Правосознание и правовая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 00:00, реферат

Описание работы

Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло на заре развития человечества вместе с формированием государства в раннеклассовых обществах и развивалось вместе с ним. Правовые системы современности имеют свои истоки в правовой мысли и юридической практики древних цивилизаций Греции, Рима, Древнего Востока, Индии, Китая. Рабовладельческий строй, феодализм, утверждение и развитие буржуазного общества нашли отражение в системе права, правосознании, юридической науке.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и структура правосознания 4
2. Основные виды правосознания. 5
3. Правовая культура: понятие, функции, виды. 10
4. Правовое воспитание 21
5. Правосознание и правовая культура как средство обеспечения правового воздействия 23
6. Особенности правосознания и правовой культуры в России 26
Заключение 28
Литература: 29

Работа содержит 1 файл

Правосознание.docx

— 54.66 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

«Оренбургский государственный  аграрный университет»

Юридический факультет

Кафедра теории и истории  государства и права

Курсовая работа

по дисциплине: Теории государства  и права

на тему: «Правосознание и правовая культура»

 

Выполнил:

Студент юридического факультета

специальность « бакалавриат»

11 группы ГП

Бегинин А.В.

 

Проверила:

Преподаватель кафедры теории государства и права

Иванова Н.Н.

 

Оренбург 2011 г.

Оглавление

Введение 3

1. Понятие и структура правосознания 4

2. Основные виды правосознания. 5

3. Правовая культура: понятие, функции, виды. 10

4. Правовое воспитание 21

5. Правосознание и правовая культура как средство обеспечения правового воздействия 23

6. Особенности правосознания и правовой культуры в России 26

Заключение 28

Литература: 29

Введение

Правосознание представляет собой основу и органическую составную  часть правовой жизни организованного  в государство общества. Оно возникло на заре развития человечества вместе с формированием государства  в раннеклассовых обществах и  развивалось вместе с ним. Правовые системы современности имеют  свои истоки в правовой мысли и  юридической практики древних цивилизаций  Греции, Рима, Древнего Востока, Индии, Китая. Рабовладельческий строй, феодализм, утверждение и развитие буржуазного общества нашли отражение в системе права, правосознании, юридической науке. На формирование и развитие правосознания как одну из форм общественного сознания оказывают воздействие социально-политические, экономические, культурные факторы, оно взаимосвязано и взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой. Перед нами те формы, в которых люди познают, осваивают окружающий мир, объективную реальность, собственное бытие. У каждой формы свой предмет (область) отражения. У правосознания – это право, правовая действительность. Следовательно, правосознание – юридическая категория, подлежащая изучению юридической наукой.

 

 

 

 

 

  1. Понятие и структура правосознания

Правосознание это форма общественного сознания, совокупность идей и эмоций в которых выражается отношений людей к правовым явлениям – законам, правомерному поведению, правам, обязанностям, правосудию.

Правовое сознание и правовая культура занимают самостоятельное  место в механизме правового  регулирования.

Несомненна роль правосознания  в качестве элемента механизма правового  воздействия. Правосознание является специфической формой общественного  сознания. Право и правосознание тесно связаны между собой. Требования общественной жизни проходят через волю и сознание людей, участвующих в осуществлении правотворческой деятельности органов государства, и только после этого получают выражение в качестве юридических норм. Однако правосознание не является общезначимым масштабом поведения, каковым является право. Регулирующая роль правосознания практически сводится к идеологическому воздействию. Правосознание тесно связано с правом и моралью, находится как бы на стыке этих общественных явлений. Правосознание родственно морали, поскольку содержится в общественном сознании, представляя собой систему оценочных суждений, посредством которых регулирует поведение членов общества таким же образом, как это поведение регулируется нормами морали. Правосознание как часть механизма правового воздействия не характеризуется специфическими юридическими, нормативно-регулирующими свойствами. Правосознание - это связующее звено между нормативными предписаниями, выражающими волю законодателя, и реальными общественными отношениями. Правосознание оказывает серьезное мотивационное воздействие на поведение людей. При этом правовое сознание оказывает воздействие на поведение людей как вместе с нормами права, наряду с ними, так иногда и вопреки им. Правосознание - это система взглядов, представлений, чувств, установок, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву, к иным правовым явлениям, к поведению людей как правомерному или противоправному. По сути правосознание представляет собой всякое субъективное отношение людей к праву.

