Правосознание и правовая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 00:00, реферат

Описание работы

Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло на заре развития человечества вместе с формированием государства в раннеклассовых обществах и развивалось вместе с ним. Правовые системы современности имеют свои истоки в правовой мысли и юридической практики древних цивилизаций Греции, Рима, Древнего Востока, Индии, Китая. Рабовладельческий строй, феодализм, утверждение и развитие буржуазного общества нашли отражение в системе права, правосознании, юридической науке.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и структура правосознания 4
2. Основные виды правосознания. 5
3. Правовая культура: понятие, функции, виды. 10
4. Правовое воспитание 21
5. Правосознание и правовая культура как средство обеспечения правового воздействия 23
6. Особенности правосознания и правовой культуры в России 26
Заключение 28
Литература: 29

Работа содержит 1 файл

Правосознание.docx

— 54.66 Кб (Скачать)

Необходимо помнить о  невозможности существования всех составных частей правовой культуры без своего носителя-субъекта, а  именно: отдельного человека, группы людей, населения в целом. На основании  этого принято выделять соответственно правовую культуру личности, групповую  правовую культуру и правовую культуру населения. Рассмотрим каждый вид более подробно:

1) Правовая культура личности – это то, как личность осознаёт, понимает, оценивает, осуществляет права, свободы и выполняет обязанности. А сама реализация прав, свобод и обязанностей и особенно степень активности при реализации находятся в существенной зависимости от того, насколько правильно они осознаются и оцениваются личностью. Правовая активность является высшим уровнем правовой культуры личности. Она проявляется в готовности личности к активным сознательным, творческим  действиям, как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права, а также в законности поведения. Согласно концепции Д. Б. Богоявленского существует 3 уровня правовой активности (если рассматривать её как интеллектуальную активность личности):

а) если субъект права  при самой добросовестной и энергичной работе остаётся в рамках заданного  или первоначально найденного способа  действия, его интеллектуальная активность относится к пассивному уровню, что подчёркивает не отсутствием умственной деятельности вообще, а то, что эта деятельность каждый раз определяется действием какого-то внешнего стимула;

б) если субъект права, имея достаточно надёжный способ решения  своей задачи, продолжает анализировать  состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой цели и  задачи, что приводит его к открытию новых, внешне более остроумных способов решения к формулированию закономерности, то такой уровень интеллектуальной активности называется эвристическим (более характерен для следователей и пр. подобных профессий);

в) самый высокий уровень  интеллектуальной активности носит  название творческого; отличается самостоятельной  постановкой проблемы.

Не следует путать правовую активность с правомерным поведением. Критериями разграничения здесь  могут выступать цель, средства достижения такой активности и общественно  значимый результат деятельности в  правовой сфере. Также следует отличать от правовой активности просто инициативное исполнение своих обязанностей должностным  лицом, т.к. оно (исполнение) является профессиональным долгом.

2) Групповая правовая  культура – это уровень и  степень правовой образованности, правового воспитания того или  иного класса, общественного слоя, особых социальных групп;

3)Правовая культура населения  – это уровень правосознания  и правовой активности всего  населения, степень прогрессивности  юридических норм и юридической  деятельности.

Оценивая правовую культуру важно обращать внимание на  уровень познания правовых явлений, овладение ими. На основании этого можно выделить следующие уровни правовой культуры:

1)Обыденный уровень –  для него не характерны глубокие  обобщения, т.е. для него характерна  поверхностность. Проявляется в  повседневной жизни людей при  использовании субъективных прав, соблюдении юридических обязанностей. Но важно понимать, что он отнюдь  не является второстепенным;

2)Профессиональный уровень – присущ лицам, специально занимающимся правовой деятельностью. Для данного вида характерна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, целей, задач, а также профессионального поведения, которая складывается ввиду постоянного и непосредственного соприкосновения с правовыми понятиями и явлениями;

3)Теоретический (научный) уровень – представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений, механизма правового регулирования в целом, а не просто отдельно взятых направлений. Вырабатывается она общими усилиями ученых-философов, юристов, социологов, общественным опытом практических работников.

