Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 15:22, курсовая работа
настоящее время, когда политические и экономические реформы, проводимые в России потребовали интенсивного законотворчества, как никогда становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона «вписаться» в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.
Стр.
Введение…………………………………………………………… 3
I. Правотворчество: понятия и принципы………………………. 7
1.1 Понятия правотворчества……………………………………. 7
1.2 Принципы правотворчества………………………………….. 10
II. Виды правотворчества………………………………………… 12
III. Стадии законотворчества……..……………………………… 15
Заключение………………………………………………………… 23
Приложение
Список использованных источников…..…………………………
П р а в о т в о р ч е с т в о :
виды и стадии
законотворчества.
ОГЛАВЛЕНИЕ
:
Стр. | |
Введение………………………………………………………… |
3 |
I. Правотворчество: понятия и принципы………………………. | 7 |
1.1 Понятия правотворчества……………………………………. | 7 |
1.2 Принципы правотворчества………………………………….. | 10 |
II. Виды
правотворчества……………………………………… |
12 |
III. Стадии
законотворчества……..………………………… |
15 |
Заключение…………………………………………………… |
23 |
Приложение 1……………………………………………………… | 26 |
Приложение 2……………………………………………………… | 27 |
Приложение 3……………………………………………………… | 28 |
Приложение 4……………………………………………………… | 29 |
Список использованных источников…..………………………… | 30 |
Введение
В многочисленной и динамичной правовой сфере общества правотворчества занимает ведущее место. Это объясняется тем, что именно правотворчество дает жизнь праву, порождает и формирует его, открывает «дверь» в общество. Правотворчество служит начальным этапом жизни права и вбирает в себя импульсы, влияющие на движение права, как собственно правовое, так и политическое, экономическое. Поэтому вполне объясним громадный интерес общества к правотворчеству, позволяющему создавать акты, как выражение политического курса партии государства и права.
В наши дни тема правотворчества особенно актуальна. Сегодня Россия несет, на своих плечах тяжелое бремя реформирования. Рассматривая данную тему в современных условиях, нельзя забывать и об историческом развитии идеи формирования правового государства в России и попытки ее практического осуществления. Именно на базе исторического опыта, возможно, осветить основные закономерности законотворческого процесса.
Менялись эпохи, на смену одним государствам приходили другие, но неизменной оставалась цель: обеспечение порядка, развитие различных процессов в обществе в рамках правовых норм. Стабильность общества – гарантия его процветания, соответственно, обеспечение этой стабильности – основная цель государства. Как отмечал Томас Гоббс: «Только в государстве существует всеобщий масштаб для измерения добродетелей и пороков, таким масштабом могут служить лишь законы каждого государства».
Известно, что кризисные периоды в жизни общества чреваты переоценкой прежних и бурных расцветом новых идей. Кризисы особенно болезненны для тех областей знаний, которые изучают стабильные, устойчивые явления и процессы. К ним относится и юриспруденция.
Правовые системы по своей природе малоподвижны, они меняются «скачками», иногда опережая события, но большей частью отставая от текущей жизни. Такие периоды крайне опасны для общества и государства в целом. Наглядным примером является ситуация, сложившаяся в нашей стране. Попытки стабилизировать крайне опасную ситуацию путем провозглашения правового государства, волной нового законодательства, «затыкающего образовавшиеся дыры», оказались бесплодными. Создалась крайне парадоксальная ситуация: провозгласив построение правового государства, мы не создали условия для стабильного развития общественных процессов, установления режима законности. А, ведь, правовое государство – это государство, в котором функционирует наличие реального разделения властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, с развитым социальным контролем политики и власти, несущая в себе закон во всех его проявлениях.
В настоящее время, когда политические и экономические реформы, проводимые в России потребовали интенсивного законотворчества, как никогда становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона «вписаться» в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.
«Право создается государством, которое вместе с тем должно быть им связано». Процесс создания правовых норм начинается с возникновения объективных существенных закономерностей, требующих правового регулирования, проходит через институты общества и государства, реализуется законодательной, исполнительной и судебной властями в присущих им формах. Но процесс создания правовых норм не может быть произвольным, субъективным, он образуется на принятых и закрепленных конституционно и нормативно правилах, которые государство обязано соблюдать. Оно связанно собственной правовой системой, и эта зависимость закреплена в Основном законе государства. Отступая от принципа законности, либо создавая закон неспособный «прижиться» в обществе, противоречащие друг другу и общественной системе в целом, государственная власть ослабляет свой авторитет, снижая степень общественного доверия.
Речь идет не только об обновлении, улучшении законодательства, но и о формировании многих принципиально новых правовых институтов, отвечающих новым экономическим условиям, критериям правового государства.
Процесс законодательства проходит в чрезвычайно сложной обстановке. Растет озлобление и взаимное отчуждение людей, межнациональные распри и конфликты, растет преступность, «рвутся» хозяйственные связи. Все это происходит на фоне экономического и финансового кризиса.
