Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:44, курсовая работа
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Цель исследования заключается в определении сущности и специфики правосознания и правовой культуры, а также особенностей их проявления в современном обществе.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1) исследовать понятие, функции и содержание правосознания;
2) охарактеризовать виды правосознания;
3) выявить систему индикаторов правовой культуры;
4) проанализировать роль правосознания в правовой культуре.
ОБЪЕКТ: правовая культура в современном обществе, как одна из категорий общечеловеческих ценностей.
ПРЕДМЕТ: сущность и специфика проявления осознания гражданами своих прав, следования нормам правовой культуры.
Введение………………………………………………………………………3-5
Глава 1. Понятие и сущность правосознания………………………….6-17
1.1. Понятие, функции и содержание правосознания……………………..6-9
1.2. Виды правосознания…………………………………………………….10-17
Глава 2. Общая характеристика правовой культуры……………….18-28
2.1. Понятие и элементы правовой культуры……………………………..18-24
2.2. Роль правосознания в правовой культуре……………………………...25-28
Заключение …………………………………………………………………. 29-31
Список использованной литературы…………………………………….32-34
Подводя итоги нашего исследования, попытаемся сформулировать понятие правовой культуры: правовая культура – это правовой режим, (качественное состояние правовой организации общества) совокупность материализованных идей, чувств и представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения человека и гражданина, иных лиц в сфере права, базирующийся на правовом сознании, обеспечивающий надлежащий уровень позитивной законности и реального функционирования правовой системы общества.
2.2. Роль правосознания в правовой культуре
В отечественной юридической литературе рассмотрение правовой культуры осуществляется в основном с позиции одной из трех концепций: антропологической, юридико-социологической, философской.
Правовая культура при философском подходе «представляет собой своего рода юридическое богатство, выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, юридической техники, которые относятся к духовной культуре, к правовому прогрессу»[36].
В рамках антропологического подхода правовая культура рассматривается как проявление самых разнообразных сфер правовой жизни. Она ориентирована прежде всего на суммарную, механическую фиксацию результатов правовой деятельности, которые характеризуются как ценности.
В контексте юридико-социологического подхода правовая культура рассматривается в двух плоскостях: во-первых, как характеристика уровня развития правовых явлений на определенном этапе развития общества, во-вторых, как качественная характеристика восприятия права и правового поведения отдельной личности[37].
Правовая культура составляет внутреннюю, ментально-духовную сторону правовой системы общества и глубоко пронизывает правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правотворческую, правоприменительную и любую иную юридическую деятельность, регулирует поведение людей, сообразуясь с социокультурными, историческими особенностями, выступает инструментом достижения социальной стабильности.
Правовая культура, как и культура в целом, неразрывно связана с историческими, этносоциальными, социокультурными особенностями того или иного народа, общества, государства. Обращение к истории развития российского общества дает возможность выявить его особенности, наглядно отраженные в правовой культуре: это многовековые пласты патриархально-коммунитарного, общинного менталитета с его как отрицательными, так и положительными свойствами, конформизм и одновременно нетерпимость, явное пренебрежительное отношение к закону при не менее очевидном уважении к «порядку», неприязнь к власти в целом и в то же время надежда, вера в доброго, справедливого лидера, вождя, при длительном отсутствии значимых демократических свобод постоянное стремление к «воле», творческому развитию личности и многое другое[38].
Несомненно, правовая культура непосредственно связана с многообразными общественными процессами, зависит от происходящих в обществе изменений и является их совокупным выражением. В правовой культуре воплощаются способы и результаты человеческой деятельности. Любые крупные изменения правовой деятельности предполагают одновременно и изменения правовой культуры. Однако одни и те же процессы, изменения по-разному воспринимаются различными категориями населения, неоднозначно влияют на жизнь отдельных социальных групп. В связи с этим социологический анализ предполагает исследование прежде всего групповой правовой культуры.
