Правосознание и правовая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Цель исследования заключается в определении сущности и специфики правосознания и правовой культуры, а также особенностей их проявления в современном обществе.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1) исследовать понятие, функции и содержание правосознания;
2) охарактеризовать виды правосознания;
3) выявить систему индикаторов правовой культуры;
4) проанализировать роль правосознания в правовой культуре.
ОБЪЕКТ: правовая культура в современном обществе, как одна из категорий общечеловеческих ценностей.
ПРЕДМЕТ: сущность и специфика проявления осознания гражданами своих прав, следования нормам правовой культуры.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3-5
Глава 1. Понятие и сущность правосознания………………………….6-17
1.1. Понятие, функции и содержание правосознания……………………..6-9
1.2. Виды правосознания…………………………………………………….10-17
Глава 2. Общая характеристика правовой культуры……………….18-28
2.1. Понятие и элементы правовой культуры……………………………..18-24
2.2. Роль правосознания в правовой культуре……………………………...25-28
Заключение …………………………………………………………………. 29-31
Список использованной литературы…………………………………….32-34

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ Правосознание и правовая культура.doc

— 185.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

МОУ «ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА»

 

Юридический факультет

 

Кафедра теории и истории государства и права

 

Дисциплина: теория государства и права

 

 

 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

на тему: «ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА»

 

 

 

 

 

Выполнила:                                              

студентка группы   1-зУЮ2

Скоблова Елена Михайловна           

Научный руководитель:

                                                                                                                к.ю.н., доцент Апарина И.В.

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

Волжский 2010

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………………………

3-5

 

 

Глава 1.   Понятие и сущность правосознания………………………….

 

6-17

 

 

1.1. Понятие, функции и содержание  правосознания……………………..

6-9

 

 

1.2. Виды правосознания…………………………………………………….

10-17

 

 

Глава 2.  Общая характеристика правовой  культуры……………….

    

18-28

 

 

2.1. Понятие и элементы правовой культуры……………………………..

18-24

 

 

2.2. Роль правосознания в правовой культуре……………………………...

25-28

 

 

Заключение ………………………………………………………………….  

29-31

 

 

Список использованной литературы…………………………………….

32-34

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Правовое сознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Осуществление процессов демократической трансформации общества, становление новой политико-правовой системы, гражданского общества и правового государства предполагают значительную работу по повышению уровня правосознания и правовой культуры. Это подтверждается выступлением Президента РФ Д.А. Медведева на международной конференции «Современное государство и глобальная безопасность», состоявшейся в сентябре 2010 г. в г. Ярославле, а именно: «Люди в демократической стране должны обладать высоким уровнем образования и культуры, а также должны быть убеждены, что живут в демократическом обществе… Свободное демократическое общество – это всегда общество образованных, высококультурных людей».[1]

Влияние правосознания на организацию общественной жизни очень велико. Это объясняется включением его в механизм правового регулирования как одного из средств воздействия на общественные отношения. Правосознание включается в работу как на стадии правотворчества, так и на стадии реализации права. В той или иной степени оно присутствует во всех элементах механизма правового регулирования – нормах права, правоотношениях, актах реализации права.

Наиболее зримую роль играет правосознание на стадии реализации права, в процессе воплощения в жизнь юридических прав и обязанностей. Жизнь человека ясно демонстрирует, что сознание, мысль, образ, волевое усилие, действительно управляют поведением людей, инициируют и регулируют их действия и поступки во всех сферах жизнедеятельности, в том числе правовой.

Многие специалисты утверждают, что в России на современном этапе ее исторического развития отсутствует правовая культура, либо она слабо развита. Обусловлено это тем, что российская государственность строилась на принципах тоталитаризма и авторитаризма, следовательно, российский народ отличался низким уровнем правосознания и правовым нигилизмом. Правовая культура представляет собой качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, положительно влияющее на общественное развитие и поддержание самих условий существования государства и общества. Правовая культура  включает в себя исключительно положительные, социально-полезные и ценностные компоненты правовой деятельности, которые накоплены человечеством в ходе его развития и которые, в конечном счете, способствуют социальному прогрессу цивилизации.

Все вышесказанное обуславливает актуальность исследования, проведенного в данной работе, и раскрывает причины нашего интереса к данной теме. Используя различные источники, мы попытались выяснить, какое значение в современном обществе имеет правосознание, и как оно связано с правовой культурой.

Степень разработанности проблемы: Исследования многих философов и юристов в этой области составили значительные труды. Правосознание теснейшим образом сопряжено с философскими теориями, идеологическими воззрениями, религиозными доктринами. Некоторые мыслители считали, что нормы права, их обязательность и принудительность живут лишь в сознании людей, поэтому право — явление психологическое    (Л. Петражицкий). Другие подчеркивали внешнюю принудительность права как внешнего средства регулирования свободы человека (И. Кант, Г. Гегель). Третьи считали право классовым регулятором общественных отношений (K. Маркс, В. И. Ленин). Четвертые признавали за правом роль оформителя и гаранта естественных прав человека (Ш. Монтескъе, Ж. Ж. Руссо).

    ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Цель исследования заключается в определении сущности и специфики правосознания и правовой культуры, а также особенностей их проявления в современном обществе.

        Из поставленной цели  вытекают следующие задачи:

1)                исследовать понятие, функции и содержание правосознания;

2)                охарактеризовать виды правосознания;

3)                выявить систему индикаторов правовой культуры;

4)                проанализировать роль правосознания в правовой культуре.

ОБЪЕКТ:  правовая культура в современном обществе, как одна из категорий общечеловеческих ценностей.

