Правотворчество: виды и стадии законотворчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

настоящее время, когда политические и экономические реформы, проводимые в России потребовали интенсивного законотворчества, как никогда становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона «вписаться» в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.

Содержание

Стр.
Введение…………………………………………………………… 3
I. Правотворчество: понятия и принципы………………………. 7
1.1 Понятия правотворчества……………………………………. 7
1.2 Принципы правотворчества………………………………….. 10
II. Виды правотворчества………………………………………… 12
III. Стадии законотворчества……..……………………………… 15
Заключение………………………………………………………… 23
Приложение
Список использованных источников…..…………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ТГП 1 курс. 4.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

      Р. Лукич определяет: «Правотворчество как комплексную деятельность, состоящую из операций, которые являются разновидностью умственной деятельностью, и каждый их которых, выполняется различными способами и методами». В этом случае правотворчество толкуется как юридически неформализованная деятельность человеческого разума, т.к. она так или иначе, направлена на создание юридических законов.

      На  основании изложенного мы можем  дать определение правотворчества: это оранизационно-оформленная деятельность государства по возведению, закона государственной воли путем выявления потребностей нормативно-правовом регулировании общественных отношений и создания в соответствии с потребностями новых правовых норм, замена и отмена действующих.

 

            1.2 Принципы правотворчества.

      Правотворческая деятельность современных цивилизованных государств осуществляется не спонтанно  и хаотично, а на базе основополагающих принципов, представляющих собой организованные начала, которые определяют существо, характерные черты и общие направления этой деятельности. Рассмотрим эти принципы подробно.

       Демократизм – проявляется в установлении и неуклонном осуществлении свободного, демократического порядка подготовки и утверждении нормативных актов, и в первую очередь законов, что обеспечивает активное участие депутатов широкой общественности.

       Законность – строгое соблюдение установленного порядком подготовки, принятия, опубликования нормативно-правовых решений, соответствия конституции страны и ее законам вышестоящей юридической силы, правотворческой процедуры.

       Гуманизм – направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей.

       Научный характер – правотворчество должно максимально соответствовать назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям, быть научно обоснованным, учитывать и использовать достижение науки и техники, основываться на технических разработках проблем, требующих нового нормативного решения. К подготовке проектов должны привлекаться научные учреждения, отдельные представители соответствующих отраслей науки, а так же ученые и юристы.

       Профессионализм – участие в разработке правотворческих решений квалифицированных специалистов, соответствующих отраслей общественной жизни, имеющих профессиональную подготовку, большой опыт работы и достаточные знания.

       Гласность – результат правотворческой деятельности – нормативные 

акты, в  которых содержатся права и обязанности  граждан – должны быть доведены до сведения последних.

       Техническое совершенство принимаемых актов – предполагает широкое использование выработанных юридической наукой и опломбированных правотворческой практикой способов и приемов подготовка и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники, которые должны быть обязательными установлениями для законодателя.

      Подводя итоги всему вышесказанному, можно  сказать, что правотворчество играет значительную роль в жизни личности и общества. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом. Перечисленные выше основополагающие принципы предполагают знание прежде всего, того, каким образом создается закон или подзаконные акты, формируется и развивается, в чем суть законодательства. Без такого знания исключается сколько-нибудь успешная деятельность по созданию законов и подзаконных актов, призванных служить задачам обеспечения свободы личности и прогресса общества.

      Принципы  правотворчества, на основании вышеизложенного, являются не единственным фактором для успешной работы законодателя. Немаловажную роль играет и правовая культура законодателя, от его отношения к своей миссии, от владения юридической наукой и приемами законодательной техники. Суть правовой культуры законодателя, как составной части всеобщей культуры, в образе мышления и соответствующего действия, основанного на признании и познании общечеловеческих ценностей, в соответствии с которыми и осуществляется законотворческая деятельность.

        II. Виды правотворчества.

      В предыдущей главе мы рассмотрели  основные понятия и принципы правотворчества. Выяснили, что правотворчество характеризуется  тем, что оно представляет собой активную государственную деятельность, основным продуктом которой являются юридические нормы, воплощающиеся, главным образом, в нормативных актах, что является основным средством управления обществом.

      Помимо  всего вышесказанного, правотворчество  подразделяется на виды, которые мы и рассмотрим в этой главе. Основная классификация проводится в зависимости от субъектов правотворчества, согласно этому критерию различают: референдум, принятие нормативных актов органами государства, заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права (между:

      - Российской федерацией и субъектами, входящими в ее состав;

      - государственными органами и  общественными объединениями;

      - работодателями и работниками  предприятий и т.д.)

