Автор: Александра Ветрова, 28 Августа 2010 в 11:51, курсовая работа
Выбранная мной тема курсовой работы звучит как: «Правовая культура в России: истоки и современность». Определяющим фактором при выборе данной темы стала актуальность и злободневность данного вопроса на современном этапе развития российского общества. Тем более, если учитывать, что в одно и то же время проходят два разнополярных процесса: первый - это масштабное проведение правовой реформы, а второй - процесс все большего распространения такого негативного явления, как правовой нигилизм, то данная проблематика представляется еще более актуальной и интересной. Еще одной особенностью данной сферы исследования является тот факт, что вопросы правовой культуры России на современном этапе ее развития еще относительно слабо проработаны в научной, а тем более учебной, литературе. Вопросы правовой культуры социалистического общества, однако, довольно хорошо исследованы такими известными авторами, как: Е.А. Аграновская, Н.М. Кейзеров, Е.А. Лукашева, В.П. Сальников, А.Р. Ратинов, В.И. Каминская и другие авторы.
Введение 3
1. Понятие правовой культуры 4-7
2. Структура правовой культуры и ее виды 7-12
2.2. Структура правовой культуры
2.3. Виды правовой культуры и ее уровни
3. Правовая культура российского общества 12-27
3.1 Русская правовая культура: мифологические и
социально-экономические истоки и предпосылки
3.2 Регресс правовой культуры в советский период
3.3 Правовая культура современной России
3.4 Правовой нигилизм как деформация правовой культуры
современной России
Заключение 28
Список использованной литературы 29
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРАСНОЯРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
теории государства и права
Правовая культура России: истоки и современность
(курсовая работа)
Защищена «__» ___________2003 г.
с
оценкой_____________________
Научный руководитель Мишина И.Д.,
____________________(
Красноярск
2010
Введение
1.
Понятие правовой культуры
2.
Структура правовой культуры и ее виды
2.2. Структура правовой культуры
2.3. Виды правовой культуры и ее уровни
3.
Правовая культура российского общества
3.1 Русская правовая культура: мифологические и
социально-экономические истоки и предпосылки
3.2 Регресс правовой культуры в советский период
3.3 Правовая культура современной России
3.4 Правовой нигилизм как деформация правовой культуры
современной России
Заключение
Список использованной литературы
Введение.
Выбранная мной тема курсовой работы звучит как: «Правовая культура в России: истоки и современность». Определяющим фактором при выборе данной темы стала актуальность и злободневность данного вопроса на современном этапе развития российского общества. Тем более, если учитывать, что в одно и то же время проходят два разнополярных процесса: первый - это масштабное проведение правовой реформы, а второй - процесс все большего распространения такого негативного явления, как правовой нигилизм, то данная проблематика представляется еще более актуальной и интересной. Еще одной особенностью данной сферы исследования является тот факт, что вопросы правовой культуры России на современном этапе ее развития еще относительно слабо проработаны в научной, а тем более учебной, литературе. Вопросы правовой культуры социалистического общества, однако, довольно хорошо исследованы такими известными авторами, как: Е.А. Аграновская, Н.М. Кейзеров, Е.А. Лукашева, В.П. Сальников, А.Р. Ратинов, В.И. Каминская и другие авторы. Исследования современной российской правовой культуры представлено в работах В.В. Лазарева, Н.С. Соколова, Н.Л. Граната, А.П. Семитко. Проблемное поле исследование представляется очень широким ввиду того, что Россия в своем развитии проходила разные этапы, государственный строй претерпевал качественные, кардинальные изменения, как это было в 1917 году, когда развитие Российской империи было прервано революцией, и было положено начало совершенно новому государству - СССР. Не менее важные по исторической значимости события произошли в конце 80-х, начале 90-х годов, когда на развалинах Союза ССР стали возводить новое здание государственности, основанное на принципах демократии, идеологического плюрализма, юридического равенства. На первый план выходят такие ценности, как: личность, права и свободы человека и гражданина, гражданское общество, правовое государство и другие. Все эти ценности далеки от сформированного в советскую эпоху правосознания российских граждан, правовая культура общества не позволяет вырастить на своей почве искусственно пересаженные институты западноевропейской демократии. В данной работе сделана попытка с позиции студента первого курса исследовать данную проблематику.