ПРЕДМЕТ: сущность и специфика проявления осознания гражданами своих прав, следования нормам правовой культуры.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ: Курсовая работа состоит из 2 глав, каждая из которых подразделена на 2 параграфа. В первой главе детально рассматривается понятие, сущность  и виды правосознания. Вторая глава  посвящена анализу понятия правовой культуры и ее составляющих, а также выявлению роли правосознания в ней.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА: Основывается на применении логико-юридического, сравнительно-правового и формально-логического методов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и сущность правосознания

1.1. Понятие, функции и содержание  правосознания

 

Правосознание – явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализа­ции, социально-правовых установок и ценностных ориентации, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически  значимых ситуациях[2].

Теория государства и права традиционно исследует такие ка­тегории, как понятие, сущность, структура правосознания, его функции, соотношение с правом и роль в механизме правового регулирования общественных отношений в целом, в обеспечении законности в частности, а также правовое воспитание населения и юристов-профессионалов. В литературе существует мнение, что наряду с такими достаточно четко обособленными частями науки, как теория права и теория государства, относительно самостоя­тельное значение имеет и теория правосознания[3].

Сознание возникает в процессе любой деятельности и проявля­ется в ней. Поэтому функции или назначение правового сознания могут быть поняты из результатов деятельности его субъектов.

Согласно теоретической концепции, разделяемой многими авторами, основные функции правосознания – познавательная, оце­ночная и регулятивная. Все другие функции практически охватыва­ются ими, в частности информативная, прогностическая и проч.[4]

Познавательной функции соответствует определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуаль­ной (мыслительной) деятельности и выражающихся в понятии «правовая подготовка».

Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Эмоциональное от­ношение выражается в определении значимости полученных зна­ний в конкретной ситуации или на будущее с точки зрения ин­дивида, группы, общества. Ценным признается то, что служит объектом желания, целью деятельности, что подвергается выбору и предпочтению в ряду других явлений.

В содержание правосознания входят четыре основных вида оценочных отношений: к праву и законодательству (его принци­пам, нормам, институтам); к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности (преступности, преступлениям, пре­ступникам); к правоохранительным органам (прокуратуре, адво­катуре, суду, юстиции, органам внутренних дел, их деятельности) к своему правовому поведению (самооценка)[5].               

В результате практической реализации ценностного отношения с участием воли, выполняющей роль энергетического двига­теля, возникает новое образование – интеллектуально-эмоционально-волевое, именуемое правовой установкой. Под установкой понимается тенденция или предрасположенность личности опре­деленным образом воспринимать и оценивать информацию, про­цессы, явления и готовность действовать в отношении их в соот­ветствии с этой оценкой. В своей совокупности установки органи­зуются в систему ценностных ориентации, основанных на системе убеждений. Доминирующие установки определяют направлен­ность личности, ее жизненную позицию и характеризуют содер­жательную сторону ценностных ориентации. Соответственно пра­вовая ориентация – это совокупность правовых установок инди­вида или общности (группы, коллектива), непосредственно фор­мирующих внутренний план, программу деятельности в юриди­чески значимых ситуациях.

Регулятивная функция правосознания осуществляется по­средством правовых установок и ценностно-правовых ориентации, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности. Результат этой регуляции – поведенческая реакция в виде пра­вомерного или противоправного поведения.[6]

Правовая подготовка людей не исчерпывается их формальны­ми юридическими знаниями. Можно обладать знаниями, но не уметь ими пользоваться.

Экспериментальные исследования правосознания различных групп и слоев населения показали, что центральным компонентом правосознания, определяющим соответствие поведения (деятель­ности) нормам права, являются ценностные отношения к закону. Для юристов-профессионалов наряду с отношением к закону одинаково значимыми являются правовые знания и умение приме­нять их. В отличие от населения, которому достаточно знать прин­ципы, аксиомы права и наиболее ходовые (нужные) нормы права, юристы должны досконально знать аксиомы, принципы и нормы тех отраслей права, с которыми они работают, достаточно хорошо – всех других, смежных отраслей, обязательно – источники права, научную литературу (рекомендации) и судебную практику по реализуемым отраслям права. Они должны быть готовы освоить в необходимом объеме новые знания из любой отрасли права, на­уки и техники, которые окажутся нужными в работе.

Правосознание существует «до», «после» права и «параллель­но» с ним и является, во-первых, его источником, отражающим объективные потребности развития общества, во-вторых, одним из обязательных механизмов (инструментов) реализации, вопло­щения в жизнь, в-третьих, средством оценки соответствия пове­дения (деятельности) нормам права[7].

Будучи в известном смысле непосредственным источником права, правосознание находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на сам процесс и результат правотворчества. Через правовое сознание и благодаря именно ему законодатель, как говорил Гегель, «улавливает дух своей эпохи» и отражает его в правовых актах.

Правовые нормы, в свою очередь, оказывают воздействие на раз­витие правового сознания граждан, формирование правильных представлений о правовых принципах и нормах, правоотношениях, ответственности. Правосознание играет регулирующую роль и в процессе правореализации, в том числе при разрешении юридичес­ких дел, принятии правоохранительных актов, а также всех видов конкретных юридических решений. Тот факт, что исполнение пра­вовых норм значительной частью людей (разной в разных условиях) осуществляется сознательно, в силу внутреннего убеждения, как раз и свидетельствует о регулирующей роли правосознания. Чем выше уровень правосознания, тем в большей мере оно проявляет эту свою роль приведения поведения в соответствие с целью и волей, выражаемых в праве, тем крепче законность и правопорядок.

Информация о работе Правосознание и правовая культура