В жизнедеятельности людей взаимодействуют программы действий двух типов: биологические и социальные. Если первые передаются через наследственный генетический код, то вторые хранятся и передаются в обществе в качестве традиций. Последовательная бесконфликтная передача традиций, в данном случае – преемственность ценностно-мотивационных установок в сфере юридической деятельности и отношение к праву, от одного поколения другому обеспечивает стабильность социальной организации.
В связи с этим можно выделить две основные модели развития правовой культуры.
1. Модель эволюционного развития. Данная модель предполагает развитие правовой культуры как процесс восприятия опыта предшествующих этапов и поколений, бесконфликтной адаптации этого опыта к новым условиям. В этом случае «культура детей» является производной от «культуры отцов».
2. Модель прерывистого развития. Для данной модели свойствен разрыв преемственности между поколениями, невосприимчивость по тем или иным объективным и субъективным причинам традиций и установок, сложившихся в сфере правового общения на предшествующем этапе. В этом случае возникает противопоставление «культуры детей» и «культуры отцов».
Явлениями, образующими правовую культуру, выступают: а) правовое сознание; б) правовая наука; в) правовая деятельность; г) материальные предметы, обеспечивающие и сопровождающие правовую деятельность; д) юридические акты[39].
При характеристике правовой культуры наибольшее значение представляют правовое сознание, представляющая собой основу и составную часть правовой жизни организованного в государство общества.
Понятие правосознания обозначает сферу общественного, группового и индивидуального сознания, отражающую правозначимые явления и обусловленную правозначимыми ценностями, представлениями о должном правопорядке. Правовое сознание дает представление о духовных ценностях личности и общества с субъективной стороны. Оно выражается в чувствах, представлениях, идеях. Будучи элементом системы правового воздействия на общественные отношения, правосознание тесно связано с правовой культурой, которая в значительной степени характеризует правовую систему страны. При анализе правовой культуры общества изучают правовые феномены, описывают и приводят объяснения ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере, которые отражают объем прав и свобод человека, степень их гарантированности государством и обществом. Речь идет о качестве правовой жизни общества, о наличии или отсутствии в нем правовой личности, знающей, понимающей и соблюдающей свои права и обязанности[40].
В структуре правового сознания можно выделить следующие составляющие его и взаимозависимые элементы: знание права; представление о праве; отношение к действующему праву; требования, предъявляемые к праву; отношение к исполнению правовых предписаний.
Знание права, т.е. представление о содержании правовых предписаний, формируется либо в результате непосредственного изучения соответствующих нормативных положений, либо в результате опосредованного знакомства с ними. Правовые представления и отношение к праву, исполнению правовых предписаний формируются под влиянием норм морали, политических и иных воззрений. И если нравственное и политическое сознание человека сформировано правильно, то есть основания считать, что и его правовые представления будут близки к содержанию действующих нормативных актов.
На процесс формирования правового сознания человека решающее влияние оказывают следующие социальные факторы: а) непосредственные условия жизни и работы; б) организованная система обучения и воспитания; в) средства массовой информации; г) государственная молодежная политика. При этом динамика доминирующих в правовом сознании взглядов напрямую связана со складывающейся социально-экономической и политической ситуацией в обществе. Соответственно и радикальное воздействие на эту динамику в желательном для общества направлении возможно лишь в контексте конкретных позитивных изменений в общественном развитии. В противном случае правовое сознание может легко подвергаться деформации[41].
Таким образом, в правовом сознании как социальном явлении могут проявляться два его состояния: положительное и деформированное, которые в основном отличаются характером отражения правовой действительности и отношением их носителей к действующему праву, правосудию и законности. Положительное правосознание предполагает в целом позитивную оценку правовой действительности. Носитель положительного правосознания воспринимает право как реальный инструмент, при помощи которого можно и нужно регулировать отношения, субъектом которых он является, разрешать возникающие конфликты и защищать свои права и законные интересы.