Эти уровни правовой культуры очень тесно взаимосвязаны между  собой.

  1. Правовое  воспитание

правовая культура формируется в результате правового воспитания.

Правовое воспитание - это  система мер воздействия, направленных на выработку высокого уровня правосознания  и правовой культуры.

Цель правового воспитания - дать человеку необходимые юридические  знания и научить его уважать  законы. Эта общая цель предопределяет задачи правового воспитания.

Задачами правового воспитания являются

- формирование знаний  о системе действующего права,  а также правильного понимания  и уяснения смысла правовых  предписаний;

- формирование глубокого  внутреннего уважения к праву;

- формирование умения  самостоятельно применять правовые  знания на практике;

- формирование привычки  поведения в точном соответствии  с законом;

- формирование установки  на правомерное поведение и  отрицательного отношения к совершению  любых нарушений правовых норм.

Правовое воспитание может  пониматься в двух смыслах - широком  и узком. Правовое воспитание в широком  смысле (правовое формирование личности) - весь многогранный процесс формирования правовой культуры и правового сознания под влиянием самых различных  факторов. Правовое воспитание в узком  смысле - целенаправленный, управляемый  и преднамеренный процесс воздействия  на сознание людей с целью формирования высокого уровня правосознания и  правовой культуры.

В зависимости от форм воспитания, применяемых в качестве воздействия  на личность, можно выделить два  вида правового воспитания:

- общее - имеется в виду  правовое воспитание населения  в целом, проведение лекториев  правовых знаний, тематические вечера  по правовым вопросам, общественные  консультации, деятельность средств  массовой информации и т.д.;

- специальное - имеется  в виду целенаправленное обучение  основам правовых знаний (специальные  курсы в общеобразовательных  и высших учебных заведениях), а также профессиональное юридическое  образование как специальная подготовка и обучение в высших и средних учебных заведениях юридического профиля.

К формам правового воспитания относят

Правовое обучение

Правовую пропаганду

Самовоспитание

Юридическую практику.

Правовое обучение также  можно подразделить на общее и  специальное. Общее правовое обучение производится в рамках школьного  образования (курсы по основам права, введению в правоведение и т.д.), а  также в рамках среднего и высшего  профессионального образования  в виде специальных обучающих  курсов по основам правовых знаний для студентов неюридических  специальностей. Специальное правовое обучение представляет собой подготовку специалистов с юридическим образованием в рамках среднего и высшего профессионального  образования.

  1. Правосознание и правовая культура как средство обеспечения правового воздействия

Правосознание - это одна из форм общественного сознания, которая выражает представления и чувства людей о праве и его реализации в общественных отношениях.

Правосознание - одна из специфических  форм общественного сознания. В этом качестве оно включает и аккумулирует политические, нравственные, философские, религиозные, технократические и иные проявления духовной жизнедеятельности  людей и является интеллектуальным выражением их общественной и индивидуальной жизни.

В содержание правосознания  входят четыре основных вида оценочных  отношений: к праву и законодательству (его принципам, нормам, институтам); к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности (преступности, преступлениям, преступникам); к правоохранительным органам (прокуратуре, адвокатуре, суду, юстиции, органам внутренних дел, их деятельности); к своему правовому поведению (самооценка).

Правосознание как особая форма сознания - это совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, представлений, убеждений, настроений и т.п., в которых выражается отношение индивидов, объединений или всего общества в целом, выражающих отношение к праву действовавшему, действующему и желаемому.

Правосознание существует «до», «после» права и «параллельно» с ним и является, во-первых, его источником, отражающим объективные потребности развития общества, во-вторых, одним из обязательных механизмов (инструментов) реализации, воплощения в жизнь, в-третьих, средством оценки соответствия поведения (деятельности) нормам права.