Структура правосознания

С точки зрения содержания в рамках феномена правосознания  можно выделить несколько компонентов:

- Рациональный компонент  (взгляды, представления, идеи  о праве);

- Психологический компонент  (чувства, эмоции, вызываемые правом  и выражающие определенное отношение  к действующему или желаемому  праву);

- Поведенческий компонент  (установка на определенное поведение  в правовой сфере, готовность  действовать определенным образом  - в соответствии или вопреки  праву).

 Традиционно в рамках правосознания выделяют два крупных комплекса:

правовую идеологию

правовую психологию.

  1. Основные  виды правосознания.

Для понимания того, что  есть правосознание, имеет смысл  рассмотреть его разновидности. Правосознание делится на виды по различным основаниям.

В качестве основания разделения правосознания на виды можно взять  уровень осознания необходимости права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе. Здесь как бы дается качественная характеристика правосознания. По этим критериям правосознание делится на три уровня. Первый уровень – это обыденное правосознание. Этот уровень свойствен основной массе членов общества. Данный уровень правосознания формируется на основе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Люди так или иначе сталкиваются с правовыми предписаниями: какую-то информацию получают из средств массовой информации, знакомятся с правовыми предписаниями, решая свои повседневные задачи, наблюдают юридическую деятельность государственных органов, должностных лиц и т. д. Этот уровень правосознания характеризуется знанием общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями. Второй уровень – это профессиональное правосознание. Этот уровень складывается в ходе специальной подготовки (например, в ходе обучения в юридическом учебном заведении), в процессе осуществления практической юридической деятельности. Данный уровень характеризуется специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения. Так, судьи в процессе вынесения решений по юридическим делам руководствуются законом и своим профессиональным правосознанием. Особенно велика роль профессионального правосознания и значимость его проявления в странах англо-саксонской правовой системы, где распространенным источником права являются судебные прецеденты. Но работа судей не единственное воплощение этого уровня правосознания. Его проявление мы хорошо видим в работе представителей органов исполнительной власти, например профессиональная деятельность инспекторов ДПС ГИБДД1.

Очень хорошо это видно  из приведённого примера. 20 февраля 2007 года в городе Петропавловске-Камчатском старший инспектор ДПС ГИБДД  при УВД П.-Камчатскому ГО лейтенант  милиции Подрубилин С.В. рассмотрев обстоятельства совершения административного  правонарушения гражданином Стасенко Андреем Петровичем установил, что 20.02.2007 года в 09 часов 25 минут на ул. Пограничной в г. П.-Камчатском водитель Стасенко Андрей Петрович управляя а/м Ниссан Рнесса г/н А 600 ВС, не выполнил требования дорожного знака 3.27 «Остановка запрещена», нарушив тем самым Приложение 1 к ПДД РФ, т.е. совершил действия, квалифицируемые по ч.1 ст. 12.19 КоАП2 РФ. С соблюдением требований ст. ст. 28.6 и 32.3 КоАП РФ постановил наложить на гражданина Стасенко Андрея Петровича административный штраф в размере 50 рублей.

Формированию профессионального  правосознания российских юристов  должно быть уделено особое внимание в современных условиях, когда  право становится все более значимым инструментом социального регулирования. Отсутствие профессионализма в правотворчестве  и правоприменении – одна из бед  нашего общества.

Третий уровень – это  научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений. Теоретическое правосознание играет важную роль при разработке правовой политики, т. е. путей, способов и средств воздействия на правовую ситуацию в обществе. Перед российской правовой наукой стоит задача разработки правовой идеологии, юридического мировоззрения, построенных на признании высшей значимости в жизненных делах правовых ценностей и идеалов.

Правосознание можно разделить  на виды по его субъектам, носителям. По этим основаниям правосознание может быть индивидуальным, характеризующим правовые взгляды, эмоции одного человека, и коллективным.

К видам коллективного  правосознания относится групповое  правосознание, т. е. правовые представления  и чувства тех или иных социальных групп: классов, слоев общества, профессиональных сообществ. В ряде случаев правосознание  одной социальной группы может существенным образом отличаться от правосознания  другой. Например, зримые различия существуют в правосознании классов в  обществе с ярко выраженными классовыми противоречиями. В марксистско-ленинской  литературе подчеркивается противоположность, противоречивость правосознания эксплуататоров и эксплуатируемых. Можно увидеть  различия в правосознании возрастных слоев населения в обществе. В  профессиональном правосознании юристов  можно проследить отличия во взглядах работников прокуратуры, суда, адвокатуры, лиц, работающих в системе МВД3 России.

