Правотворчество: виды и стадии законотворчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

настоящее время, когда политические и экономические реформы, проводимые в России потребовали интенсивного законотворчества, как никогда становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона «вписаться» в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.

Содержание

Стр.
Введение…………………………………………………………… 3
I. Правотворчество: понятия и принципы………………………. 7
1.1 Понятия правотворчества……………………………………. 7
1.2 Принципы правотворчества………………………………….. 10
II. Виды правотворчества………………………………………… 12
III. Стадии законотворчества……..……………………………… 15
Заключение………………………………………………………… 23
Приложение
Список использованных источников…..…………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ТГП 1 курс. 4.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

      В настоящее время все кардинально  изменилось. Законы, издаваемые законодательными органами (здесь надо уточнить, что в каждой стране свой законодательный орган), преследует другие цели. Главной из которых является защита интересов и прав гражданина данной страны. Она выражается в различных формах, но суть одна. Любой законодательный орган должен прежде всего направлять свою деятельность на улучшение, установление стабильности и гарантий общества, а не на обогащение и извлечение личной выгоды для себя, используя данную ему власть.

      Жизнеспособность  законов обеспечивается множеством компонентов. Их необходимо подвергнуть глубокому анализу, чтобы определить наиболее уязвимые места в процессе подготовки и реализации законов.

      Во-первых, необходимо изменить существующую практику законотворчества на стадии подготовки проекта закона. Здесь представляется возможным разработка проекта группой ученых-специалистов, которая заменила бы ведомственный порядок подготовки законопроектов. Целесообразно выносить важнейшие законопроекты на всенародное обсуждение, предварительно разработав механизм подведения итогов обсуждения и их учета в законопроекте.  

      Серьезной проблемой является неоправданная  федеральная законотворческая активность. Многие законы изменяются и дополняются  уже через несколько месяцев  или даже недель после их принятия. Причина происходящего – вовсе не в изменчивой социальной практике, как утверждают некоторые, а в изначально заниженных требованиях к принимаемому законопроекту. В результате их применения обнаруживается множество «дыр», которые необходимо немедленно «штопать».

      Другой  блок проблем связан с вопросами качества самого закона, представляющего адекватное отражение законодателя нормативно-правовых потребностей, что возможно лишь при строго научной основе законотворческого процесса. Основная задача состоит в том, чтобы создать надежный организационно-правовой заслон немотивированным законодательным актом. Только научно обоснованный норматив может быть обличен в официально-правовые формы, и это, следует закрепить конституционно.

      Другая  проблема – это модельная сбалансированность запретительных и разрешительных норм в нашем законодательстве, а также законов и подзаконных нормативных актов. Необходимо конституционно установить круг вопросов общеправового характера, который должен регулироваться исключительно на законодательном уровне, уточнить систему государственных органов, обладающих правом законодательствовать.

      Среди всех проблем законотворчества наиболее остро встает проблема исполнения законов.

      Многие  законы, которые создаются с огромными  интеллектуальными и психологическими затратами не работают, парализуя всю правовую систему, все три власти – законодательная, исполнительная и судебная – должны сосредоточиться именно на реализации принятых решений.

      Естественно, перечисленный перечень трудностей законотворческого процесса не является исчерпывающим. Необходимо глубокое научное исследование этих вопросов, разработка его на основе практических мер по совершенствованию законотворческого процесса.

      Но  несмотря на все существующие проблемы, законотворчество было, есть и будет, т.к. взаимоотношения между субъектами общества не могут просто взять и исчезнуть, и для урегулирования этих отношений необходимы определенные правила, нормы. Именно по этому, правотворчество имеет право на существование. Законы будут создаться для общества и изменяться вместе с ним.

      Развитие  любого общества подразумевает наличие  определенных проблем, в этом случае, законотворчество необходимо для справедливого  урегулирования этих проблем, следовательно, пока существует общество, будет существовать законотворчество.

      Закон, если даже он воплощает насущные интересы, не будет работать автоматически. Для его реализации требуется особый механизм, который начинает действовать на организационном этапе. Только так государство может воздействовать на государственный механизм и общество в целом с целью установления отношений, предписанных законом. 
 
 
 

 

       Приложение 1 

                               Стадии законодательного процесса

      

      

      

 
Приложение 2
 
 
 

Виды  нормативных актов

 

 
 
 
 
 
 

 

       Приложение 3 

      Виды  нормативных актов по юридической  силе 

        

      

      

      

        

      

        

      

      

      

      

        

      

        

      

        
 
 

 

       Приложение 4

                                                        Виды законов 
 

      

      

      

      

      

        
 

      

        

      

      

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

       Список использованных источников.

    1. Конституция РФ: принята на Всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. М.,1993
    2. Федеральный Закон от 8.05.1994г. «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Гос. Думы Федерального Собрания РФ»: // Собрание законодательства РФ.1994. №2. ст.74
    3. Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных законов» //Собрание актов Президента и правительства РФ. 1994. №6. ст. 1173.
    4. Ведомости съезда народных депутатов Верховного Совета РФ. 1992. №17. ст.890
    5. Алексеев С.С. Государство и право. М., 1994. С.190
    6. Алексеев С.С. Как готовить закон? // Известия. 1992. 14.12
    7. Алексеев С.С. Правовое государство – судьба социализма. М.., 1988. С.96
    8. Гоббс Т., Левиафан Н. мир философии: Книга для чтения. Ч.2. Человек. Общество. Культура. М.,: Политиздат. 1991. С.450
    9. Исаков В. Подготовка и принятие законов в правовом государстве // Российская юстиция. 1997. №7. С.13
    10. Исполнение законов // «Круглый стол» журнала «Советское государство право» // Советское государство и право. 1991. № 6,7
    11. Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности. // Советское государство и право. 1994. №3. С.75
    12.   Кудрявцев В.Н. Правомерное поведение: норма и патология. М.: Наука, 1982. С.287
    13. Ковачев Д.А. Механизм социалистического правотворчества. М.: Юрид. л., 1977. С.58
    14. Лукьянова Е. Как готовить закон. // Народный депутат. 1990. № 12
    15. Лукич Р. Методология права. М.: Прогресс. 1981. С.215
    16. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. М., Спартак. 1998. С.448
    17. Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М.: Слово. 1997
    18. Научные основы советского правотворчества / Под ред. Халфиной Р. О.: М. 1981. С.300
    19. Общая теория права. Курс лекций.  / Под ред. Бабаева В.К. /. Нижний Новгород. 1993. С.304
    20. Общая теория права: Учебник для юридических ВУЗов / Дмиртиев Ю.А., Кузьмин И.Ф, Лазарев В.В. /Под общей ред. Пиголкина А.С. / 2-е изд. Испр. и доп. М., МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. С.384
    21. Поленина С.В. Новое в системе законотворчества РФ. // Государство и право. 1994. №12. С.27
    22. Тихомиров В., Пиголкин А., Кузьмин И. Законотворчество и план //Народный депутат. 1990. № 9. С.95
    23. Теория права и государства. / Под ред. Лазарева В.В. /. М.: Юрид. Л., 1994. С.123
    24. Теория права и государства: Курс лекций / Под ред. Марченко М.Н. / М.: Зерцало ТЕИС, 1996. С.480
    25. Теория права и государства:  /Под ред. профф. Манова Г.Н. – М., БЕК. 1995. С.336

Информация о работе Правотворчество: виды и стадии законотворчества