Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 15:22, курсовая работа
настоящее время, когда политические и экономические реформы, проводимые в России потребовали интенсивного законотворчества, как никогда становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона «вписаться» в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.
Стр.
Введение…………………………………………………………… 3
I. Правотворчество: понятия и принципы………………………. 7
1.1 Понятия правотворчества……………………………………. 7
1.2 Принципы правотворчества………………………………….. 10
II. Виды правотворчества………………………………………… 12
III. Стадии законотворчества……..……………………………… 15
Заключение………………………………………………………… 23
Приложение
Список использованных источников…..…………………………
Р. Лукич определяет: «Правотворчество как комплексную деятельность, состоящую из операций, которые являются разновидностью умственной деятельностью, и каждый их которых, выполняется различными способами и методами». В этом случае правотворчество толкуется как юридически неформализованная деятельность человеческого разума, т.к. она так или иначе, направлена на создание юридических законов.
На основании изложенного мы можем дать определение правотворчества: это оранизационно-оформленная деятельность государства по возведению, закона государственной воли путем выявления потребностей нормативно-правовом регулировании общественных отношений и создания в соответствии с потребностями новых правовых норм, замена и отмена действующих.
1.2 Принципы правотворчества.
Правотворческая деятельность современных цивилизованных государств осуществляется не спонтанно и хаотично, а на базе основополагающих принципов, представляющих собой организованные начала, которые определяют существо, характерные черты и общие направления этой деятельности. Рассмотрим эти принципы подробно.
▪ Демократизм – проявляется в установлении и неуклонном осуществлении свободного, демократического порядка подготовки и утверждении нормативных актов, и в первую очередь законов, что обеспечивает активное участие депутатов широкой общественности.
▪ Законность – строгое соблюдение установленного порядком подготовки, принятия, опубликования нормативно-правовых решений, соответствия конституции страны и ее законам вышестоящей юридической силы, правотворческой процедуры.
▪ Гуманизм – направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей.
▪ Научный характер – правотворчество должно максимально соответствовать назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям, быть научно обоснованным, учитывать и использовать достижение науки и техники, основываться на технических разработках проблем, требующих нового нормативного решения. К подготовке проектов должны привлекаться научные учреждения, отдельные представители соответствующих отраслей науки, а так же ученые и юристы.
▪ Профессионализм – участие в разработке правотворческих решений квалифицированных специалистов, соответствующих отраслей общественной жизни, имеющих профессиональную подготовку, большой опыт работы и достаточные знания.
▪
Гласность – результат правотворческой
деятельности – нормативные
акты, в которых содержатся права и обязанности граждан – должны быть доведены до сведения последних.
▪ Техническое совершенство принимаемых актов – предполагает широкое использование выработанных юридической наукой и опломбированных правотворческой практикой способов и приемов подготовка и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники, которые должны быть обязательными установлениями для законодателя.
Подводя итоги всему вышесказанному, можно сказать, что правотворчество играет значительную роль в жизни личности и общества. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом. Перечисленные выше основополагающие принципы предполагают знание прежде всего, того, каким образом создается закон или подзаконные акты, формируется и развивается, в чем суть законодательства. Без такого знания исключается сколько-нибудь успешная деятельность по созданию законов и подзаконных актов, призванных служить задачам обеспечения свободы личности и прогресса общества.
Принципы правотворчества, на основании вышеизложенного, являются не единственным фактором для успешной работы законодателя. Немаловажную роль играет и правовая культура законодателя, от его отношения к своей миссии, от владения юридической наукой и приемами законодательной техники. Суть правовой культуры законодателя, как составной части всеобщей культуры, в образе мышления и соответствующего действия, основанного на признании и познании общечеловеческих ценностей, в соответствии с которыми и осуществляется законотворческая деятельность.
II. Виды правотворчества.
В
предыдущей главе мы рассмотрели
основные понятия и принципы правотворчества.
Выяснили, что правотворчество
Помимо всего вышесказанного, правотворчество подразделяется на виды, которые мы и рассмотрим в этой главе. Основная классификация проводится в зависимости от субъектов правотворчества, согласно этому критерию различают: референдум, принятие нормативных актов органами государства, заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права (между:
-
Российской федерацией и
- государственными органами и общественными объединениями;
- работодателями и работниками предприятий и т.д.)
До недавнего времени в бывшем СССР и союзных республиках, входивших в его состав, активно использовался такой вид правотворчества, как правотворческая деятельность общественных организаций и совместная правотворческая деятельность государственных органов и общественных организаций. В настоящее время это явно не целесообразно и теоретически труднообъяснимая практика, свидетельствующая о предании общественным организациям несвойственных им функций, прекратило свое существование.