Понятие правовой культуры.
Правовая культура представляет собой часть культуры общества, создаваемой постепенным, преемственным общественным развитием, совокупной работой сменяющих друг друга поколений.1 А, следовательно, особое значение для определения этого многопланового явления приобретает философская дефиниция «культура». Существование огромнейшего числа этих дефиниций (а их более 500) порождает множественность подходов к определению термина «правовая культура». Представляется необходимым выделить основные позиции по данному вопросу.2
Первым и довольно долго господствовавшим в общественных науках подходом, встречающимся и сейчас, является интерпретация культуры как всего того, что создано человеком, в отличие от того, что дано природой. Данного подхода при определении феномена правовой культуры придерживаются такие известные теоретики, как В.П. Сальников и А.Р. Ратинов. Сальников, в частности, определяет правовую культуру общества как «все ценности, которые созданы людьми в области права».3 Также достаточно широкое определение предлагает Ратинов, говоря, что правовая культура есть «система овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей».4
Второй подход, близкий к первому, основан на определении культуры, данном в Малой Советской энциклопедии 1959 года. Культура понимается как совокупность всех «материальных и духовных ценностей, созданных и развитых человечеством в ходе его истории». Такой подход, который можно обозначить как ценностно-предметный, получил широкое распространение в работах В.Д. Шишкина, А.Ф. Гранина, В.М. Чхиквадзе, Л.С. Явича, Н.С. Злобина и других авторов.
Третий подход - деятельностный - предполагает понимание культуры как некой творческой деятельности. При этом применительно к правовой сфере может быть признана культурной главным образом правотворческая деятельность. Таким образом из поля зрения выпускаются другие, не менее важные правовые явления. Данный подход не получил широкого распространения и представлен работами небольшой группы ученых.5 Один из вариантов деятельностного подхода в философской литературе называют «технологическим». Культура здесь понимается как «исторически изменяющаяся и исторически конкретная совокупность тех приемов, процедур, норм, которые характеризуют уровень и направленность человеческой деятельности».6 Здесь правовая культура понимается как совокупность приемов, способов человеческой деятельности в правовой сфере. На этих началах в своих работах стоят такие авторы, как: Е.В. Аграновская, Е.А. Зорченко, С.Н. Кожевникова.
Четвертый подход ориентирован на выделение в культуре прежде всего субъективных элементов общественной системы и их объективации в тех или иных продуктов человеческой деятельности. В рамках данного подхода правовая культура, по существу, отождествляется с таким понятием, как правосознание. В частности, профессор А.Б. Венгеров пишет, что правовая культура - «более высокая и емкая форма правосознания»7. Но такая трактовка, по мнению И.А. Иванникова, «вообще не может являться научной и правильной, так как затрагивает лишь сферу идеального, игнорирую деятельность и результаты деятельности обладающих правосознанием субъектов»8. В юридической литературе первые определения правовой культуры были ориентированы как раз на субъективные, интеллектуальные элементы - уровень знания и понимания права (С.С. Алексеев, Е.А. Лукашева, Р.К. Русинов). В эту группу входит характеристика правовой культуры как «идейно-правового состояния общества»9.