      До  недавнего времени в бывшем СССР и союзных республиках, входивших  в его состав, активно использовался  такой вид правотворчества, как правотворческая деятельность общественных организаций и совместная правотворческая деятельность государственных органов и общественных организаций. В настоящее время это явно не целесообразно и теоретически труднообъяснимая практика, свидетельствующая о предании общественным организациям несвойственных им функций, прекратило свое существование.

      Рассмотрим  каждый вид подробно:

       Референдум – голосование граждан по поводу законов, проектов международных договоров, закона или иного нормативного акта, вопроса государственного (регионального, местного) значения.

      В России референдум, как институт непосредственной демократии регламентирован Федеральным  конституционным законом «О Референдуме  Российской Федерации», 1995 г. Инициатива проведения референдума принадлежит не менее, чем 2 миллионам граждан России и Конституционному собранию, согласно ч.3 ст.135 Конституция РФ от 12.01.1993 года. Референдум назначается Президентом РФ на любой выходной день в период от 2-3-х месяцев со дня опубликования Указа.

      

 
 
 

Резолютивный  – решающее голосование граждан  по поводу закона, проекта

      международного  договора, вопроса государственного значения, при котором принятое решение  считается общеобязательным и действует  на всей территории страны.

      Консультативный – имеет цель выяснения мнения народа по каким-либо вопросам, предлагаемым проектом законов и т.д., путем голосования. В свою очередь, Президент и Правительство, оставляет за собой право решающего голоса.

      Делая вывод, можно сказать, что референдум играет значительную роль в политической жизни общества. Он позволяет каждому из нас, в той или иной степени, решать судьбу своего государства, оказывать влияние на государственную власть и высказывать свое мнение.

       Принятие нормативных актов государственными органами ,т.е правотворческая деятельность компетентных органов. Это наиболее распространенный, целесообразный и последовательный вид правотворчества. Согласно вышеизложенного, правотворчество – это прежде всего активная деятельность государственных органов. В пределах своей компетенции, нормативные акты, издают практически все государственные органы, что четко регламентировано законодательством. В частности это:

      - Глава государства;

      - Правительственные органы государственной  власти всех уровней;

      - Некоторые исполнительные органы государственной власти и т.д.

       Нормативные соглашения. Заключение соглашений, содержащих обязательные для исполнения правовые предписания, все шире используются в правотворческой практике Российского государства, причем, такие соглашения заключаются между различными субъектами права и их юридическая сила неодинакова. Практикуется заключение соглашений по:

      - экономическим;

      - политическим;

      - и иным вопросам между федерацией  и отдельными ее членами.

      Характерной особенностью современных взаимоотношений между общественными объединениями и государственными структурами является заключение разного рода соглашений, содержащие нормативные предписания. В первую очередь, это касается регулирования трудовых отношений. Так, например, в соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях», может быть заключен коллективный договор – правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, в организации.

      Наряду  с коллективным договором законом  предусматривается заключение разного  рода соглашений – правовых актов, содержащих обязательства по установлению условий труда, занятости, социальных гарантий для работников определенной профессии, отрасли, территории. Такие соглашения могут заключаться на разных уровнях:

      - федеральном;

      - республиканском;

      - отраслевом или профессиональном;

      - территориальном и т.д.   

 

      III. Стадии законотворчества.

      Любой процесс, в том числе законотворческий, протекает в определенной форме и может быть разбит на стадии. Становление правовой системы – это длительный процесс, который происходит поступательно, т.е. через создание отдельных нормативных актов и законов, которые являются завершающим звеном и непосредственно результатом правотворческой деятельности. Соответственно, правотворческий процесс, есть порядок последовательных операций, в результате которых в правовую систему вливается новый элемент.

      Правотворческий и законотворческий процессы соотносятся  как общее и особенное. В этой главе будет рассмотрен процесс законотворчества. Процесс принятия каждого отдельного нормативно-правового акта подчиняется определенным правилам, отход от которых недопустим – законодательной процедурой. Под законодательной процедурой понимается установленный порядок прохождения проектов законов и других нормативных актов.

      В каждой стране законодательная процедура  имеет свои особенности, но везде  она строго закрепляется и регулируется с помощью Конституции, текущих Законов, а также – специальных Приложений и Регламентов, устанавливающих порядок правотворческой деятельности государственных органов.

      

      

      

      

      

        
           Принятие решения о подготовке законопроекта знаменует собой начало законотворческого процесса. С принятием такого решения определяется тема будущего акта, его общая направленность. Очень много зависит от того, каков законопроект изначально, как подана его основная идея и насколько он соответствует реальным общественным потребностям. Здесь нельзя забывать и о праве законодательной инициативы, т.е. возможность вносить в  законодательный орган законопроекты, предварительные тексты законов. Конституция и законы ясно очерчивают круг субъектов, обладающих подобным правом. Согласно ч.1 ст.104 Конституции РФ, правом законодательной инициативы обладают:

Информация о работе Правотворчество: виды и стадии законотворчества