Заключение
На основе проведенного исследования сформулируем следующие выводы.
Правосознание представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентации, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.
Основные функции правосознания – познавательная, оценочная и регулятивная.
Будучи в известном смысле непосредственным источником права, правосознание находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на сам процесс и результат правотворчества. Через правовое сознание и благодаря именно ему законодатель, определяет потребности общества и отражает его в правовых актах.
Таким образом, правовое сознание является органической составной частью правотворческой и правореализующей деятельности, выполняет роль механизма или инструмента.
Известны различные виды правосознания. По субъектам правовое сознание подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное. Индивидуальное и групповое правовое сознание носит общественный (социальный) характер. Общественное и групповое правосознание не существует вне индивидуального.
С точки зрения глубины отражения правовой деятельности обычно выделяют три уровня правосознания: обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное.
Профессиональное правосознание это обусловленная спецификой социальной роли и юридической деятельности профессионально формируемая система правовых идей, взглядов, чувств, ценностных ориентаций, определяющих образ жизни и мотивы поведения в служебной сфере представителей юридической профессии.
О наличии профессионального правосознания необходимо говорить только в том случае, если речь идет о специальных правовых знаниях, убеждениях, чувствах, навыках, которые должны быть присущи представителям юридической профессии. Предметом отражения профессионального правосознания выступают в первую очередь правоотношения, механизм правового регулирования, юридически значимое поведение людей и иные правовые явления. Эмпирический анализ структурных элементов профессионального правосознания позволяет утверждать, что знания отличаются глубиной и объемом, высокой степенью детализированности, теоретизированности и систематизированности. Правовые взгляды, чувства, эмоции обладают адекватностью и устойчивостью, выражающейся в относительном постоянстве, несмотря на те или иные изменения в правовой реальности. Специалист, обладающий профессиональным правосознанием, оценивает юридические факты и правовые явления, оперируя сущностными характеристиками. В свою очередь, обыватель руководствуется в повседневной жизни знаниями и представлениями, лежащими на поверхности. Он не в состоянии без специальных юридических познаний раскрыть сущность и закономерности правовых явлений. В целом для юристов характерно понимание взаимодействия правовых явлений и представление его как целостного механизма правового регулирования.
Проведенное исследование показало, что правовая культура – это правовой режим, (качественное состояние правовой организации общества) совокупность материализованных идей, чувств и представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения человека и гражданина, иных лиц в сфере права, базирующийся на правовом сознании, обеспечивающий надлежащий уровень позитивной законности и реального функционирования правовой системы общества.
Высокая правовая культура есть обязательное условие сознательного осуществления прав и обязанностей, законных интересов, преодоление правового идеализма и особенно правового нигилизма каждым членом общества в строгом соответствии с принципами права, конституционности, законности и правопорядка. Конечная цель правового воспитания состоит в формировании у каждого члена общества уважения к праву, закону как внутреннего убеждения, как безоговорочного мотива поведения.
Явлениями, образующими правовую культуру, выступают: а) правовое сознание; б) правовая наука; в) правовая деятельность; г) материальные предметы, обеспечивающие и сопровождающие правовую деятельность; д) юридические акты.
Система ценностей современной правовой культуры выражена в идеологии естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина. Приоритеты этой системы определены в следующем суждении: человек, его права и свободы – высшая ценность.
В период посттоталитарного развития в России произошел качественный переход от принципиально неправовой культурно-политической ситуации к принципиально правовой, от системы, которая в принципе отрицала правовую свободу, к системе, которая в принципе допускает правовую свободу. Но, несмотря на этот переход, правовой тип личности отнюдь не стал и не мог стать доминирующим. Неразвитость российской правовой культуры объективно сдерживает процесс формирования гражданского общества.
Список использованной литературы
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. (ред. от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. 21 января. 2009 г.;
2. Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник. 6-е изд. - М.: Норма, 2007;
3. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. - М.: Норма-Инфра, 1999;