В отличие от правосознания  устойчивых социальных групп и слоев  выделяют массовое правосознание. Этот вид правосознания характерен для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа).

Для характеристики макроколлективов (население страны, континента, исторической эпохи) используется понятие общественное правосознание. К общественному правосознанию можно отнести правовые воззрения наций и народностей.

Например, целым рядом  особенностей отличается правосознание  российского общества. В работах  русских философов и правоведов подчеркивались эти особенности. К.Д. Кавелин4 в статье «Взгляд на юридический быт древней России» указывал на предопределенность этих особенностей историческими условиями развития российского менталитета. Для русского народа характерен взгляд на право как обязательные предписания стоящих на вершине власти людей, что свойственно для обществ патриархального типа. В. Соловьев в работе «Оправдание добра» пишет, что право русским народом понимается как средство принудительного осуществления минимального добра. Такое понимание права характерно для феодальных обществ, для неограниченных монархий, полицейских, тоталитарных государств, где право существует для пресечения порочных, нерадивых, злых.

Для российского общества характерна подмена правосознания  этическими воззрениями. В течение  столетий идеи права и свободы, правового  государства и прав личности не имели  места в русском историческом опыте. Российскому общественному  сознанию присущ правовой нигилизм, неуважение к праву и закону. Э.Ю. Соловьев иронически замечает, что если общественный договор по-европейски – это согласие подданных и власти об обоюдообязательном законе, то общественный договор по-российски  – это молчаливый сговор народа и власти об обоюдной безнаказанности  при нарушении закона.

При достаточно очевидном  отсутствии в истории нашей страны стойких правовых традиций, правовых ценностей необходимо указать на громадный вклад русских юристов, ученых и практиков в дело формирования права и правосознания в России в конце XIX – начале XX в. Но процесс становления российского правосознания был прерван в 1917 г. Существенный урон зарождавшемуся российскому правосознанию нанесла марксистско-ленинская мысль об отмирании права. Не способствовала развитию правосознания и правовая жизнь советского общества. Российское общество в его сегодняшнем состоянии вступило в XXI в. в условиях глубокого дефицита правопонимания и правосознания. В этой ситуации вопросы понимания роли правосознания, путей его формирования и развития приобретают особую значимость.

  1. Правовая  культура: понятие, функции, виды.

Главное правило поведения  – взаимная терпимость,

понимание того, что люди не могут думать одинаково

и что мы все видим фрагменты  единой истины

под разными углами зрения.

М. Ганди5

Понятие правовой культуры

Прежде чем перейти  к рассмотрению понятия непосредственно  самой правовой культуры, нужно выяснить, что представляет собой культура вообще.

Существует, как известно, множество разноречивых определений; на сегодняшний день в отечественной  литературе их насчитывается более 400 Довольно часто употребляются  такие  словосочетания, как культура речи, культура общения, физическая культура, правовая культура и др. В чём же причина такого многообразия трактовок? В том, что культура многоаспектна, многогранна, это свойство культуры вызвало необходимость изучения её представителями различных наук (философия, социология, правоведение и др.), а каждый исследователь культуры имеет свой подход к культуре и рассматривает более конкретно ту или иную её грань, сторону.

Термин “культура” (от латинского cultura – возделывание, выращивание, обрабатывание) первоначально обозначал функцию, связанную с приобретением знаний, накоплению опыта, а в средние  века появляется понятие духовная, умственная культура. Вот некоторые  из множества определений культуры: культура – то, что слагается  из знаний, верований, законов, нравственных норм и привычек, обычаев, различных способностей и привычек, усвоенных человеком как членом определённой социальной общности; культура – это не биологические аспекты поведения человеческого вида, включающие речь, изготовление орудий, возросшую пластичность поведения, способность к символическому мышлению и самовыражению с помощью символов; культура – это особо регулируемый механизм общества, средство его адаптации к среде обитания и др. В общем, в одном определении вся суть понятия “культура” выражена быть не может. Культуру можно рассматривать с трёх разных точек зрения:

Информация о работе Правосознание и правовая культура