Согласно пятому, последнему по счету, но не по значению, подходу понятие культуры связывается со степенью развитости, духовного совершенства субъекта (человека, группы, общества). Анализ представленных выше подходов не позволяет вывести универсального определения правовой культуры, так как в перечисленных позициях существует ряд недостатков. Так, если первая концепция культуры оказывается не способной выявить специфику правовой культуры относительно всего общества, то последние четыре - характеризуют данное понятие с какой-то одной стороны. Наиболее адекватное действительности и отражающее всю сущность и многоаспектность изучаемого правового явления определение было выработано теоретиками права на основе концепции А.К. Уледова, согласно которой культура представляет собой «определенное качественное состояние общества на каждом данном этапе его развития».10 Среди последователей данной концепции как базовой для определения феномена правовой культуры можно выделить профессора Н.Л. Граната, В.В. Лазарева, А.П. Семитко, который, в частности, говорил о «качественном состоянии правовой жизни общества».11 В фундаментальной работе Н.М. Кейзерова, посвященной методологическим проблемам политической и правовой культуры, указанный подход оценивается как «весьма перспективный и результативный».12 Его преимущества заключаются в том, что он не просто определяет место правовой культуры внутри общественной системы, но и позволяет измерить степень развитости и исторической зрелости этой системы. Кроме того, в рамках такого понимания культуры сближаются понятия «культура» и «общественный прогресс». Учеными, работавшими в данном направлении, было сконструировано определение правовой культуры, воспринятое большинством современных теоретиков. Определения, предлагаемые различными авторами, однако, варьируются в зависимости от того, какие элементы структуры правовой культуры они выделяют.13 Но одним из наиболее удачных на мой взгляд является определение, сконструированное профессором А.П. Семитко.
Под
правовой культурой он понимает «обусловленное
всем социальным, духовным, политическим
и экономическим строем качественное
состояние правовой жизни общества, выражающееся
в достигнутом уровне развития правовой
деятельности, юридических актов, правосознания
и в целом в уровне правового развития
субъекта (человека, различных групп, всего
населения), а также степени гарантированности
государством и гражданским обществом
свобод и прав человека».14
Структура правовой культуры и ее виды.
Структура правовой культуры.
Подходя к вопросу структуры правовой культуры, невольно поражаешься тому разнообразию подходов, представленных различными авторами. Это обусловлено многогранностью и глубиной содержания понятия правовой культуры как части мировой культуры человечества, как величайшего достижения человеческой цивилизации. Правовую культуру, вообще, можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как категорию содержательную. В первом случае она понимается как качественное состояние жизни общества на каждом данном этапе его развития. Это позволит охватить и оценить правовую жизнь в целом и основные ее сферы в отдельности (см. определение правовой культуры, данное выше). Содержательный анализ правовой культуры предполагает понимание ее как системы осуществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права (определение, данное Каминской В.И. и Ратиновым А.Р.). Таким образом структура правовой культуры в конкретно-социологическом аспекте включает следующие наиболее крупные элементы:
право как систему норм, выражающую возведенную в закон государственную волю;
правоотношения как систему общественных отношений, участники которых обладают взаимными правами и обязанностями;
правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности;
правовые учреждения как систему государственных органов и общественных организации, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права;
правовое поведение, деятельность.15
В.М. Сальников считает, что структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в их роли быть эталонами поведения: «право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов».16 С.С. Алексеев, например, считает, что правовая культура включает в себя уровни правового сознания, законность, совершенство законодательства и юридическую практику. Суммируя все выделенные в литературе компоненты, получим следующую структуру правовой культуры: 1) правосознание; 2) право; 3) правовые отношения; 4) законность и правопорядок; 5) правомерная деятельность субъектов; 6) государственно-правовые институты; 7) юридическая наука (как компонент правосознания); 8) юридические акты; 9) общие культурные предпосылки, уровень цивилизованности (Н.С. Соколов17). Этот список далеко не является исчерпывающим. Кроме того, рассматривая структуру правовой культуры, нужно сказать, что практически все авторы признают необходимым выделить и отдельно рассмотреть структуру правовой культуры личности. Приведенные же выше подходы к структурированию относятся к правовой культуре общества в целом.
Информация о работе Правовая культура России: истоки и современность