцова Е.А. современные подходы юристов к вопросу соотношения дефиниций «правовая культура», «правовое воспитание», «правовое образование» // Основы государства и права, 2002. № 6. С. 66.

Правовая культура на рубеже столетий (обзор всероссийской научно-теоретической конференции) // Государство и право, 2001. № 10. С. 106.

Проблемы общей теории права и государства : учебник для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 2001.

Семитко А.П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1990.

Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. Екатеринбург, 1996.

Семитко А.П. Русская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки // Государство и право, 1992. № 10. С. 108.

Теория государства и права / Под. ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 2002.

Теория государства и права: учебник / Под. ред. В.В. Лазарева. М.:Новый Юрист, 1997

Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право, 1993. № 8. С.

Туманов В.А.О правовом нигилизме // Советское государство и право, 1989. № 10. 

Информация о работе Правовая культура России: истоки и современность