Правосознание: понятие, структура, роль в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 08:24, научная работа

Описание работы

Правосознание это форма общественного сознания, совокупность идей и эмоций в которых выражается отношений людей к правовым явлениям – законам, правомерному поведению, правам, обязанностям, правосудию.
Правовое сознание и правовая культура занимают самостоятельное место в механизме правового регулирования.
Несомненна роль правосознания в качестве элемента механизма правового воздействия. Правосознание является специфической формой общественного сознания.

Работа содержит 1 файл

Тема№2.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

правосознания испытывают воздействие информационных технологий

положительные и отрицательные стороны такого воздействия. Через всю главу

проходит мысль,  что посредством информационных технологий все уровни

правосознания   начинают тесно взаимодействовать, обогащая и развивая   друг

друга, более  плавными становятся переходы между  ними.   19

В первом параграфе  «Влияние информационных технологий на

обыденное правосознание»    обосновывается позиция,  согласно которой для

современного  человека, носителя обыденного правосознания, информационные

технологии постепенно становятся главным источником информации о праве,

правовой деятельности, которую он получает из справочных правовых систем,

публичных центров  правовой информации,  официальных сайтов органов

государственной власти,  специализированных юридических    порталов и

отдельных юридически ориентированных веб-страниц,  электронных  СМИ,

электронных книг и энциклопедий и т.п.  На основании  этой информации

определяются правовые ориентиры,  формируются правовые установки и

осуществляется  последующая практическая деятельность в правовой сфере.

При наличии  широкого доступа к разнообразной  информации, человеку проще

оценить полученные данные и принять наиболее разумное решение,

спрогнозировать последствия своих поступков. 

Диссертантом  обосновывается,  что посредством  информационных

технологий в  современном обществе создаются  условия,  необходимые для

проявления социальной активности личности,  участия граждан  в

законотворческом процессе,  управлении делами государства,  осуществлении

контроля со стороны общества за деятельностью  государственного аппарата. В

настоящее время  органы государственной власти на федеральном  и

региональном  уровнях, а также органы местного самоуправления создают свои

сайты в сети Интернет.  На этих сайтах обязательно  должна присутствовать

правовая информация,  отражающая их деятельность.  Однако,  далеко не все

органы государственной  власти имеют на своих ресурсах интерактивные

приемные,  проводят Интернет-опросы и голосования,  используют другие

достижения информационных технологий,  поэтому необходимо

совершенствовать  процессы интерактивного взаимодействия,  посредством

которых осуществляется прямая и обратная связь государство  –  гражданское

общество и  гражданское общество –  государство  путем развития подобных

инструментариев. 

Подрастающее  поколение не мыслит своего существования  без общения с

компьютером –  он их друг,  товарищ,  собеседник,  учитель.  Не заменяя

реального общения,  компьютер,  подсоединенный к всемирной сети Интернет,

значительно раздвигает границы познаваемого мира.  Информационные

технологии в  этом случае являются одним из наиболее эффективных способов20

воздействия на формирование сознания молодого населения,  развитие его

составляющей -  правосознания,  формирование твердых  установок на

правомерное поведение,  используя язык,  который понятен  и приемлем для

детей и современной  молодежи.

На основании  анализа российских Интернет-ресурсов диссертант

отмечает,  что  существует ряд полезных сайтов,  направленных на развитие 

правосознания молодого поколения,  например,  сайт  «Президент России

гражданам школьного  возраста»

16

.  Однако,  подобных сайтов очень мало,  и

информация о  них плохо доводится до населения.  Поэтому одной из

приоритетных  задач государства является возрождение  забытой за последние

десятилетия в  нашей стране практики правовой пропаганды,  правового

воспитания населения  с использованием  именно информационных технологий.

В этот процесс  необходимо вовлекать специалистов в области информатики,

права,  психологии,  а также использовать возможности  общественных

объединений, педагогических коллективов и наиболее инициативных граждан.

В этих целях  необходимо разрабатывать и совершенствовать специально

ориентированные на правовое воспитание Интернет ресурсы,  создавать

разнообразные обучающие компьютерные программы,  компьютерные игры и

другие программные  продукты,  охватывающие своим воздействием всех

членов нашего общества, и в особенности молодое  поколение, которое является

наиболее активным пользователем информационных технологий. 

