Правотворчество: виды и стадии законотворчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

настоящее время, когда политические и экономические реформы, проводимые в России потребовали интенсивного законотворчества, как никогда становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона «вписаться» в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.

Содержание

Стр.
Введение…………………………………………………………… 3
I. Правотворчество: понятия и принципы………………………. 7
1.1 Понятия правотворчества……………………………………. 7
1.2 Принципы правотворчества………………………………….. 10
II. Виды правотворчества………………………………………… 12
III. Стадии законотворчества……..……………………………… 15
Заключение………………………………………………………… 23
Приложение
Список использованных источников…..…………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ТГП 1 курс. 4.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

      - Президент РФ;

      - Федеральное собрание и его  члены;

      - Депутаты Госдумы;

      - Правительство РФ;

      - Законодательные органы субъектов  РФ;

      - Высшие судебные органы:

                             ◦ Конституционный суд РФ;

                             ◦ Верховный суд РФ;

                             ◦ Высший Арбитражный суд РФ.

      Сам процесс по подготовке проекта законодательного акта складывается из ряда стадий:

    1. Создание концепции будущего закона.
    2. Анализ существующих норм, регулирующих данные отношения и

изучение  соответствующего мирового опыта.

    1. Непосредственная работа над текстом проекта.
    2. Экспертиза готового законопроекта.

      Особое  внимание следует уделить разработке концепции будущего закона – ее экономическому, социально-политическому контексту. Найти объективно необходимое сочетание юридического и практического содержания акта, что требует привлечения, как юристов, так и специалистов в конкретно необходимых областях знаний. При подготовке проектов обычно применяется ведомственный, отраслевой принцип, предусматривающий составление первоначальных проектов теми органами и организациями, профилю деятельности которых  они соответствуют. Такой принцип обеспечивает квалифицированное составление проекта, участие специалистов. 

      Обсуждение, доработка и согласование проекта  – эта стадия, завершающая подготовительный этап. Суть процедуры – обсуждение проекта рабочей группой с привлечение специалистов-экспертов. Предложения и замечания, высказанные при обсуждении, обобщаются, и в соответствии с ними, проект окончательно отрабатывается и редактируется.

      Затем он поступает на рассмотрение того органа или комиссии, которой поручено подготовка проекта и внесение его  на утверждение.

      Ряд проектов проходит особые, дополнительные стадии подготовки, что обусловлено их исключительной важностью и значимостью для регулирования общественных отношений. В практике подготовки законопроекта нередко используется его всенародное обсуждение.

      Подготовка  проекта заканчивается решением органов, его подготовившего, о направлении законопроекта на рассмотрение законотворческого органа. Если проект готовится в аппарате этого органа или комиссиями Государственной Думы, то эта стадия законотворчества заканчивается решением комиссии представить проект на рассмотрение Гос. Думы.

      Факт  внесения выработанного проекта  в законотворческий орган имеет  официальное юридическое значение. С этого момента прекращается первый этап процесса законотворчества – предварительное формирование государственной воли, и начинается новый этап -  закрепление этой воли в нормах права.

      Утверждение законопроекта является центральной стадией законотворческого процесса, т.к. именно на этом этапе происходит придание юридического значения правилам, находящимся в тексте законопроекта.

      Можно выделить основные четыре стадии официального прохождения закона:

    1. Внесение проекта на обсуждение законотворческого органа;
    2. Непосредственное обсуждение проекта;
    3. Принятие закона;
    4. Обнародование закона.

      Стадия  официального внесения законопроекта в законотворческий орган, сводится к направлению полностью готового проекта в законотворческий орган.

      В юридической литературе принято  выделять два вида официального вынесения  проекта на рассмотрение:

      1. Кооперативное внесение, когда законотворческий орган обязан рассмотреть поставленный вопрос, т.к. связан волеизъявлением инициатора проекта.

      2. Факультативное внесение, когда от руководства законотворческого органа зависит, поставить ли в повестку дня внесенный проект или оставить его без рассмотрения, направить ли для доработки или редактирования.

      Проекты законов и законодательных предложений  представляются к рассмотрению вместе с обоснованием необходимости их разработки, развернутой характеристикой  целей, задач и основных положений  будущих законов и их место в системе законотворчества, а также ожидаемых социально-экономических последствий их применения. При этом указывается коллективы и лица, принимавшие участие в подготовке проекта, реализация которого потребует дополнительных и иных затрат, прилагается его финансово-экономическое обоснование.

      Проекты законов и иные законодательные  предложения, подлежащие рассмотрению Гос. Думой, представляются в комитеты и комиссии, либо их председателям. Представленное предложение подлежат обязательной регистрации. Если форма представленного проекта не отвечает основным требованиям Регламента Гос. Думы и законодательным актам о подготовке проектов законов РФ, или проект представлен без обоснования, он может быть возвращен инициатору законопроекта.

      Зарегистрированный  законопроект или законодательное предложение для предварительного рассмотрения и подготовки предложений о дальнейшей работе над ним, как правило, направляются в соответствующие комитеты Гос. Думы и одновременно в комитет по законодательству.

      Подготовительная  комиссия вправе принять решение о проведении представленного обсуждения на местах:

      - в трудовых коллективах;

      - в научных учреждениях;

      - в общественных организациях;

      - на собраниях граждан и т.д.