Курс
на ускорение реформ заставляет законодателя
стремиться к быстрому охвату правовых
норм, регулированию новых
Тема законотворчества и механизм обеспечения по реализации закона, как никогда актуальна именно сегодня, когда перед государством стоит задача укрепления правовой основы. Некомпетентность, спешка законодателя, несоблюдение научных основ законодательной работы могут негативно сказаться на правовой системе.
Одним из важных условий совершенствования законодательства является овладение системой определенных требований, предъявляемых к процессу создания законов и подзаконных актов. Эти требования, выработанные в течение веков различными государствами, концентрированно формируются в отрасли знания, именуемой законодательной техникой.
Данная отрасль знания обстоятельно разработана во многих цивилизованных странах, отражена в многочисленной литературе, подробно описывающей, как следует «делать» закон, каким требованиям они должны отвечать, начиная с языка до его изящества, красоты и даже поэтичности.
Все
вышеизложенное, оказало влияние
на выбор темы курсовой работы, в
которой мы не только постараемся выяснить,
что такое правотворчество и описать его
виды и стадии, но и показать всю важность
этого вопроса.
I. Правотворчество: понятия и принципы.
1.1 Понятия правотворчества.
Правотворчество представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, имеющую своей непосредственной целью, формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение. В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой внутренне согласований непротиворечивой системы норм, регулирующих сложившихся в обществе разнообразных отношений.
В отечественной и зарубежной литературе правотворчеству просвещенно много книг, диссертаций и статей. По мнению одних авторов, правотворчество выступает как периодически оформленная процедура деятельности по формированию и закреплению воли класса в правовых актах по изменению и обмену этих актов. Другая позиция заключается в широкой трактовке правотворчества, направленной на достижение целей общества, организационно оформленной деятельности государства по выявлению потребностей в нормативно-правовом регулировании общественных отношений, о создании в соответствии с выявленными потребностями новых правовых норм, замене и отмене действующих. Несмотря на столь многочисленные определения правотворчества, смысл всегда остается один.
Право, как любое социальное явление имеет свою функцию. Рожденное общественными отношениями, т.е. определенными социальными связями, которые по своей природе хаотичны, право естественно выступает определенным фактором стабильности. Отсюда с очевидностью вытекает тот факт, что для нормального функционирования общества необходим регулятор, который поддерживал бы определенный порядок в разрозненных общественных отношениях и обеспечивал их взаимосвязь и взаимодействие. Таким регулятором является право. Выполняя функцию стабилизации общественных отношений, оно в то же время выступает связующим звеном между государством и обществом, позволяя им взаимодействовать друг с другом. Правотворчество по своей социальной сути выступает как процесс придания содержащимся в них правилам поведения – государственном влиянии общеобязательного характера.
Имре считает, «…что общество в определенный момент своего развития с неизбежностью приходит к необходимости посредствам общего правила внести порядок и устойчивость в повторяющиеся общественные отношения. Здесь, возникает вопрос, все ли отношения могут быть урегулированы государством через право? Правовая деятельность государства в этой связи может быть названа трансформирующей деятельностью: экономические и иные общественные отношения она преобразует в правовые отношения, которые затем фиксируются в правовых нормах». С точки зрения некоторых авторов, сфера правового регулирования – это то социальное пространство, которое подвержена действию права:
• сфера возможного (потенциального) регулирования;
• сфера необходимого регулирования;
• сфера законодательного регулирования;
•
сфера правореализующего
Говоря о правотворческой деятельности государства, следует обратить внимание на то, что она является частью правообразования. Характеризуя этот процесс, следует отметить, что есть, прежде всего, перевод объективных законов общественного развития на язык решений, обличенный в соответствующую юридическую форму. «Обычно сложившаяся в жизни норма реального поведения предшествует правовым предписаниям. В законе часто закрепляется то, - пишет В. Н. Кудрявцев, - что уже оправдало себя на практике, сформировалось как оптимальная форма поведения».
Закономерно было бы рассматривать правотворчество, как часть процесса правообразования. Правотворчество – сложное социальное явление, имеющее управленческую природу. Это одна из форм государственного руководства обществом. Как любой социальный процесс – это сознательная, целенаправленная деятельность, осуществляемая через право и правовые нормы.
«Комплексный подход правотворчества требует развития реальных между различными явлениями, участвующим в формировании права, осуществляющих переход от материальных факторов к сознанию и от него – к правовым нормам», - считает А. .
Правотворчество – основное, начальное звено механизма правового регулирования. Оно начинается тогда, когда необходимость нововведений уже назрело и их направления уже определено общественным развитием. На этом этапе в процесс правообразования вступает компетентные государственные органы. Согласно традиционной точки зрения, правотворчество – это деятельность государства, направленная на создание юридических норм.
Информация о работе Правотворчество: виды и стадии законотворчества