Продуманная государственная  политика в области создания и

использования информационных технологий создаст  необходимые условия для

участия граждан  в законотворческом процессе, управлении делами государства,

обеспечит реальное действие принципов демократического государства и

общества,  наполнит действительно важной и актуальной правовой

информацией Российское информационное пространство,  улучшит

психологический настрой в обществе,  поможет растить действительно

активных граждан  своей страны с  высоким уровнем  правосознания и правовой

культуры.  

Во втором    параграфе  «Влияние информационных технологий на

правосознание студентов-юристов»   автор отмечает, что особой и достаточно

большой группой  носителей правосознания являются будущие юристы, а ныне

                                              

16

Сайт Президент  России гражданам  школьного возраста // http: www.uznay-prezidenta.ru/21

студенты,  которые  изучают правовые дисциплины на юридических

факультетах в  университетах,  институтах,  академиях  и других учебных

заведениях. 

Особенность данной социальной группы выражается в том,  что она

является пограничной  и,  состоя из носителей обыденного правосознания,

постепенно в  ходе образовательного процесса переходит в группу носителей

профессионального сознания.  Часть студентов,  наиболее склонных к

исследовательской деятельности,  становится представителями  научного

правосознания.  Именно такие студенты активно работают в научных

обществах,  пишут  научные статьи,  рефераты,  участвуют  в научных

конференциях, инициативных группах по предложениям о внесении изменений

в законодательство.

В работе отмечается,  что,  с одной стороны,  право  в нашей стране за

последние годы существенным образом изменилось в связи с изменением

государственно-правового  устройства,  поворотом к демократическому типу,  с

другой стороны,  стремительное развитие общественных отношений в

информационной  сфере,  появление и совершенствование  информационных

технологий происходит быстрее,  чем развитие правовых норм,  направленных

на регулирование  информационной сферы. Поэтому необходимо формировать

такое правосознание  студентов,  которое адекватно  будет реагировать на

изменения,   направленные на создание информационного общества. И это одна

из актуальных задач по формированию правосознания  современного юриста.  

Можно констатировать,  что информационные технологии оказывают

огромное влияние  именно на молодую часть общества.  Студенчество всегда

являлось проводником новых идей и достижений,  легко принимающим и

впитывающим    новые знания и открытия.  Интернет,  мобильные технологии,

различные компьютерные программы,  аналитические и справочно-правовые

системы достаточно легко и быстро осваиваются молодежью  и активно

используются  ими как во время образовательного процесса, так и   в свободное

от занятий  время. 

Использование разнообразных информационных технологий в процессе

преподавания  юридических дисциплин позволит повысить качество

юридического  образования,  а следовательно,  и уровень правосознания

студентов.  В  работе доказывается,  что использование  информационных

технологий в  подаче лекционного материала и  проведении практических22

занятий повышает его восприятие и усвоение,  формирует  в сознании

устойчивые визуальные образы,  позволяет давать не только теоретические

знания, но и  практические навыки. Оn-line и off-line тестирование обеспечивает

проведение промежуточного и итогового контроля,  а также  самоконтроля

усвоения полученных знаний.  Aвтор    считает целесообразным внедрять в

образовательных учреждениях программы повышения  квалификации для

обучения профессорско-преподавательского состава навыкам использования

информационных  технологий  в образовательном  процессе. 

Автором отмечается, что в настоящее время использование сети Интернет

позволяет получить уже готовые курсовые,  дипломные  и другие виды работ,

чем активно  пользуется определенная студенческая группа.  В то же время 

информационные  технологии позволяют обнаружить текстовый  плагиат.

Например, разработана программа «AntiPlagiat», которая ищет заимствованные

из общедоступных  сетевых источников фрагменты в  тексте работы и выдает

подробный отчет  с выделением всех скопированных  частей,  указанием

источников цитирования  и процента заимствованного текста.  Считаем

целесообразным  включить в локальные акты образовательных  учреждений,

особенно дающих юридическое образование,  одним  из оснований для

отчисления студента установление факта плагиата,  и  иметь подобные

программные продукты на вооружении вузов.    

Диссертантом  обосновывается необходимость включения  в

Государственный образовательный стандарт высшего  профессионального

образования    по специальности 021100  «юриспруденция»  от 27  марта 2000  г. 

дисциплину  «Информационные технологии в профессиональной деятельности

юриста»,  заменив  ею дисциплину  «Информатика и математика»,  т.к.  базовые

знания по информатике  в настоящее время приобретаются  в школе,  а юристу

необходимо именно профессионально ориентированное  усвоение

Информация о работе Правосознание: понятие, структура, роль в обществе