      Законопроекты могут направляться на научные экспертизы, по ним могут запрашиваться заключения Правительства РФ. Существует ряд законопроектов, которые вносятся только при наличии заключения Правительства. Согласно ч.3 ст.104 Конституции РФ, таковыми являются законопроекты:

      - о введении и отмене налогов,  освобождение от их уплаты;

      - о выпуске государственных займов;

      - об изменении финансовых обстоятельств  государства и т.д.

      Следующая стадия – это внесение законопроектов в повестку дня заседания законотворческого органа. Утверждение повестки дня – прерогатива самого законотворческого органа, который решает, какие вопросы и в какой последовательности должны быть рассмотрены на заседании.

      Обсуждение  проекта закона на заседании законотворческого  органа дает возможность полно и  всесторонне ознакомиться с проектом, доказать по нему мнения и соображения, внести все необходимые изменения и улучшения и в результате сформировать наиболее целесообразный и оптимальный вариант законодательного акта.

      Обсуждение  любого проекта начинается с доклада  по нему. В качестве докладчика, как  правило, выступает инициатор законопроекта. Рассмотрение проектов законов и законодательных предложений, предложенных Президентом, а также обращений Президента начинается с выступления официального представителя Президента с обоснованием необходимости их принятия.

      Гос. Дума обсуждает основные положения  законопроекта и высказывает  предложения и замечания в  форме поправок, рассматривает предложения  об опубликовании, при необходимости, проекта для обсуждения.

      Принятие  официального решения по проекту  законодательного акта – это решающая стадия официального прохождения проекта в законодательном органе. В результате ее осуществления проект превращается в правовой акт. Соответственно, предыдущие стадии этого этапа лишь создают предпосылки и условия для принятия окончательного правотворческого решения.

      Конституция подробно регламентирует порядок принятия законов, разделяя процедуру принятия федеральных и федерально-конституционных  законов.

      В соответствии с законом, Гос. Дума принимает  федеральные законы. На голосование  ставятся отдельно каждая отдельная статья, либо раздел, либо глава проекта закона. Затем на голосование ставится все поступившие в письменном виде поправки.

      После обсуждения всех статей, разделов и  глав, законопроект принимается в  целом. Решение по федеральным законам принимается большинством голосов от общего числа Депутатов Гос. Думы. Согласно ч.3 ст.105 Конституции РФ, принятые Гос. Думой федеральные законы в течении пяти дней направляются для рассмотрения в Совет Федерации. Для одобрения закона в Совете Федерации необходимо, чтобы за него проголосовало более половины членов палаты. Закон считается принятым, если он в течении 14 дней не был рассмотрен в Совете Федерации.

      Существует  несколько нормативных актов, которые  подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации, после принятия их Гос. Думой. Они касаются важнейших вопросов жизнедеятельности государства. Перечень этих вопросов предоставлен в ст.106 Конституции РФ. К ним относятся:

      - вопросы федерального бюджета;

      - налоги и сборы;

      - финансовое, валютное, кредитное и таможенное регулирование;

      - денежные эмиссии;

      - ратификация и денонсация международных  договоров;

      - вопросы войны и мира;

      - защита и статус государственных  границ.

      Особый  порядок предусмотрен для принятия федеральных конституционных законов. Ввиду особой важности этих нормативных актов, Конституция предусматривает прохождение такого закона в обеих палатах Парламента, и принятие их возможно при наличии трех четвертей от общего числа членов Совет Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Гос. Думы.

      Законы  РФ подписываются и обнародуются Президентом РФ в течении 14 дней. Президент в праве вернут до истечения  указанного срока Федеральный закон  для повторного рассмотрения. В этом случае, закон подписывается Президентом  в 7-ми дневный срок, после его повторного принятия 2/3 голосов в обоих палатах Парламента.

      Процесс создания закона завершается его  опубликованием. Чтобы стать общеобязательными велением государства, правовая норма должна объектироваться в общедоступных печатных изданиях.

      Опубликование законов – главная предпосылка  их вступления в силу и юридическое  основание презумпции знания законов, осуществляется в соответствии с  Указом Президента «О порядке опубликования  и вступления в силу федеральных  законов».

      Все законы России, согласно вышесказанному, подлежат обязательному опубликованию в информационном бюллетене «Собрание законодательства РФ» и в «Российской газете», затем передаются для внесения в эталонный банк правовой информации научно-технического центра «Система».

      Федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, либо в иной срок, прямо установленный в самом законе.

      На  стадии опубликования завершается  процесс создания закона. Следует  отметить, что законотворческий процесс  – это не просто механизм создания нормативного акта, а трудоемкий и  творческий процесс. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      

      Заключение.

      Итак, делая вывод всего вышесказанного, процесс законотворчества – это  сложный социальный процесс, сочетающий в себе действие законов, объективной действительности и субъективную волю законодателя. Только принятие объективно-обусловленных, выражающих общественные потребности законов, может служить основой эффективного законотворчества, основным показателем которого является реальное действие закона.

      Так для чего же нудно законотворчество? Появление законотворчества на свет имеет длинную историю. Еще со времен первобытно-общинного строя  люди подчинялись законам. Законам  природы, законам общины, законам  общества, в котором они существовали, которые выражались в запретах, наказаниях за содеянное, поощрениях за заслуги и т.д. В то время законотворчество основывалось на религии, страхе перед неизвестным, но все равно, это и есть «зарождение» законотворчества. Основными законодателями в то время были шаманы, колдуны, старейшины племени. Естественно, изданные ими «законы» были больше направлены на выгоду для себя, чем на благосостояние общины, но все же это были законы.

Информация о работе Правотворчество: виды и стадии законотворчества