Рассмотрим каждый вид подробно:
◊ Референдум – голосование граждан по поводу законов, проектов международных договоров, закона или иного нормативного акта, вопроса государственного (регионального, местного) значения.
В России референдум, как институт непосредственной демократии регламентирован Федеральным конституционным законом «О Референдуме Российской Федерации», 1995 г. Инициатива проведения референдума принадлежит не менее, чем 2 миллионам граждан России и Конституционному собранию, согласно ч.3 ст.135 Конституция РФ от 12.01.1993 года. Референдум назначается Президентом РФ на любой выходной день в период от 2-3-х месяцев со дня опубликования Указа.
Резолютивный – решающее голосование граждан по поводу закона, проекта
международного договора, вопроса государственного значения, при котором принятое решение считается общеобязательным и действует на всей территории страны.
Консультативный – имеет цель выяснения мнения народа по каким-либо вопросам, предлагаемым проектом законов и т.д., путем голосования. В свою очередь, Президент и Правительство, оставляет за собой право решающего голоса.
Делая вывод, можно сказать, что референдум играет значительную роль в политической жизни общества. Он позволяет каждому из нас, в той или иной степени, решать судьбу своего государства, оказывать влияние на государственную власть и высказывать свое мнение.
◊ Принятие нормативных актов государственными органами ,т.е правотворческая деятельность компетентных органов. Это наиболее распространенный, целесообразный и последовательный вид правотворчества. Согласно вышеизложенного, правотворчество – это прежде всего активная деятельность государственных органов. В пределах своей компетенции, нормативные акты, издают практически все государственные органы, что четко регламентировано законодательством. В частности это:
- Глава государства;
-
Правительственные органы
- Некоторые исполнительные органы государственной власти и т.д.
◊ Нормативные соглашения. Заключение соглашений, содержащих обязательные для исполнения правовые предписания, все шире используются в правотворческой практике Российского государства, причем, такие соглашения заключаются между различными субъектами права и их юридическая сила неодинакова. Практикуется заключение соглашений по:
- экономическим;
- политическим;
-
и иным вопросам между
Характерной особенностью современных взаимоотношений между общественными объединениями и государственными структурами является заключение разного рода соглашений, содержащие нормативные предписания. В первую очередь, это касается регулирования трудовых отношений. Так, например, в соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях», может быть заключен коллективный договор – правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, в организации.
Наряду с коллективным договором законом предусматривается заключение разного рода соглашений – правовых актов, содержащих обязательства по установлению условий труда, занятости, социальных гарантий для работников определенной профессии, отрасли, территории. Такие соглашения могут заключаться на разных уровнях:
- федеральном;
- республиканском;
-
отраслевом или
-
территориальном и т.д.
III. Стадии законотворчества.
Любой процесс, в том числе законотворческий, протекает в определенной форме и может быть разбит на стадии. Становление правовой системы – это длительный процесс, который происходит поступательно, т.е. через создание отдельных нормативных актов и законов, которые являются завершающим звеном и непосредственно результатом правотворческой деятельности. Соответственно, правотворческий процесс, есть порядок последовательных операций, в результате которых в правовую систему вливается новый элемент.
Правотворческий и законотворческий процессы соотносятся как общее и особенное. В этой главе будет рассмотрен процесс законотворчества. Процесс принятия каждого отдельного нормативно-правового акта подчиняется определенным правилам, отход от которых недопустим – законодательной процедурой. Под законодательной процедурой понимается установленный порядок прохождения проектов законов и других нормативных актов.
В каждой стране законодательная процедура имеет свои особенности, но везде она строго закрепляется и регулируется с помощью Конституции, текущих Законов, а также – специальных Приложений и Регламентов, устанавливающих порядок правотворческой деятельности государственных органов.
Принятие
решения о подготовке
законопроекта знаменует собой
начало законотворческого процесса. С
принятием такого решения определяется
тема будущего акта, его общая направленность.
Очень много зависит от того, каков законопроект
изначально, как подана его основная идея
и насколько он соответствует реальным
общественным потребностям. Здесь нельзя
забывать и о праве законодательной инициативы,
т.е. возможность вносить в законодательный
орган законопроекты, предварительные
тексты законов. Конституция и законы
ясно очерчивают круг субъектов, обладающих
подобным правом. Согласно ч.1 ст.104 Конституции
РФ, правом законодательной инициативы
обладают:
Информация о работе Правотворчество: виды и стадии законотворчества