Правосознание: понятие, структура, роль в обществе
Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 08:24, научная работа
Описание работы
Правосознание это форма общественного сознания, совокупность идей и эмоций в которых выражается отношений людей к правовым явлениям – законам, правомерному поведению, правам, обязанностям, правосудию. Правовое сознание и правовая культура занимают самостоятельное место в механизме правового регулирования. Несомненна роль правосознания в качестве элемента механизма правового воздействия. Правосознание является специфической формой общественного сознания.
Правосознание:
понятие, структура,
роль в обществе.
Правосознание это
форма общественного сознания, совокупность
идей и эмоций в которых выражается отношений
людей к правовым явлениям – законам,
правомерному поведению, правам, обязанностям,
правосудию.
Правовое
сознание и правовая культура занимают
самостоятельное место в механизме правового
регулирования.
Несомненна
роль правосознания в качестве элемента
механизма правового воздействия.
Правосознание является специфической
формой общественного сознания.
Право
и правосознание тесно связаны между
собой. Требования общественной жизни
проходят через волю и сознание людей,
участвующих в осуществлении правотворческой
деятельности органов государства, и только
после этого получают выражение в качестве
юридических норм. Однако правосознание
не является общезначимым масштабом поведения,
каковым является право. Регулирующая
роль правосознания практически сводится
к идеологическому воздействию. Правосознание
тесно связано с правом и моралью, находится
как бы на стыке этих общественных явлений.
Правосознание родственно морали, поскольку
содержится в общественном сознании, представляя
собой систему оценочных суждений, посредством
которых регулирует поведение членов
общества таким же образом, как это поведение
регулируется нормами морали.
Правосознание
как часть механизма правового
воздействия не характеризуется
специфическими юридическими, нормативно-регулирующими
свойствами. Правосознание - это связующее
звено между нормативными предписаниями,
выражающими волю законодателя, и реальными
общественными отношениями.
Правосознание
оказывает серьезное мотивационное
воздействие на поведение людей.
При этом правовое сознание оказывает
воздействие на поведение людей
как вместе с нормами права, наряду
с ними, так иногда и вопреки им.
Правосознание -
это система взглядов, представлений,
чувств, установок, выражающих отношение
людей к действующему или желаемому праву,
к иным правовым явлениям, к поведению
людей как правомерному или противоправному.
По сути правосознание
представляет собой всякое субъективное
отношение людей к праву.
Структура
правосознания
С точки
зрения содержания в рамках феномена
правосознания можно выделить несколько
компонентов:
- Рациональный
компонент (взгляды, представления,
идеи о праве);
- Психологический
компонент (чувства, эмоции, вызываемые
правом и выражающие определенное отношение
к действующему или желаемому праву);
- Поведенческий
компонент (установка на определенное
поведение в правовой сфере,
готовность действовать определенным
образом - в соответствии или вопреки
праву).
Традиционно
в рамках правосознания выделяют
два крупных комплекса:
правовую
идеологию
правовую
психологию.
Правовая
идеология - это представления, взгляды,
понятия, убеждения, теории, концепции
о правовой действительности. Идеологические
элементы представляют собой по преимуществу
систематизированное знание о конкретных
правовых явлениях, их осмысление на достаточно
высоком, научном уровне. Правовая идеология
не возникает самопроизвольно, она вырабатывается
специалистами и усваивается населением
в процессе правового воспитания, при
получении юридического образования,
при знакомстве с юридической литературой,
нормативными актами.
Правовая
психология - это оценки, чувства, эмоции,
настроения людей в отношении правовой
действительности. Психологические элементы
правосознания - это отношение к знанию
о правовых явлениях, их эмоциональное
восприятие.
Правовую
идеологию и правовую психологию
достаточно трудно отделить друг от друга,
имеет место их переплетение и
взаимопроникновение. Обе сферы
правосознания тесно связаны и взаимодействуют
между собой.
Роль
правосознания проявляется в
его функциях.
Функции
правосознания
Познавательная
(гносеологическая) - состоит в накоплении
знаний о праве и возможности
дальнейшего осмысления правовой действительности.
Регулятивная -
проявляется в том, что правосознание
способно, при определенных условиях,
выступать регулятором общественных отношений;
оно представляет собой канал воздействия
через мотивацию на поведение людей.
Прогностическая -
состоит в возможности предвидения, предсказания
будущего состояния правовой системы.
Функция
моделирования - выражается в возможности
формировать соответствующие модели
поведения.
Коммуникативная
- состоит в том, что оно служит
важной идеально-духовной основой для
социального взаимодействия, установления
и поддержания контактов, передача необходимой
информации и сознательного управления
людьми.
Оценочная -
заключается в возможности оценки поведения
людей с точки зрения различных элементов
структуры правосознания, оценки прав.
Виды
правосознания
Различают
отдельные виды правового сознания.
Классификации обычно проводятся по
двум основаниям:
по
субъектам
по
уровню правосознания.
В зависимости
от субъектов-носителей правосознания
различают:
- Индивидуальное
правосознание (правовые представления
и чувства индивидуума),
- групповое
правосознание (правовые представления
и чувства тех или иных социальных
групп, классов, слоев населения),
- общественное
правосознание (правовые представления
и чувства общества в целом).
Говоря
о видах правосознания, необходимо
указать на некоторые особенности их соотношения.
С одной стороны, коллективное правосознание
(групповое и общественное) формируется
как совокупность индивидуальных правосознаний,
т.е. под непосредственным влиянием правосознания
отдельных граждан. С другой стороны, правосознание
отдельных лиц (индивидуальное правосознание)
формируется под влиянием правосознания
общества в целом и правосознания той
социальной среды, в рамках которой воспитывается
индивид. В процессе социализации личности
отдельные индивиды впитывают те правовые
представления, поведенческие установки
и стереотипы эмоционального реагирования
на право и правовые явления, которые характерны
для данной социальной общности того или
иного этапа развития. Поэтому можно говорить
и взаимодействии и взаимовлиянии различных
видов правосознания.