Будучи в известном  смысле непосредственным источником права, правосознание находит свое выражение  в правовых актах, оказывает воздействие на сам процесс и результате правотворчества. Через правовое сознание и благодаря именно ему законодатель, как говорил Гегель, «улавливает дух своей эпохи» и отражает его в правовых актах.

Правовые нормы, в свою очередь, оказывают воздействие на развитие правового сознания граждан, формирование правильных представлений о правовых принципах и нормах, правоотношениях, ответственности.

Правовая  психология - представляет собой совокупность психических переживаний и чувств, которые выражают отношение людей к праву.

Правовая психология отражает переживания, чувства, настроение, эмоции, выражающие отношение к праву, характерное  для всего общества в целом  или конкретной социальной группы (групп). Это эмоциональная оценка права. Она является наиболее непосредственным отражением жизненных отношений членов общества, составляющих нации, народности, различные группы и слои населения.

Через правовую психологию реализуются: а) органически присущие правовой культуре обычаи и традиции и вообще все то, что вошло в привычку, в быт, в культуру личности; б) ее самооценка, т. е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения его соответствия нормам права.

Конкретно это отношение  проявляется в различного рода эмоциях, установках, психических переживаниях. Например, закон о защите прав потребителей у одних людей может вызывать чувство уверенности и удовлетворения, у других - опасение и недоверие. Высокая степень правосознания человека определяется целым рядом психологических свойств, без которых немыслим законопослушный гражданин как субъект правоотношений. К таким свойствам относятся самооценка личности, стыд и совесть.

Самооценка личности (в  правовом аспекте) представляет собой способность человека оценивать свое поведение критически с точки зрения норм действующего права.

У порядочных людей собственный  неправомерный поступок может вызвать  чувство стыда, т. е. внутреннее осознание неприемлемости данного поступка. Но только совесть, в отличие от самооценки и чувства стыда, является тем внутренним переживанием, которое побуждает человека к нравственному, справедливому и правомерному поведению.

Самооценка может завершаться  чувством удовлетворения своим поведением (деятельностью) или, наоборот, отрицательным отношением к нему, пониманием, что нарушены права, законность.

Самооценка может проявляться  и в форме таких нравственных категорий, как стыд и совесть.

От уровня идеологической подготовки личности зависит возможность контроля ее над эмоциями и чувствами, умение «властвовать собой». Это свидетельство взаимосвязи и взаимообслуживания правовой идеологии и правовой психологии как структурных элементов правосознания.

Анализ этих психологических  свойств помогает ориентироваться  в мотивах человеческих поступков, понять причины правомерного и неправомерного поведения.

  1. Особенности правосознания и правовой культуры в России

Отечественная юриспруденция  имеет свою специфику и характерные особенности. Во-первых, российской правовой системе на протяжении всей ее истории свойственна неразвитость правовых традиций, несовершенство законодательства. Можно сказать, что в обществе не сложились четкие юридические механизмы, позволяющие говорить об уважении к закону и суду. Наша правовая действительность имеет определенные исторические корни.

В течение длительного  времени в российском обществе не существовало благоприятных предпосылок  для развития правовой культуры,

что объяснялось различными объективными и субъективными факторами: отечественной правовой системе были свойственны не развитые институты конституционализма, характерные для западно-европейской правовой системы, а неуважительное отношение к личности, к ее правам и свободам, низкая роль судебной власти, господство тоталитарного режима советской власти в течение 70 лет и т. д.

Социологические опросы, проведенные  на протяжении последних 20 лет, свидетельствуют  о том, что большинство населения  видит в судебной власти не орган, осуществляющий правосудие и защиту прав граждан от произвола должностных  лиц, а лишь место, где человека лишают свободы. Даже в правосознании судей подчас превалирует отнюдь не принцип презумпции невиновности. Проведенное специальное тестирование судей с соответствующей методикой опроса показало, что в большинстве случаев в их правосознании наличествует обвинительный уклон. При этом следует подчеркнуть (со слов проводивших тестирование), что это не связано с моральными качествами судей.

Информация о работе Правосознание и правовая культура