В зависимости
от уровня познания сущности правовых
явлений, от глубины отражения юридической
действительности различают:
Обыденное
правосознание присуще людям, которые
сталкиваются с юридической стороной
жизни общества лишь эпизодически и
не имеют специального образования.
Оно складывается стихийно, самопроизвольно
и отражает правовые явления на основе
повседневного опыта. Обыденные представления
о праве носят ограниченный характер,
отличаются хаотичностью и разрозненностью.
Профессиональное
правосознание присуще людям, имеющемспециальное
юридическое образование и занимающихся
практической юридической деятельностью.
Его особенность состоит в доскональном
знании правовых норм, регулирующих тот
или иной вид юридической деятельности,
определенных юридических процедур. Это
правосознание практикующих юристов:
судей, прокуроров, адвокатов, юрисконсультов
и т.д. В качестве недостатка этого уровня
правосознания можно отметить некоторую
его узость, выражающуюся в том, что практикующие
юристы обычно глубоко знают одну (или
несколько) отрасль права, в рамках которой
они практикуют. Это правосознание не
проникает в сущность правовых явлений.
Научное
правосознание формируется на базе
научных исследований и выражено
в понятиях, категориях, идеях, концепциях,
отражающих юридические явления
на значительно более глубоком уровне.
Оно характеризуется максимальной
глубиной познания сущности правовых
явлений, отражает системность правовых
связей. В качестве недостатка этого вида
правосознания можно указать на отсутствие
практических навыков, незнание некоторых
процедурных моментов, относящихся к практической
стороне правореализационной деятельности.
Роль
правосознания в правотворчестве выражается прежде
всего в том, что правотворческие решения
принимаются под непосредственным влиянием
правосознания законодателя. Уровень
правосознания законодателя, его представления
о значимости тех или иных правовых институтов,
его отношение к отдельным правовым явлениям
напрямую выражаются в нормах права, создаваемых
в процессе правотворческой деятельности.
Законодатель должен отразить в правовых
нормах существующий уровень общественного
правосознания. При этом надо помнить,
что законодатель - субъект коллективный,
поэтому индивидуальное правосознание
субъектов правотворческой деятельности,
несомненно, сказывается на оформлении
общей воли законодателя. В процессе правотворчества
особую роль играет научное правосознание,
т.к. без него невозможно создать качественные
законодательные новации. Роль профессионального
правосознания также не следует преуменьшать,
т.к. юристы-практики, привлеченные к разработке
проектов нормативных актов, помогут обеспечить
реальную применимость права, его соответствие
общественным реалиям, связь права с общественной
жизнью и юридической практикой. Профессиональное
правосознание в процессе подготовки
правотворческих решений поможет избежать
пробелов в праве, недооценки процедурных
и правореализационных моментов.
В процессе
реализации права уровень правосознания
субъектов также влияет на качество
и полноту воплощения в жизнь
предписаний юридических норм. При
этом надо помнить, что реализация права
может быть как непосредственной, осуществляемой
самими гражданами, так и правоприменительной,
осуществляемой специальными государственными
органами. В зависимости от этих видов
реализации права следует рассматривать
и роль правосознания. При непосредственной
реализации права высокий уровень правосознания
формирует правомерное поведение граждан,
выражающееся в исполнении юридических
обязанностей и соблюдении запретов. При
этом правосознание особо влияет на правовую
активность граждан, т.е. такое поведение
в сфере права, при котором активно используются
юридические права, граждане выбирают
именно юридические средства разрешения
своих проблем, используя весь потенциал
законодательства. При негативной окрашенности
поведенческого компонента правосознания,
т.е. при установке на противоправное,
а не правомерное поведение, "реализация
права" выливается в правонарушения
либо уклонение от исполнения предписаний
правовых норм. Таким образом, правосознание
индивида предопределяет его деятельность
в сфере права
Особую
роль играет правосознание в процессе
применения права. В этом случае первостепенное
значение принадлежит профессиональному
правосознанию, т.е. правосознанию судей,
прокуроров, следователей, дознавателей
и других работников правоприменительных
органов. Особая роль правосознания в
этом случае определяется тем, что должностные
лица выбирают нормы права, подходящие
к данной ситуации, осуществляют их толкование
и выносят решение по делу на основе норм
права, руководствуясь исключительно
своим правосознанием. Правоприменительные
органы должны конкретизировать общие
предписания правовых норм применительно
к конкретной жизненной ситуации, т.е.
их деятельность влечет юридические последствия.
Правосознание работников этих органов
влияет на качественность выносимых актов
применения права. Любые деформации правосознания
могут негативно отразиться на истинности
и правомерности принимаемые юридических
решений. Поэтому правосознание - это не
просто теоретическая категория, оно имеет
большое практическое значение, ибо в
процессе применения права правосознание
должностных лицпо сути влияет на возникающие
юридические последствия.
Правовая
культура
Правовая
культура является неотъемлемой, хотя
и специфической, частью культуры общества
в целом. Понятие культуры многозначно
и получить полное представление об этом
явлении можно, только обобщив различные
подходы к понятию культуры. С точки зрения
антропологического подхода культура
понимается как совокупность всех благ,
созданных человеком, в отличие от того,
что создала природа. Социологический
подход понимает культуру как совокупность
всех духовных ценностей. Философский
подход определяет культуру как исторически
сложившийся определенный уровень развития
общества, творческих сил и способностей
человека.